ТЕМА: «ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ»




ВВЕДЕНИЕ

Говоря о философии нельзя не упомянуть о ее социальных функциях. К ним относятся: методологическая, критическая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная и ряд других функций. Но основная функция философии – мировоззренческая.

Именно о ней и пойдет речь в данной контрольной работе.

В реальной жизни, в мире обыденности, индивид воспроизводит не только свой непосредственный и неповторимый мир текущих интересов, потребностей, прагматизма, здравого смысла. Его постоянно волнует — радует или печалит, тревожит или успокаивает — нечто другое, выходящее за рамки его индивидуальности. Это "другое" умопостигается, осмысливается, переживается индивидом как мир, не принадлежащий ни к природе, ни к обществу. Это трансцендентальный мир "высших истин", "всеобщего добра", "подлинной красоты и справедливости" постоянно присутствует в деятельности индивида и проявляется в противостоянии сиюминутным желаниям, силе "текучки", обыденности, в волевых усилиях, действиях направленных вопреки себе. В результате осуществляется корректировка поведения, критическому суду разума подвергаются устоявшиеся взгляды и представления, происходит бескомпромиссная борьба альтернатив, сомнения обуревают душу человека, требуют исхода в выборе. Все это зачастую связано с мучительной внутренней борьбой, драмой личного существования. Подобная настроенность, в той или иной мере, постоянно переживаемая каждой личностью, определяется установкой — "совесть не позволила". Это глубоко внутренний, экзистенциональный, напряженный процесс лежит в основе "работы" человеческого духа по производству и воспроизводству всеобщих ценностей, смыслов и идеалов, призывающих индивида занять должное место, принадлежащее ему. Это не просто призыв к любой деятельности, а к такой, которая затрагивает существенные стороны бытия личности. Это борение духа осуществляемого на грани возможного и невозможного, сущего и должного, допустимого и недопустимого, человеческого и нечеловеческого, ведущего к поступку, высшим проявлением которого становится духовный подвиг. В русской философии эта подвижническая деятельность получила название "делание добра", "добролюбие"

Актуальность данной темы обуславливается тема, что анализ развития различных типов мировоззрения раскрывает истоки и основные этапы всемирно-исторического пути, который проделало человечество к философскому миропониманию.

Таким образом, цель данной работы – на основании литературных источников изучить понятие и структуру мировоззрения.

Задачи контрольной работы: дать наиболее общее представление о мировоззрении в целом, его сущности, структуре, типах, аспектах и формах, а также о философском мировоззрении, как особой форме мировоззрения.

ТЕМА: «ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

Философия - продукт духовного развития человече­ства и особая форма общественного сознания. Выдаю­щийся французский мыслитель Р. Декарт был убежден, что только философия отличает нас от дикарей и варва­ров и что каждый народ тем более гражданствен и обра­зован, чем лучше в нем философствуют. Философия существует не ссамого начала человеческой истории. Как специфическая область знаний она возникла на со­циальном переломе, обусловленном переходом от вар­варства к цивилизации. В те далекие времена произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья, появились антагонистические классы и государ­ство. Более разнообразными становятся социальные взаимодействия, накапливаются знания, совершенству­ется искусство. Преобразования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре сопрягаются с серьезными изменениями в мировоззре­нии людей.

Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Философия - это общая теория мира и человека в нем, - так кратко можно ответить на вопрос, что она представляет собой. Однако существует одно очень важное понятие, необходимое для понимания сути философии. Это мировоззрение. Дело в том, что философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Они играют особою роль в духовной и практической деятельности человека.

Мировоззрение ("взгляд на мир") есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления. Очевидно, что мировоззрение не сводится лишь к знаниям и представлениям человека о внешнем мире и о самом себе. Это не только картина мира, но и отношение к миру, заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек еще не есть человек, и действовать он будет методом "проб и ошибок", т.е. неосознанное, вслепую. Следовательно, мировоззрение - это не только совокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя. Без мировоззрения человек не сможет стать личностью, т.е. социальным существом. Что касается субъекта (носителя) мировоззрения, то им является всякий мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, так как у любого человека имеются собственный опыт и знания о внешнем мире. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы, слои и др.) В таком случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Изучая художественную литературу, можно говорить, например, о мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия. Социологи интересуются мировоззрением современной молодежи. Имеет место и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Это, например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.

Знания, убеждения, вера, идеалы, принципы, духовные ценности - важнейшие структурные составляющие мировоззрения.

Структура мировоззрения включает в себя, прежде всего знания. Они являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают обыденными ("житейскими") и научными. Если нет знаний, то нет и мировоззрения. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Убеждения означают твердую уверенность человека в истинности своих знаний и представлений, в правоте своей жизненной позиции. Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека, сформированности его как личности. Разумеется, прочность убеждений отнюдь не означает, что они не могут изменяться и уточняться под воздействием новых знаний и фактов.

Вера (рациональная или же иррациональная) есть особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей, уверенность в успехе дела и в лучшем будущем. Интеллектуальная вера основана на знаниях и фактах (например, уверенность в приходе весны), а иррациональная - на домыслах, фантазиях и догмах. Мировоззрение человека невозможно предоставить без надежды как единства знания и веры, радостного ожидания какого-то события или результата. Духовный мир человека немыслим и без любви, если понимать под этим доброе и бескорыстное отношение к внешнему миру, к другим людям, стремление человека к подлинно совершенному. Идеал - это образ желаемого будущего как цель и программа действий для человека, выражение его высших целей. Часто ради него люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения. Однако имеются не только высокие, но и низменные, утопические, реакционные и иные идеалы. По мнению А.М.Горького, "природа лишила человека возможности передвигаться на четвереньках, но зато вручила ему в качестве посоха идеал как опору в жизни".

В мировоззрение входят также и принципы, т.е. важнейшие руководящие идеи и правила поведения в мире. Большую роль в жизни человека играют его духовные ценности, т.е. идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы мира как положительные или отрицательные для них (добро или зло, прекрасное или безобразное и т.д.).

Все изложенное выше можно представить в виде простейшей формулы мировоззрения. Кратко говоря, мировоззрение = мироощущение (эмоционально - психологическая сторона мировоззрения) + миропонимание (рациональная сторона мировоззрения) + отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение

Очевидно, что мировоззрение как бы трехслойно по внутреннему содержанию.

Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же реакционным, оптимистическим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид. Кроме этого, в каждой исторической эпохе обычно имеет место господствующий тип (форма) мировоззрения. Например, в древнем мире таковым являлось мифологическое, в средние века - религиозное, а в Новое время возникло "юридическое мировоззрение" с его идеей естественных прав человека.

Мировоззрение всегда многогранно с точки зрения своего содержания. Поэтом в нем можно выделить ряд аспектов. Особую роль в научном мировоззрении всегда играют сведения о природе, ее строении и формах проявления, законах развития и функционирования. Экономическая сторона мировоззрения означает представления людей об экономике общества, роли труда и техники, рынка, денег. Социально-политический аспект это представления человека об отношениях между большими социальными группами, о политической жизни в обществе. Имеют место также нравственный и эстетический, правовой, исторический, экологический и иные аспекты. В целом же мировоззрение выполняет, прежде всего, функцию познания человеком окружающего мира и ориентации в нем. Это и есть основная роль мировоззрения, вытекающая из его сущности[3, c. 126].Мировоззрение - способ духовной ориентации че­ловека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Само по себе мировоззрение - не обяза­тельно философия. Философское мировоззрение - своего рода социокультурная мера цивилизованности человека и общества. Ведь определенный взгляд на мир может быть основан просто на привычном здравом рассуждении. Та­ково обыденное, часто наивное мировоззрение людей.

Мировоззрение имеет различные виды, аспекты и типы. Что касается типов (форм) мировоззрения, то они отличаются своеобразной трактовкой явлений внешнего мира и самого человека. Назову и кратко охарактеризую эти формы. В основе мифологического мировоззрения лежит фантазия, вымысел. Г. Гегель замечал, что миф есть проявление бессилия разума перед миром. Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о происхождении и судьбах мира. Например, в древнегреческой мифологии утверждалось, что мир возник из Хаоса. Затем появились Земли, День и Ночь, боги, а сам этот мир стал ареной для их деятельности и соперничества. Мифология выразила сознание эпохи "детства" человечества и по сути своей была эмоциональнообразным мировоззрением людей того времени.

Итак, многие тысячелетия в первобытном обществе основу мировоззрения людей составляет миф. Ощущение че­ловеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о фантастических существах, всесилии и храбрости богов, подвигах героев непосредственно в метафорической, ху­дожественно-образной форме. Они были попыткой отве­тить на вопросы о судьбе рода, начале и устройстве мира, отношениях между людьми.

При всем разнообразии мифов (народов Индии, Китая, Древней Греции и др.) в них выявлялись общие воззрения на мир. Он представлялся в виде бесфор­менного хаоса, столкновения случайностей и действия демонических сил. Мифологическое сознание не фикси­ровало различий между естественным и сверхъестествен­ным, между реальностью и воображением. Существен­но и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям, для него отсутствовало вся­кое представление о времени. В мифе слиты воедино мысль и действие, объект и субъект, нравы и поэзия, знание и верование. Подобная сохраняемая в мифологии целостность, синкретичность (нерасчлененность) созна­ния была исторически необходимым способом духовного освоения древними людьми действительности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: