О РОДОЛЮБИИ И ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА




Павел Тулаев

Сколько выдающихся патриотов России выступало в защиту укрепления и развития национального самосознания! Классики русской мысли – от Нестора Летописца и Михаила Ломоносова до Николая Данилевского и Ивана Ильина – общеизвестны. А из наших современников, с которыми я имею честь быть знакомым и сотрудничать, назову такие имена как Е.С. Троицкий, И.С. Глазунов, Ю.К. Бегунов, О.А. Платонов, В.Л.Калашников, Н.А. Нарочницкая. Список этот далеко не полный. Сотни и даже тысячи наших соотечественников жили ради того, чтобы, чтобы наша Родина развивалась по самобытному и свободному пути к процветанию.

И вот, сравнительно недавно сам Президент Российской Федерации В.В. Путин публично заявил: «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917 и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития». (1)

Прекрасные слова! Но для того чтобы опереться на богатство российской культуры, надо для начала изучить её. Ведь наше прошлое – это не то, что было когда-то давно, и не имеет к нам никакого отношения, а наше родовое наследие, вечно актуальный, многовековой опыт, требующий глубокого исследования. Лучшие достижения прошлых эпох в области науки, литературы, искусств – наши бесценные сокровища.

Общая история делает нас единым народом, единой нацией, близкими и родными людьми. Вот почему всегда были и будут желающие переписать историю, «улучшить» её или наоборот оболгать.

Наивные люди легко верят всему, что они слышат и читают. Они повторяют пошлые анекдоты, бредовые высказывания наших явных идеологических врагов, пересказывают политические мифы о России, о ее прошлых и нынешних государственных деятелях.

Конечно, наиболее разумные и любознательные из наших современников пытаются постичь прошлое, но при этом они ограничиваются лишь немногими источниками. В постижении сложной, драматичной истории, которая является отраслью специальной науки, они доверяют мнению других, например, наиболее продаваемых авторов. Часто можно услышать ссылки на Льва Гумилева, Николая Фоменко, Александра Асова. Их публикации занимают целые полки в книжных магазинах. Проверяют ли доверчивые читатели факты, полученные из этой литературы? Если только немногие.

В отличие от любительского подхода к прошлому своего народа профессиональные историки и наиболее любознательные патриоты знают о том, что существуют не только классические труды В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, А.Д. Нечволодова и других выдающихся ученых, но целые научные школы, претендующие на истину.

Поставив перед собой сложную задачу обобщения всего положительного опыта российской исторической науки, я подготовил и прочитал в Международном славянском институте им. Г.Р. Державина свой авторский курс «РУССКИЙ МИР В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ». (2)

Отдельные факты и выводы я, конечно, заимствую у классиков. Это нормально, с точки зрения преемственности и здравого смысла. Однако в отличие от старых учебников, энциклопедических изданий и справочников, от книг и сборников по специальным темам, не говоря уже об отрывочных знаниях, полученых из интернета, газет и журналов, мой курс дает систематичное и цельное представление о нашем прошлом и настоящем, основанное на точных сведениях и современных методах. (3)

Сейчас на этой основе я преподаю ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА, консультирую студентов, принимаю экзамены и т.д. То есть для меня как профессора МСИ патриотическое воспитание это не область теории, идеологии или агитационной компании, а трудовые будни, область регулярной практики, или как говорят в науке, «апробации». (4)

Синтез достижений различных областей знания, воспринятых осмысленно и критически, привел к формированию авторской методологии, которую можно назвать семиотикой родной истории.

Суть её в следующем. Интерпретация одних и тех же событий зависит: а) от эпохи; б) личности и мировоззрения наблюдателя; в) его географического местоположения. Так, например, история античного Рима по одному выглядит с Запада и совсем по-другому с Востока. Одну трактовку прошедших событий дают летописцы, другую – богословы, третью – философы, четвертую – политики.

Для меня история имеет одно удивительное свойство. Когда я рассматриваю её под углом зрения родовой памяти, бесконечное количество разрозненных фактов вдруг начинает выстраиваться в логичную связь, а сами события становятся все более понятными, близкими, родными. Голос крови, называемый в науке архетипом или генотипом, интуитивно и сознательно выбирает себе подобное, а чужое отметает, как ненужное или менее важное. Внешний мир становится полем для исследований и сравнения с Россией. Такое мировоззрение, основанное на следовании национальной традиции, можно назвать Родолюбием, Родовым сознанием, или Родовой логикой.

Спрашивается: что именно нам воспринять, как это освоить и, главное, для чего?

Одним из главных инструментов познания я считаю семиотику (науку о знаковых системах), которая утверждает, что вся человеческая история есть текст. «История, – утверждает Н.М.Карамзин, – в некотором смысле есть священная книга народов; главная и необходимая; зерцало их бытия; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; изъяснение настоящего и пример будущего» (5).

К этому следует добавить, что вся божественная природа, включая наше личное тело, есть открытая книга. Существуют вербальные тексты (состоящие и слов и фраз), а существуют и невербальные (например, математические расчеты, компьютерные программы, музыкальные произведения, кинофильмы и т.д.).

Рассматривая прошлое как неразрывно связанный " исторический текст ", как "историко-культурное поле", где вся действительность предстает в виде совокупности вербальных и вневербальных знаковых систем, мы можем толковать, анализировать, комментировать и интерпретировать историческую реальность с помощью семиотики и родовой логики.

Используя этот метод во взаимодействии с другими, в том числе перечисленными выше, мы можем строить конкретно-исторические модели России, в ее прошлом, настоящем и будущем.

Ключевое понятие моего курса – слово мир (мiр), не в смысле отсутствия войны, а в смысле развития пространства во времени, структурированного космоса, или вселенной. Мiр многомерен. Он представляет собой совокупность различных по типу пространств. Это биосфера (природа и порода, включая половые различия), география (дольнее), история (глубина памяти), религия (горнее и система ценностей), наука и техника (ноосфера), коммуникации (транспорт и связь), киберпространство (виртуальный мир), сфера финансов (деньги) и т.д.

Осознающая себя Личность – находится на перекрестке пространств и мiров. Самое сокровенное – это его внутренний мир, его личное «Я», то что мы называем Самосознанием или в широком смысле Душой. Она откликается на внешние вызовы действительности, познает и анализирует её с помощью ума и сердца, радуется и страдает, стремится к небу или опускаться вниз.

Мiр - это объективно и субъективно данная совокупность пространств, которые мы в состоянии проживать, используя все имеющиеся в нашем распоряжении органы чувств. «Аз Брахма есмь», - гласит ведическая мудрость, а по-христиански: «Царство Небесное внутри нас есть»,

Личный мiр постепенно расширяется от малого к большему по иерархии: Семя – Семья – Род – Народ – Раса – Человечество. Им соответствуют привязанности к месту: Тело– Дом – Малая Родина (деревня, село, город) – Страна – географический Регион – Планета Земля. Здесь в юридическом смысле мы выходим на региональные проблемы Российской Федерации и мировые проблемы в целом.

А что такое «русский мiр»? Русский – это прилагательное, то, что относится к Руси или России. Русь более древнее понятие, а Россия более молодое. Этноним Русь был известен уже в первые века христианской эры, а Россия как великая империя стала складываться с эпохи Петра Великого.

Русский мiр – это не государство Россия, статистические данные о котором можно почерпнуть в любом справочнике или в интернете. Если мы рассмотрим Русский мiр с точки зрения теории многомерности, то увидим, что он, как любая человеческая вселенная, также состоит из нескольких пространств. Наш мир это не хаос, не произвол, не сумма случайных фактов. Он имеет фундаментальные связи, внутренние закономерности и векторы развития.

Что именно делает Русский мiр единым, а нас самих – русским народом?

Любую нацию характеризует совокупность признаков: 1) родовая основа (генетика); 2) язык как средство хранения знаний и средство общения (коммуникации); 3) национальная культура как духовно-нравственная среда обитания; 4) традиционная религия или общее образование, которые формируют мировоззрение личности; 5) общность территории (малая родина, отечество, империя, государственный союз); 6) социальные, экономические и прочие связи, влияющие на характер национального развития.

Важны также факторы самоидентификации, самосознания и поведения субъекта, считающего себя русским, а также его признания таковым со стороны соотечественников.

Исторически и фактически Русский народ оказывается не только главным субъектом национальной истории. Он является основой, ядром и стержнем России, государство образующим этносом. Без русского народа, нашего языка, традиционной культуры, Православной религии – Россия немыслима.

Вся совокупность объективных качеств и субъективных характеристик Русского мира, развивающегося по спирали вокруг исторической оси Времени, сплетается в единую Судьбу. Всех нас, соединяет великая и драматичная, противоречивая и таинственная Судьба России.

Когда мы говорим о Родине, не надо также забывать, чтоэто не только место рождения, не только родная земля, но также Отечество, т.е. то, что создавалось и завоевывалось нашими отцами, было освящено славными подвигами наших предков.

Деятельная любовь к Отечеству основывается на Родолюбии. Родолюбие – это не религия, а этика. Оно основано на почитании предков на всём их историческом пути, независимо от господствующей в тот или иной период идеологии. Родолюб противоположен нигилисту, необоснованно критикующему или даже отрицающему прошлое. Он исследует Родной мир, познает и осваивает его, а не судит и не судачит.

Благодаря Родолюбию, прошлое становится не только логичным, но и актуальным. Наследие предков приобретает статус насущного и бесценного, то есть Настоящего – с большой буквы! Родовое наследие становится смысловым стержнем, внутренним светом и маяком в буре современного хаоса.

Подводя общий итог, можно сказать, что главная задача патриотического и воспитания личности состоит в её приобщении к Родному Миру. Надо объяснить людям, что речь тут идет не о накоплении формальных знаний, а об обретении ключей в свой собственный дом, об освоении богатейшего Наследия Предков. Мы стремимся к воспитанию родовой аристократии, для которой Россия – не территория для временного проживания и не средство для обогащения, а любезное сердцу Отечество, оберегать которое – почётная обязанность и высокая ответственность.

 

Литература:

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию в декабре 2012 года: https://rosnation.ru/?page_id=1540

2. Программу курса «Русский мир в историческом развитии», видео-записи отдельных лекции и несколько откликов слушателей можно посмотреть на сайте: www.ateney.ru

3. Наиболее важные результаты моих исследований изложены в таких авторских книгах и публикациях, как: «К пониманию Русского», М.: Лицей, 1993, 240 с.; «Венеты предки славян», М.: Белые Альвы, 2000, 192 с.; «Афина и Атенеи», М.: Слава, 2007, 80 с.; «Русский концерт Анатолия Полетаева», М.: Слава, 2007, 272 с.; «Юрий Венелин и начала болгароведения», М.: (препринт), 2011, 100 с.; в сборниках «Народ и интеллигенция», М.: Собор, 1990, 118 с.; «Россия и Европа: опыт соборного анализа», М.: Наследие, 1992, 565 с.; «Русская перспектива», М.: Полюс, 1996, 96 с.; «Варвары», М.: Метагалактика, 1999, 246 с.; в предисловиях и комментариях к изданным мною трудам Ю.И.Венелина, А.Г.Маша, Ф.Франко, Х.А.Примо де Риверы, о. Дмитрия Дудко, В.Ковалева, С.Яшина, Э.Саттона, Г.Фая, М.Бора, Й.Шавли, И.Томажича и других авторов, а также в журналах «Наследие предков», М.: 1995-2000, №1-8 и «Атеней», М.: 2001-2010, №1-10, которые выходили под моей редакцией. Иностранные переводы наиболее важных моих публикаций собраны в книге: “THE WHITE WORLD IN MY HEART” (Moscow, Preprint, 2011, 200 pp.

 

4. Курс, предлагаемый вашему вниманию, опробирован: в Utica College of the Siracuse University, USA («Russian Culture and Civilization», 1992-1993), в Московском Государственном Лингвистическом Университете («Семиотика русско-испанских отношений», 1996), в Московском Институте Национальных и Региональных Отношений («Истоки Родного мира», 2002), в серии лекций, организованных клубом «Евро-Русь» в Бельгии («Russia and Europe:commom perspectives, 2011»). К этому следует добавить опыт участия в многочисленных конференциях и семинарах, которые проводились в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Севастополе, Любляне, Белграде, Софии, Мадриде и других городах. О них можно прочитать на сайте: www.ateney.ru

5. Карамзин. Н.М. История государства Российского. Том 1. Предисловие (любое издание).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: