Экономическая (аналитическая) часть дипломной работы
Структура экономической части:
• Анализ внешней среды
– SWOT-анализ
– Конкурентный анализ
• Сравнительный конкурентный анализ
• Построение матрицы БКГ
• Анализ внутренней среды
– Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
SWOT-анализ
Для того чтобы получить ясную оценку сил вашего предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
· Сильные стороны (Strengths) — преимущества вашей организации;
· Слабости (Weaknesses) — недостатки вашей организации;
· Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;
· Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.
Сильные стороны вашего предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.
Слабые стороны вашего предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые ваше предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на ваше предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
!!!!! Обратите внимание: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью.
Основные правила проведения SWOT-анализа:
Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок.
Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Важно понимать, что SWOT-анализ — это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.
Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.
Показатели, необходимые для проведения SWOT-анализа.
Показатели внешней среды:
- Экономические факторы - величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п.
- Политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику
- Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации
- Технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции
- Международные факторы - угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков
- Правовые факторы - изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы
- Социальные факторы - отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д.
Показатели непосредственного окружения:
- Покупатели - географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту
- Поставщики - стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком
- Конкуренты - выявление слабых и сильных сторон
- Рынок рабочей силы
Показатели внутренней среды компании
- Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы
- Организация управления
- Производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки
- Финансы фирмы
- Маркетинг
- Организационная культура
!!!!! SWOT-анализ предлагается оформить в виде 3 таблиц, две из которых, являются вспомогательными (таблица 1 и таблица 2).
Факторы SWOT-анализ определяются по обычной схеме, но при этом проводится их оценка.
1 этап оценки стратегических факторов определение значимости фактора – оценка дается в долях и суммарная оценка по каждой из таблиц должна быть равна 1.
2 этап оценки стратегических факторов оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на предприятие определяют по 5 бальной шкале.
3этап нахождение взвешенной оценки осуществляется следующим образом, оценка фактора умножается на значимость фактора.
По значению комплексных оценок факторов внутренней и внешней среды судят о положении предприятия, выявляют его проблемы и устанавливают стратегические направления его развития. Взвешенные оценки могут служить так же для отбора наиболее значимых факторов.
Таблица 1
Матрица сильных и слабых сторон
Стратегические факторы | Значимость фактора | Оценка фактора | Взвешенная оценка |
Сильные стороны | |||
1. | |||
Слабые стороны | |||
1. | |||
Суммарная оценка |
Таблица 2
Матрица возможностей и угроз
Стратегические факторы | Значимость фактора | Оценка фактора | Взвешенная оценка |
Возможности | |||
1. | |||
Угрозы | |||
1. | |||
Суммарная оценка |
Таблица 3
(Таблица 3 заполняется на основе таблиц 1 и 2)
Матица SWOT.
Внешняя среда Внутренняя среда | Возможности 1) 2) | Угрозы 1) 2) |
Сильные стороны _____________ | Поле сильных сторон и возможностей | Поле сильных сторон и угроз |
Слабые стороны _____________ | Поле слабых сторон и возможностей | Поле слабых сторон и угроз |
Конкурентный анализ
Вариант 1.
Сравнительный конкурентный анализ
Ключевые факторы успеха есть общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Дело не в том, может или не может конкретная фирма в настоящее время реализовать эти факторы. Задача заключается в определении факторов, дающих в данной отрасли ключ к успеху в конкуренции. Выделение КФУ для конкретной отрасли есть первый шаг, за которым должна последовать разработка мероприятий по овладению КФУ, характерных для отрасли. Эта работа представляет собой существенную часть разработки стратегического плана предприятия с учетом характера целей и задач развития, как их представляет себе руководство предприятия. КФУ должны рассматриваться как фундамент разрабатываемой стратегии. КФУ не одинаковы для разных отраслей, а для конкретной отрасли могут меняться во времени. Тем не менее, можно попробовать выделить базовые КФУ, некоторые из которых приведены ниже. Задача аналитиков заключается в том, чтобы выделить 3-5 наиболее важных на ближайшую перспективу КФУ, например путем ранжирования всех выделенных факторов, имеющих значение для данной отрасли. Именно они должны потом лечь в основу стратегии предприятия.
1. КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве:
- опыт организации научных исследований (важен в отраслях высокой технологии);
- способность быстрого осуществления технологических и (или) организационных нововведений;
- наличие опыта работы с передовыми технологиями.
2. КФУ, связанные с организацией производства:
- низкие издержки производства;
- высокое качество производимых товаров;
- высокая фондоотдача (для фондоемких отраслей);
- выгоды, связанные с местоположением предприятия;
- наличие доступа к квалифицированной рабочей силе;
- отлаженное партнерство с хорошими поставщиками;
- высокая производительность труда (для трудоемких отраслей);
- низкие издержки на НИОКР и технологическую подготовку производства;
- гибкость в производстве различных моделей и типоразмеров, возможность учета индивидуальных запросов покупателей.
3. КФУ, основанные на маркетинге:
- хорошо организованная собственная распределительная сеть или наличие твердых партнерских отношений с независимой распределительной сетью;
- низкие издержки распределения;
- быстрая доставка;
- хорошо подготовленный персонал, занятый сбытом;
- доступный и хорошо организованный сервис;
- аккуратное выполнение заказов;
- широта ассортимента и возможность выбора товаров;
- привлекательная, надежная и удобная упаковка;
- наличие гарантий на товары и гарантий выполнения обязательств.
4. КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом:
- профессиональное превосходство, признанный талант (фактор имеет огромное значение в сфере профессиональных услуг);
- обладание секретами производства;
- умение создавать оригинальный и привлекательный дизайн товаров;
- наличие опыта в определенной технологии;
- использование умной, захватывающей рекламы;
- умение быстро разрабатывать и продвигать новую продукцию.
5. КФУ, связанные с организацией и управлением:
- наличие эффективных и надежных информационных систем;
- способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий;
- опытная в данной сфере деятельности и хорошо сбалансированная управленческая команда.
6. Возможно выделение и других КФУ, например:
- наличие хорошей репутации у потребителей;
- доступ к финансовому капиталу;
- признание фирмы как безусловного лидера отрасли и др.
!!! (Для построения конкурентного профиля можно использовать все 6 групп показателей, но можно использовать и объединенный вариант, что сделано в таблице 4, т.к. оценить в бальных оценках все показатели затруднительно, но необходимо для каждой конкретной фирмы корректировать КФУ)
!!! в примере используется 5 бальная шкала оценок, однако можно использовать и 10 бальную шкалу.
Таблица 4
Построение конкурентного профиля на основе оценки конкурентных факторов успеха.
Типы КФУ и их составляющие | Балл |
1. Технология и оказание услуг: | |
- способность к инновациям в предложении услуг; | |
- способность к инновациям в предложенных продуктах; | |
- обеспечение адекватной квалифицированной рабсилой; | |
2. Маркетинг: | |
- мощная сеть дистрибьюторов/дилеров; | |
- хорошо испытанный, проверенный способ продаж; | |
- удобный, доступный сервис; | |
- точное удовлетворение покупательских запросов; | |
- широта диапазона предлагаемых услуг; | |
3. Возможности организации: | |
- первоклассные информационные системы; | |
- способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия; | |
- наличие договоров франчайзинга | |
4. Имидж и репутация: | |
- благоприятный имидж и репутация; | |
- осознание себя, как лидера; | |
- удобное расположение; | |
- приятное, вежливое обслуживание; |
Вариант 2