по направлению «Педагогика» профиль «Воспитательная работа»




 

1) Сущность воспитания. Характеристика целостного воспитательного процесса.

2) Классические концепции воспитания (на выбор).

3) Теория свободного воспитания и ее реализация в педагогических взглядах Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля.

4) Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике.

5) Основные направления в развитии педагогической мысли в начале 20 века о воспитании человека.

6) Современные концепции воспитания школьников (на выбор).

7) Коллектив как объект и субъект воспитания. Теории развития коллектива.

8) Педагогическое взаимодействие в воспитании школьников.

9) Методика воспитания как способ осуществления педагогической деятельности.

10) Педагогическая программа воспитания школьника и методика ее проектирования (возрастная группа по выбору).

11) Методика реализации программы жизнедеятельности сообщества детей и взрослых - методика организации коллективной творческой жизни (возрастная группа по выбору).

12) Методика организации взаимодействия семьи и школы. Взаимодействие педагога-воспитателя с родителями школьников.

13) Методики оценки и анализа результатов коллективной жизнедеятельности, воспитательной деятельности, воспитательных влияний.

14) Семья в системе воспитательных институтов. Стратегии семейного воспитания в современном отечественном и зарубежном опыте.

15) Воспитательная деятельность педагога-воспитателя в детском оздоровительном лагере

16) Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей. Роль педагога дополнительного образования в его реализации.

17) Учет особенностей подростковой и молодежной субкультуры в программа деятельности педагога-воспитателя.

18) Воспитание у школьников толерантности и национально-культурной идентичности.

19) Воспитательные возможности детских и молодежных объединений и организаций.

20) Классный руководитель в современной школе.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

Обобщенная формулировка задачи

Современному обществу требуются инициативные, творческие люди, способные брать ответственность на себя за происходящее вокруг. Воспитать такого человека, можно только в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Наблюдения показывают, что сегодняшние школьники в большей степени заняты учебной деятельностью, озабочены собственными интересами. Возникает вопрос, как побудить школьника проявлять созидательную инициативу в социально-значимой деятельности?

Ключевое задание.

Разработайте проект воспитательной деятельности, направленный на побуждение школьников к проявлению созидательной инициативы в социально-значимой деятельности (возрастная группа по Вашему выбору).

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

Обобщенная формулировка задачи

При решении задач воспитания школьников педагогу приходится взаимодействовать со многими людьми, которые так или иначе включаются в организованный им воспитательный процесс. Это родители учащихся, педагоги-коллеги, педагоги учреждений дополнительного образования, деятели науки и культуры, спортсмены, общественные деятели и другие. Насколько полезным для воспитания школьников будет участие привлеченных педагогом людей в том или ином деле, во многом зависит от того, понимают ли они, что от них требуется, что им нужно делать. Для этого необходимо, чтобы педагог заранее объяснил взрослому его задачу, подготовил к её выполнению.

Ключевое задание.

Разработайте методическую подсказку взрослому, которого Вы привлекли для участия в проведении конкретного коллективного творческого дела в детском объединении, где Вы являетесь педагогом-воспитателем, и спланируйте на её основе как Вы разъясните этому человеку его задачу.

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

Обобщенная формулировка задачи

В педагогической науке и практике доказано, что важнейшим условием воспитания человека, способного к совершению нравственных поступков, к сотрудничеству, к созидательной творческой самореализации является детский коллектив. Первым шагом на пути создания коллектива может быть добровольное объединение школьников в сообщество детей и взрослых на основе общих ценностей, жизненных смыслов, интересов, желания решить важные для них проблемы. Педагогу-воспитателю стать лидером такого сообщества нелегко. Создание сообщества рекомендуется начать с предварительной работы воспитателя.

Ключевое задание.

Разработайте предварительный замысел создания сообщества детей и взрослых в общеобразовательной школе и наметьте первые шаги по его реализации.

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи

Одним из важнейших условий развития творческой индивидуальности школьников является включение их в решение значимых для них личностных и общественных проблем в составе сообщества детей и взрослых. При этом школьники должны занимать субъектную позицию на всех этапах её решения - от замысла того, как можно решить проблему, до последействия. Однако у них фактически нет опыта совместного созидательного решения проблем. Одним из средств педагогического сопровождения деятельности учащихся может быть адресованная им методическая подсказка.

Ключевое задание.

Разработайте методическую подсказку школьникам по решению значимой для них проблемы (или группы проблем) в составе сообщества детей и взрослых.

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи

Сегодня, как свидетельствуют документы Правительства РФ и Министерства науки и образования РФ, перед педагогом стоят серьёзные задачи по воспитанию подрастающего поколения. Успешно реализовывать воспитательную функцию образования в своем классе педагог не может без объединения усилий с родителями школьников. Однако родители в силу разных причин плохо идут на взаимодействие с педагогом в воспитании своих детей. Возникает вопрос: как их привлечь к воспитательной работе с классом?

Ключевое задание.

Разработайте план Ваших действий по привлечению родителей школьников к воспитательной работе в классе, в котором Вы являетесь классным руководителем.

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется тем, что достаточно сильны миграционные процессы. В связи с этим в традиционно русскоязычных классах оказываются дети других этнических групп, вероисповеданий, жизненного и учебного опыта. Они отличаются от сверстников, которые уже давно учатся в этом классе по внешнему виду, привычкам, манере поведения. Нередко эти дети прибыли из района конфликта или семья вынуждена была переселиться с родных мест из-за неблагополучных экономических факторов. В связи с тем, что русский язык для них неродной, эти школьники часто испытывают затруднения в учебе. Часто и сами они не хотят считаться с нормами и правилами, которые сложились в образовательном учреждении. Учащиеся класса, да нередко и учителя, не всегда по-доброму принимают «новичков». Это связано со многими причинами. Одна из них - отсутствие чувства толерантности к другому человеку.

Ключевое задание.

Разработайте стратегию действий педагога-воспитателя, которая позволит наладить отношения ребенка из семьи мигрантов с учащимися конкретного класса.

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи

Школа, осуществляя политику в области образования, должна иметь стратегию сотрудничества с родителями. Взаимодействие семьи и школы проявляется в очень разных направлениях. Это привлечение родителей к внеурочной воспитательной работе со школьниками, их психолого-педагогическое просвещение; квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях; информирование родителей о школьной жизни, об организации образовательного процесса и его результатах, о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребенка, и др. Педагогу необходимо привлекать родителей к решению вопросов, связанных с профессиональной ориентацией на определенную сферу деятельности. Однако это ему не всегда успешно удается.

Ключевое задание.

Разработайте план взаимодействия педагога с родителями по профессиональной ориентации учащихся.

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

Обобщенная формулировка задачи.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьные музеи могут быть разной направленности: художественные, боевой славы, истории образовательного учреждения, детской игрушки, истории семейных реликвий и др. Однако не во всех школах такие музеи сегодня есть или не всегда они созданы по правилам музейного дела. В своей деятельности они подчас не опираются на идеи музейной педагогики.

Ключевое задание.

Разработайте замысел проекта создания школьного музея, опираясь на идеи музейной педагогики.

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи

О детях и возрастных особенностях детей можно сегодня прочитать немало книг, в которых раскрываются психологические, биологические, физиологические аспекты развития ребенка. Но педагоги-воспитатели в своей профессиональной деятельности не могут опираться и учитывать лишь «книжные» знания, так как им приходиться работать с конкретным ребенком, обладающим своей неповторимой индивидуальностью, нужно уметь взаимодействовать с ребенком, и в связи этим принимать конкретные педагогические решения, то есть «нужно знать ребенка во всех отношениях». И поэтому каждый педагог должен уметь составлять монографическую характеристику на ребенка. Кроме того, часто от педагога требуют такие характеристики на детей в разные инстанции (техникум, медицинскую комиссию, ГУВД и др.)

Ключевое задание.

Составьте монографическую характеристику школьника, отражающую развитие у него опыта созидания, который проявляется в разных сферах: учеба, внеучебная деятельность, кружок, двор, семья. (возраст школьника по Вашему выбору).

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщённая формулировка задачи.

Неотъемлемой частью работы педагога-воспитателя является создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе, комфортной эмоционально-психологической атмосферы, в которой вдохновенно работается, интересно живется, где каждый уверен в поддержке. Этому способствуют особые формы организации повседневной жизни школьников, включение их в коллективные творческие дела, разработку и реализацию различных проектов, которые сплачивают коллектив. Однако педагоги часто испытывают трудности при решении этой профессиональной задачи.

Ключевое задание.

Разработайте проект, направленный на создание благоприятного психологического климата в классе (возрастная группа по Вашему выбору).

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи

Проблемы наркомании и алкоголизма в последнее время все чаще дают о себе знать, в том числе и в образовательных учреждениях. Более того, они становятся средой распространения наркотиков. Приобщение школьников к здоровому образу жизни становится одной из важнейших задач педагога-воспитателя. Педагоги должны быть не только очень наблюдательными за своими подопечными, уметь объяснять последствия влияния пагубных веществ на организм и вовремя предотвращать желания детей попробовать «запретный плод», необходимо уметь организовывать содержательную жизнедеятельность школьников, направленную на решение волнующих их проблем, руководствуясь ценностями здорового образа жизни.

Ключевое задание.

Разработайте программу воспитательной деятельности в конкретном классе, направленную на приобщение школьников к здоровому образу жизни (возрастная группа по Вашему выбору).

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи

В условиях развития рыночных отношений в нашей стране в школы вошло искаженное и примитивное понимание детьми «рынка». Зачастую бывает ситуации, когда школьники считают, что они не должны помогать своим товарищам бесплатно ни в учёбе, ни в решении личных проблем, ведь можно заработать на этом деньги. Или оказание той или иной помощи носит характер «взаимозачета». Формируется корыстное, потребительское отношение школьников друг к другу, другим людям, самоценным для них становятся деньги, а не гуманистические человеческие отношения: отзывчивость, доброта, взаимовыручка. Педагог-воспитатель не может быть в стороне от этого негативного явления в школьной среде.

Ключевое задание.

Составьте рекомендации педагогу-воспитателю по предотвращению в классе отношения «ты мне - я тебе».

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи.

Сегодня в век информационных технологий и коммуникаций, многие образовательные учреждения получили возможность оборудовать свои помещения по последнему «слову техники». Всё шире используются в образовании возможности Интернет, создаются школьные сайты, электронные ученические СМИ, реализуются различные телекоммуникационные проекты, проводятся конкурсы. Это созвучно повышенному интересу многих школьников к работе на компьютере. Вместе с тем известны негативные последствия таких занятий ребенка вне продуктивного педагогического влияния. Педагогу-воспитателю необходимо уметь использовать информационные технологии при реализации программы воспитания школьников в соответствии с их возрастными особенностями.

Ключевое задание.

Выберите одну из форм использования информационных технологий в воспитании школьников и разработайте соответствующие методические рекомендации для педагога.

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи.

В последнее время ведется активный поиск и совершенствование системы оценивания достижений учащихся. Это вызвано тем, что в традиционном образовательном процессе, как правило, оцениваются, прежде всего, их академическая успешность. Вместе с тем сегодня доказано, что важное значение для развития личности школьника имеет оценка его личностных достижений, в том числе во внеучебной деятельности. Однако на сегодняшний день нет сложившихся и распространенных в массовой практике форм оценивания этих достижений. Педагоги-воспитатели ведут активный поиск в этом направлении.

Ключевое задание.

Предложите формы учета и оценивания личностных достижений школьника во внеучебной деятельности в соответствии с его возрастными особенностями. Разработайте одну из них.

.

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи.

Всем известно педагогическое значение игры для детей разных возрастов. Оно состоит в том, что игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявле­ния своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Практика показывает, что чаще всего дети с большой охотой играют в стихийные, командные, спортивные игры, а включение их в педагогически организованные игры порой вызывает у них неприятие и недовольство в силу разных причин. Однако без включения детей в социальные игры, невозможно развития у них навыков общения, социализации себя в обществе. Поэтому задача педагога найти ключ к каждому ребенку, чтобы включить в процесс таких игр. Проблема также еще и в том, что даже если ребенок не против самой игры, то, порой взяв на себя ту или иную роль, не может с ней справиться, и из-за этого могут возникнуть конфликты.

Ключевое задание.

Разработайте методическую подсказку педагогу по включению ребенка в педагогически организованную социальную игру.

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи.

Организуя современный воспитательный процесс, педагог сегодня не может ограничиваться только рамками образовательного учреждения. При этом от педагога сегодня требуется не только расширение образовательного пространства, но и расширение спектра социальных партнеров, с которыми педагог вступает во взаимодействие, направленное на решение задач воспитания. Необходимость реализации данных условий на практике порождает ряд трудностей, связанных с неумением педагога выбрать социальных партнеров для реализации программы воспитания школьников и организовать с ними продуктивное взаимодействие.

Ключевое задание.

Разработайте фрагмент программы воспитания школьников, определите круг потенциальных социальных партнеров, которые могут принять участие в её реализации, предложите возможное содержание их деятельности и способы взаимодействия с ними педагога-воспитателя.

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи.

Семья является одним из самых важных социальных институтов, где ребенок растет и развивается, приобретает жизненный опыт, где закладываются основы воспитания полноценной личности. Поэтому каждому человеку необходима семья, дом и теплые взаимоотношения с родителями, чтобы он мог прийти домой, в котором царит уют и порядок. Рядом всегда должны быть родители, которые помогут в сложной ситуации, поддержат и выручат. Но, к сожалению, в современных условиях все иначе: даже имея полноценную семью, уютную домашнюю обстановку, ребятам не достает общения с родителями. Когда возникают проблемы, подростки нуждаются в помощи родителей, в советах и заботе. Родители же в повседневной суете нередко забывают о том, что их чадо нуждается в них и их общении как никто другой. Эта проблема актуальна в 21 веке и требует своего решения.

Ключевое задание.

Разработать совместный проект детей и родителей, направленный на создание условий для их продуктивного взаимодействия и взаимопонимания.

 

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи.

В настоящее время происходит процесс перехода от индустриального общества к постиндустриальному, что сопровождается проникновением во все сферы человеческой деятельности новейших компьютерных технологий. Вследствие того, что подростки уделяют большую часть свободного времени просмотру телевизора или игре в компьютер, ребята перестают читать книги, предпочитая получать информацию с помощью новейших средств, таких как сеть Интернет. Книга для них не является ценностью, и у них пропадает интерес к самому процессу чтения. Сам процесс чтения перестал многим школьникам доставлять удовольствие, а является лишь необходимостью. В связи с этим перед педагогом стоит задача изменить такое их отношение к книге, к её чтению.

Ключевое задание.

Составить методические рекомендации педагогу по созданию условий, способствующих приобщению школьников к книге, воспитанию культуры чтения.

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи.

В современной школе, учреждениях дополнительного образования влиться в коллектив новому ученику подчас довольно сложно. Когда в кружок приходит «новичок», дети нередко подшучивают над ним, насмехаются, постоянно указывают на недостатки, формируя этим комплексы неполноценности у школьника. И лишь через довольно долгое время дети принимают новенького в свой коллектив, если принимают вообще. Но приходят другие ученики и ситуация повторяется. Новенькому трудно вжиться в новый коллектив. Поэтому он не может в полной мере раскрыться, показать себя, проявить творчество, инициативу, развить способности. Для полноценного развития ребенка как личности необходимо, чтобы он комфортно чувствовал себя в сообществе детей. Следовательно, перед педагогом стоит задача - помочь влиться ребенку в новый коллектив.

Ключевое задание.

Разработать стратегию и тактику, которые позволят новичку наладить межличностные отношения в детской группе и стать в ней «принимаемым».

 

2. Решите профессиональную задачу педагога-воспитателя, предварительно составив для неё контекст, который необходимо учитывать при её решении.

 

Обобщенная формулировка задачи.

Освоение школьниками опыта созидательной жизни происходит в процессе общения и совместной деятельности. Важнейшим условием освоение ребенка такого опыта является включения детей в педагогически организованное коллективное творческое дело, в котором каждый ребенок может себя проявить, обогатить свой опыт созидания. Однако педагог не всегда выбирает педагогически целесообразную стратегию включения конкретного ребенка в КТД; не учитывает возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, опыт участия его в той или иной деятельности, желания выполнять ту или иную роль, поручения в ходе подготовки и проведения КТД. Все это не только снижает педагогический воспитательный потенциал включения ребенка в КТД, но иногда сводит его к нулю. Поэтому педагогу важно уметь выбирать, выстраивать педагогическую стратегию включения ребенка в КТД.

Ключевое задание.

Разработайте и опишите стратегию включения конкретного ребенка в коллективное творческое дело.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Педагогическое образование» и профилю подготовки ______________________________________

 

Автор: Р.У. Богданова, д.п.н., профессор; Смирнова Н.В., к.п.н., доцент

 

Рецензент(ы) _________________________________________

 

Программа одобрена на заседании _______________________

от ___________ года, протокол № ________.

 

 

Председатель совета УМО

по направлениям педагогического образования

на базе РГПУ им. А.И. Герцена ___________________Г.А. Бордовский

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: