Содержательная характеристика технологии




В условиях развития современного общества всё чаще и чаще можно услышать о повсеместном использовании понятия «технология». Но не каждый человек понимает настоящее значение этого слова и не различает его с терминами «способ», «метод» и т.д.

Понятие технологии гораздо шире, чем многие считают. Технология – это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, так как способ, в свою очередь, – это действие или система действий, применяемые при исполнении какой-либо работы, осуществлении чего-нибудь. А метод — это систематизированная совокупность действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. Одно понятие вытекает из другого. Образуется своеобразная последовательность: «способ-метод-технология».

Для того чтобы не путаться в терминах, необходимо разобраться чем технология отличается от других форм работы. Существует ряд признаков. Одна из таких особенностей технологии – это степень детализации. Если метод можно считать направлением работы, так называемой «картой», то технология – это подробный маршрут, благодаря которому можно прогнозировать скорость работы, её эффективность. Так же существует разница в содержании. Технология включает в себя четкую последовательность правил, в отличие от методики, которая содержит лишь идеологию, основную идею. Рассмотрим ещё одно из самых значимых отличий. Технология направлена на прогнозирование конечного результата и путей его достижения. Все методы, применяемые в рамках одной технологии, направлены на общую цель – получение продукции. Результаты осуществления технологии можно угадать, а планировать итоги методики практически невозможно.

Все существующие на данный момент технологии можно разделить на два основных вида: промышленные и социальные.

Основное отличие между ними состоит в том, что промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных процессов и операций. Замена одного процесса другим или изменение порядка процессов влечет изменение результата. Социальные технологии более гибки и приспосабливаются к любым обстоятельствам.

Социальные технологии более сложны по разработке и осуществлению. Можно сказать, что социальные технологии - это технологии более высокого уровня организации. Если промышленные технологии представляют собой цепочки точно подобранных процессов, то социальные технологии - это специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности мероприятий, направленных на достижение одной цели.

В число социальных технологий входят образовательные, педагогические, а так же технологии научения. Все они имеют свою специфику и могут использоваться для составления программ по развитию творческого потенциала. Для того чтобы понимать каким образом мы будем действовать при создании подобных программ нужно понять структуру, которую можно использовать как основу для разработки необходимой технологии. Вначале следует провести предварительную диагностику уровня развития творческого потенциала, чтобы выстроить образовательную траекторию и направление работы, затем необходимо подготовить мотивационный блок, позволяющий заинтересовать целевую группу в процессе обучения. Следующим этапом является сама организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности и её последующей реализации. Ряд отечественных авторов выделили факторы, способствующие развитию творческого потенциала:

1) Широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми

2) Взрослое окружение, выступающее как образец для подражания

3) Демократический стиль взаимоотношений между родителями и детьми

4) Разрешение ребенку эмоционального самовыражения

5) Активная, деятельная позиция взрослых

6) Ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду

7) Приобщение к творчеству через посещение различных кружков

8) Приобщение к радости познания через собственный опыт, путешествия

9) Положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка

Завершающим пунктом структуры можно считать контроль качества выполнения творческой деятельности. Объективный и рефлексивный анализ эффективности проделанной работы. Выявление проблем и путей дальнейшего их разрешения.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что технология - это более новое и широкое понятие, включающее в себя и способы и методы работы, необходимые для развития творческого потенциала человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: