Сравнительный конкурентный анализ




Экономическая (аналитическая) часть дипломной работы

Структура экономической части:

• Анализ внешней среды

– SWOT-анализ

– Конкурентный анализ

• Сравнительный конкурентный анализ

• Построение матрицы БКГ

• Анализ внутренней среды

– Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия

SWOT-анализ

Для того чтобы получить ясную оценку сил вашего предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

· Сильные стороны (Strengths) — преимущества вашей организации;

· Слабости (Weaknesses) — недостатки вашей организации;

· Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;

· Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.

Сильные стороны вашего предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.

Слабые стороны вашего предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые ваше предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на ваше предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

!!!!! Обратите внимание: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью.

Основные правила проведения SWOT-анализа:

Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Правило 2. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.

Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок.

Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Важно понимать, что SWOT-анализ — это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.

Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.

Показатели, необходимые для проведения SWOT-анализа.

Показатели внешней среды:

  • Экономические факторы - величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п.
  • Политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику
  • Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации
  • Технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции
  • Международные факторы - угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков
  • Правовые факторы - изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы
  • Социальные факторы - отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д.

Показатели непосредственного окружения:

  • Покупатели - географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту
  • Поставщики - стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком
  • Конкуренты - выявление слабых и сильных сторон
  • Рынок рабочей силы

Показатели внутренней среды компании

  • Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы
  • Организация управления
  • Производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки
  • Финансы фирмы
  • Маркетинг
  • Организационная культура

!!!!! SWOT-анализ предлагается оформить в виде 3 таблиц, две из которых, являются вспомогательными (таблица 1 и таблица 2).

Факторы SWOT-анализ определяются по обычной схеме, но при этом проводится их оценка.

1 этап оценки стратегических факторов определение значимости фактора – оценка дается в долях и суммарная оценка по каждой из таблиц должна быть равна 1.

2 этап оценки стратегических факторов оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на предприятие определяют по 5 бальной шкале.

3этап нахождение взвешенной оценки осуществляется следующим образом, оценка фактора умножается на значимость фактора.

По значению комплексных оценок факторов внутренней и внешней среды судят о положении предприятия, выявляют его проблемы и устанавливают стратегические направления его развития. Взвешенные оценки могут служить так же для отбора наиболее значимых факторов.

Таблица 1

Матрица сильных и слабых сторон

Стратегические факторы Значимость фактора Оценка фактора Взвешенная оценка
Сильные стороны
1.      
Слабые стороны
1.      
Суммарная оценка      

Таблица 2

Матрица возможностей и угроз

Стратегические факторы Значимость фактора Оценка фактора Взвешенная оценка
Возможности
1.      
Угрозы
1.      
Суммарная оценка      

Таблица 3

(Таблица 3 заполняется на основе таблиц 1 и 2)

Матица SWOT.

Внешняя среда Внутренняя среда Возможности 1) 2) Угрозы 1) 2)
Сильные стороны _____________   Поле сильных сторон и возможностей Поле сильных сторон и угроз
Слабые стороны _____________   Поле слабых сторон и возможностей Поле слабых сторон и угроз

Конкурентный анализ

Вариант 1.

Сравнительный конкурентный анализ

Ключевые факторы успеха есть общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции. Дело не в том, может или не может конкретная фирма в настоящее время реализовать эти факторы. Задача заключается в определении факторов, дающих в данной отрасли ключ к успеху в конкуренции. Выделение КФУ для конкретной отрасли есть первый шаг, за которым должна последовать разработка мероприятий по овладению КФУ, характерных для отрасли. Эта работа представляет собой существенную часть разработки стратегического плана предприятия с учетом характера целей и задач развития, как их представляет себе руководство предприятия. КФУ должны рассматриваться как фундамент разрабатываемой стратегии. КФУ не одинаковы для разных отраслей, а для конкретной отрасли могут меняться во времени. Тем не менее, можно попробовать выделить базовые КФУ, некоторые из которых приведены ниже. Задача аналитиков заключается в том, чтобы выделить 3-5 наиболее важных на ближайшую перспективу КФУ, например путем ранжирования всех выделенных факторов, имеющих значение для данной отрасли. Именно они должны потом лечь в основу стратегии предприятия.

1. КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве:

  • опыт организации научных исследований (важен в отраслях высокой технологии);
  • способность быстрого осуществления технологических и (или) организационных нововведений;
  • наличие опыта работы с передовыми технологиями.

2. КФУ, связанные с организацией производства:

  • низкие издержки производства;
  • высокое качество производимых товаров;
  • высокая фондоотдача (для фондоемких отраслей);
  • выгоды, связанные с местоположением предприятия;
  • наличие доступа к квалифицированной рабочей силе;
  • отлаженное партнерство с хорошими поставщиками;
  • высокая производительность труда (для трудоемких отраслей);
  • низкие издержки на НИОКР и технологическую подготовку производства;
  • гибкость в производстве различных моделей и типоразмеров, возможность учета индивидуальных запросов покупателей.

3. КФУ, основанные на маркетинге:

  • хорошо организованная собственная распределительная сеть или наличие твердых партнерских отношений с независимой распределительной сетью;
  • низкие издержки распределения;
  • быстрая доставка;
  • хорошо подготовленный персонал, занятый сбытом;
  • доступный и хорошо организованный сервис;
  • аккуратное выполнение заказов;
  • широта ассортимента и возможность выбора товаров;
  • привлекательная, надежная и удобная упаковка;
  • наличие гарантий на товары и гарантий выполнения обязательств.

4. КФУ, основанные на обладании знаниями и опытом:

  • профессиональное превосходство, признанный талант (фактор имеет огромное значение в сфере профессиональных услуг);
  • обладание секретами производства;
  • умение создавать оригинальный и привлекательный дизайн товаров;
  • наличие опыта в определенной технологии;
  • использование умной, захватывающей рекламы;
  • умение быстро разрабатывать и продвигать новую продукцию.

5. КФУ, связанные с организацией и управлением:

  • наличие эффективных и надежных информационных систем;
  • способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий;
  • опытная в данной сфере деятельности и хорошо сбалансированная управленческая команда.

6. Возможно выделение и других КФУ, например:

  • наличие хорошей репутации у потребителей;
  • доступ к финансовому капиталу;
  • признание фирмы как безусловного лидера отрасли и др.

!!! (Для построения конкурентного профиля можно использовать все 6 групп показателей, но можно использовать и объединенный вариант, что сделано в таблице 4, т.к. оценить в бальных оценках все показатели затруднительно, но необходимо для каждой конкретной фирмы корректировать КФУ)

!!! в примере используется 5 бальная шкала оценок, однако можно использовать и 10 бальную шкалу.

Таблица 4

Построение конкурентного профиля на основе оценки конкурентных факторов успеха.

Типы КФУ и их составляющие Балл
1. Технология и оказание услуг:  
- способность к инновациям в предложении услуг;  
- способность к инновациям в предложенных продуктах;  
- обеспечение адекватной квалифицированной рабсилой;  
2. Маркетинг:  
- мощная сеть дистрибьюторов/дилеров;  
- хорошо испытанный, проверенный способ продаж;  
- удобный, доступный сервис;  
- точное удовлетворение покупательских запросов;  
- широта диапазона предлагаемых услуг;  
3. Возможности организации:  
- первоклассные информационные системы;  
- способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия;  
- наличие договоров франчайзинга  
4. Имидж и репутация:  
- благоприятный имидж и репутация;  
- осознание себя, как лидера;  
- удобное расположение;  
- приятное, вежливое обслуживание;  

 

Вариант 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: