КЕЙС-ЗАДАЧА «СОСТАВЛЕНИЕ ТИПОВОГО РЕЕСТРА РИСКОВ ПРОЕКТА ПО РАЗРАБОТКЕ ШЕЛЬФОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ И ГАЗА»




 

Условие кейс-задачи.

В связи с истощением традиционных запасов газа и нефти, уже начиная с конца 20 века, крупные нефтегазовые корпорации обратили свое внимание на проекты по разработке шельфовых месторождений. Россия обладает самым крупным в мире континентальным шельфом, нефтегазовый потенциал которого составляет почти треть суммарных ресурсов недр шельфа Мирового океана. И теперь, когда научно-технический прогресс достиг колоссальных высот, реализация шельфовых проектов стало одним из перспективных направлений развития нефтегазовой отрасли. Важно отметить, что этот тип нефтегазовых проектов обладает своими специфическими особенностями, которые стоит учитывать при управлении такими проектами, а именно:

- масштабность и сложность работ;

- реализация проекта в сложных климатических условиях;

- применение инновационных технологий, нестандартных решений; участие зарубежных компаний;

- высокий уровень рисков;

- огромное количество стейкхолдеров;

- подверженность сильному влиянию со стороны российского государства.

Помимо всего прочего руководителям всех нефтегазовых проектов, независимо от того, где они реализуются – на суше или на море, приходится учитывать следующие особенности управления ими:

- постоянная готовность к кардинальным изменениям, составление детальных планов и постоянный их пересмотр;

- объединение большого количества разнородных работ в проекты;

- инициация и успешная реализация большинства проектов зависит от геополитической ситуации на мировом рынке нефти и газа;

- большая зависимость от иностранного капитала, импортной техники и технологий;

- отличие международных стандартов и практик проектного управления от российских;

- в ВИНК представляется сложным осуществлять координацию и контроль за реализацией крупных инвестиционных проектов, где в принятии решений участвуют разные подразделения и дочерние компании;

- сильное влияние со стороны государства, в том числе прямое участие в инициации и реализации нефтегазовых проектов;

- отдача части или всех бизнес процессов по проекту на аутсорсинг специализированным нефтесервисным компаниям;

- зачастую на аутсорсинг отдают управление проектами (функции и специалистов);

- необходимость учитывать специфические особенности проектов, осуществляемых в рамках конкретных производств нефтегазовой отрасли.

На сегодняшний день согласно действующему закону «О недрах» правом разрабатывать российский шельф обладают только «Газпром» и «Роснефть» [7]. Эти две крупные государственные компании реализуют несколько проектов на шельфе, среди которых такие достаточно известные, как «Приразломное» («Газпром»), «Сахалин-1» («Роснефть»), «Сахалин-2» («Газпром»). Однако из-за отсутствия опыта в процессе реализации таких проектов компании столкнулись со многими проблемами, одной из основных причин которых стала неэффективная система управления рисками, в частности, не были учтены все риски.

Ниже кратко освящены основные проблемы каждого проекта, с которыми пришлось столкнуться нефтегазовым корпорациям.

1) Реализацией проекта «Приразломное» занимается «Газпром нефть шельф», дочерняя компания «Газпрома». Месторождение было открыто в 1989 году и, начиная с 1993 г. стали предприниматься первые попытки по запуску проекта, и уже тогда перед разработчиками встали первые трудности.

Во-первых, на тот момент в России отсутствовали инновационные технологии и опыт разработки подобных месторождений, а суровые условия Арктики создавали серьезные препятствия проведению работ. Положение попытались исправить привлечением к проекту зарубежных партнеров (вначале австралийской ВНР Petroleum, потом британской Kellogg Brown & Root, пытались привлечь немецкую Wintershall), однако их присутствие в проекте было непродолжительным из-за возникших конфликтов интересов и неоправданного инвестиционного риска. Несмотря на это затраты в проект первых двух были весьма существенными. Применение современных технологий при строительстве платформы было мнимым. Под предлогом экономии в качестве основы была использована старая норвежская платформа Hutton за $67 млн, верхнюю часть которой необходимо было перепроектировать. А позже было выяснено, что около 70% оборудования и конструкций норвежской платформы в условиях Арктики использовать нельзя. В итоге получилось, что «комплектация платформы — почти вся импортная, однако интеллектуальная составляющая проекта — отечественная». Затраты на обустройство Приразломного составили $4 млрд (вместо $2,5 млрд), из которых порядка $1,8 млрд (вместо $900 млн) было потрачено на строительство платформы.

Во-вторых, возникли трудности с разработкой проектной документации и окончательного проекта разработки месторождения, были проблемы со схемой освоения месторождения. Однако, несмотря на отсутствие окончательного проекта, строительство платформы «Приразломная» было начато в декабре 1995 года и планировалось осуществить за 2,5 года. В итоге, после постоянного пересмотра проектной и технической документации (не без помощи иностранных специалистов) строительство всех четырех кессонов было закончено только в 2007 году. Осенью 2010 года был окончательно сформирован внешний вид платформы. В 2011 год была произведена буксировка и установка платформы на точку. Добыча нефти на «Приразломном» началась в декабре 2013 года, а в апреле 2014 года была отгружена первая партия арктической нефти сорта ARCO европейским потребителям.

В-третьих, были неопределённости с организационной структурой проекта. Изначально реализация проекта «Приразломное» предполагалось на основе СРП. Однако работа по подготовке соглашения шла очень медленно, и об СРП пришлось забыть. В течение прединвестиционной и инвестиционной фаз проекта постоянно менялся состав участников-акционеров. В итоге для реализации проекта было создано ЗАО «Севморнефтегаз» (позже «Газпром нефть шельф» - дочернее общество «Газпром нефть», которое внедрило у себя проектное управление и взяло шефство над проектом).

В-четвертых, время от времени возникали проблемы с технологией и, как следствие, с сохранением экологического баланса. Отметим, что только в конце 2008 года, через 13 лет после начала строительства, Государственная экспертиза выдала положительное заключение на окончательный проект «Приразломной». При этом получить материалы для общественной экологической экспертизы экологи так и не смогли. Опасения экологов вызвало и отсутствие у «Газпром нефть шельфа» (ранее «Севморнефтегаз») «плана ликвидации разливов нефти». Тем не менее, в последнее время «Газпром нефть шельф» стал уделять много внимания управлению рисками, разработке и внедрению новых технических решений [8].

2) «Сахалин-1» - проект «Роснефти», история которого началась еще с 1975 года, когда между Министерством внешней торговли СССР и японской государственной компанией Sakhalin Oil Development Co. (SODECO) было подписано «Генеральное соглашение о сотрудничестве в области разведки, обустройства месторождений, добычи нефти и природного газа на шельфе острова Сахалин». Однако разрабатывать открытые месторождения на Сахалине принялись не сразу, что было связано с признанием недостаточности разведанных запасов для организации рентабельной добычи, а также по причине нескольких скандалов, связанных с руководством SODECO.

В отличие от «Приразломного» проблему отсутствия инновационных технологий и наличие тяжелых природных условий решили привлечением к проекту зарубежных компаний (американской Exxon, японской SODECO, позже индийской ONGC Videsh) на условиях СРП. Однако, несмотря на их существенный вклад в развитие проекта (в т. ч. и в финансовом вопросе), между участниками консорциума и правительством РФ постоянно возникали разногласия. Так, например, в апреле 2016 года ExxonMobil подала иск против России в связи с переплаченным за шесть лет налогом на прибыль на сумму 500 млн долларов, а позже на 637 млн долларов. 14 сентября 2017 г. стороны пришли к взаимовыгодному компромиссу, подписав мировое соглашение.

Вокруг проекта не раз возникали экологические споры. Так, в 1999 г. Государственный комитет по экологии выносит отрицательное заключение на бурение скважины "Чайво-6", а также указывает на недопустимость сброса буровых шламов в Охотское море. В итоге, ввиду нецелесообразности использования других технологий, иностранные инвесторы решили повременить с развитием всего проекта. Остановка буровых работ нанесла ущерб федеральному и местным бюджетам, потери инвесторов составили миллионы долларов. Тем не менее, уже в 2001 году Правительство РФ разрешила все экологические споры, после чего участники приступили к реализации инвестиционной фазы проекта. В 2008 году, когда проект достиг порога окупаемости, и началась уплата налога на прибыль государству, экологические споры возобновились и касались несоблюдения ряда требований законодательства об экологической экспертизе, оценке воздействия на окружающую среду и защите традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

Еще один факт, связанный с негативным влиянием экономического кризиса на проект: в период с 2008 по 2010 гг. объемы добычи нефти на «Сахалине-1» резко снизились. Ситуацию спасла начатая в 2010 году промышленная разработка месторождения Одопту. Однако объемы добычи выросли только в 2011 г., а в 2012-2013 гг. – снова упали.

Стоит отметить, что на фоне падения показателей нефтедобычи добыча газа на «Сахалине-1», начатая с 2007 г. с месторождения Чайво, только росла, что превышало мощности БКП по газу. А по нефти БКП с 2008 года оказывается недозагруженным. Еще в 2008 году Exxon Neftegas удалось договориться с Китаем о поставках 8 млрд куб. м голубого топлива. Однако в утверждении затрат на разработку этого проекта в смете 2008 года компания получила отказ от уполномоченного государственного органа (УГО), который, начиная с 2002 года, постоянно пресекал намерения Exxon Neftegas самостоятельно экспортировать газ. Это, в свою очередь, объясняется тем, что «Сахалин-1» вступил бы на рынке в конкуренцию с «Газпромом». В итоге Exxon Neftegas решил закачивать газ обратно в пласт, при этом ограничивая добычу нефти, поскольку БКП не может перерабатывать те объемы попутного газа, который добывается вместе с нефтью. В результате из-за нерешенности вопроса о реализации газа российский бюджет теряет миллиарды долларов.

Уже сейчас недополученный доход государства от нереализованного газа "Сахалин-1" составляет $4,3 млрд. А общие затраты "Сахалин-1" без учета СПГ-завода до 2055 года по данным Палаты выросли с момента начала реализации проекта с $48,2 млрд до $95,3 млрд. В этих условиях оператор "Сахалин-1" не исключает возможности продажи газа на третью очередь СПГ-завода проекта «Газпрома», "Сахалин-2", и ведет активные переговоры с оператором Sakhalin Energy [9].

3) Реализацией проекта «Сахалин-2», предполагающего освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на шельфе Сахалина, занимается Sakhalin Energy, дочерняя компания «Газпром», учрежденная в 1994 г. Как и в случае с «Сахалин-1» разрабатывать месторождения решили на основе СРП, которое было подписано со многими иностранными компаниями, в том числе американскими нефтяными компаниями Marathon, McDermott, японскими Mitsui, Mitsubishi и позже англо-голландской Royal Dutch/Shell.

Однако к реализации проекта консорциум приступил спустя 2 года по причине отсутствия соответствующей законодательной базы по СРП. В 1996 году Sakhalin Energy получила лицензии на месторождения, и началось их промышленное освоение. Финансовая сторона проекта полностью ложилась на иностранных инвесторов. Общая сумма инвестиций в проект оценивалась на тот момент в 10 млрд. дол, хотя впоследствии была превышена во много раз.

В целом, проект можно считать успешным: он принес ожидаемые результаты участникам и продолжает развиваться. Однако не все знают, что на начальных этапах его реализации было достаточно много споров и конфликтов, менялся состав акционеров консорциума и не раз выдвигались обвинения со стороны российского государства в ущемлении интересов российских подрядчиков, завышении затрат и задержке работ по проекту.

Проект также вызывал немало претензий со стороны общественности и госструктур по вопросам экологии. Так, в 2006 году Росприроднадзор выявил ряд нарушений природоохранного законодательства в работе компании Sakhalin Energy при строительстве нефте- и газопровода. Министерство природных ресурсов России вынуждено было отменить свой приказ трехлетней давности об утверждении положительной экологической экспертизы проекта. В итоге почти завершенная прокладка обеих магистралей была остановлена. В связи с чем компания Sakhalin Energy разработала широкомасштабный план природоохранных мероприятий общей стоимостью 647 миллионов рублей, однако продолжить работы по эксплуатации месторождений в штатном режиме компания смогла только после того, как после долгих попыток в апреле 2007 года «Газпром» все-таки стал акционером Sakhalin Energy, выкупив у участников 50%+1 акцию.

В апреле 2008 года инспекторы Росприроднадзора выявили нарушения требований лесного законодательства РФ при строительстве трубопроводной системы. Росприроднадзор подал иск на оператора проекта о возмещении вреда окружающей среде в размере свыше 390 миллионов рублей. В июле 2009 года компания Sakhalin Energy и Росприроднадзор заключили мировое соглашение по урегулированию иска [10].

В 2014-2015 гг. колебание валютных курсов и снижение мировых цен на нефть потребовали от Sakhalin Energy пересмотра ряда приоритетов. В 2015 году началось выполнение корпоративной программы сокращения затрат, которая продолжена в 2016-2017 гг. В 2016 г. компания заняла первое место в рейтинге экологической ответственности нефтегазовых компаний России [11].

Также стоит отметить, что были случаи, связанные с нарушением СРП. Sakhalin Energy при расчете роялти из добытых углеводородов незаконно исключал тот объем, который использовал на собственные нужды. Компания также не предусматривала наличие у себя ликвидационного фонда. Все это потребовало от Правительства РФ усовершенствования законодательства в области СРП [10].

Задание. Еще раз ознакомьтесь с каждым проектом и предложите типовой реестр рисков проекта по разработке шельфовых месторождений нефти и газа.

Решение. Примерный реестр рисков проекта по разработке шельфовых месторождений нефти и газа представлен ниже в таблице 2. Вероятность изменяется в пределах от 1 до 3, где 1 – вероятность наступления риска практически отсутствует, 3 – риск имеет высокую вероятность наступления. Воздействие также изменяется от 1 до 3, где 1 – воздействие на проект несущественное, 3 – в случае наступления риск окажет сильное воздействие на проект.

В заключении отметим, что каким бы полным не был ваш реестр рисков, это далеко не окончательный его вид. При ведении крупных проектов необходимо обсуждать возможность появления новых рисков с командой в рамках неоднократных встреч. В ходе стартовой встречи будет составлен лишь первый вариант реестра риска, так как в ходе выполнения проекта он не раз еще будет подвергаться обновлению и корректировке. Будут появляться новые риски, изменятся влияние старых рисков на проект и методы реагирования на них.


Таблица 2 – Примерный реестр рисков проекта по разработке шельфовых месторождений нефти и газа
Описание риска Причина Воздействие (описание) Триггер Вероят- ность Воз-дейст- вие Ранг Реагирование
  Аварий (неконтролируемый выброс потенциально опасных материалов, высвобождение энергии, столкновение с морскими судами, крушение воздушных судов)   Природные катастрофы, катаклизмы, техническая неисправность объектов, ошибки в навигации Нарушение целостности конструкций морских установок, загрязнение окружающей среды, пагубное воздействие на здоровье персонала объектов; нарушение электроснабжения удаленных объектов Срабатывает система оповещения (датчики), отклонение от нормативных показателей       1) проектирование и строительство объектов с доведением рисков до практически целесообразного низкого уровня; 2) применение технических средств контроля посредством эффективной организации технического обслуживания, проверок, ремонта и обеспечения качества; 3) выполнение работы с применением технических средств контроля и управление критически важными работами с использованием систем выдачи разрешений на выполнение работ; управление технологическими процессами в ручном режиме; управление процессом внесения изменений и т. д
  Бракованная продукция Нарушения в технологии производства, моральный и физический износ оборудования, сбои в снабжении энергией и другими видами ресурсов, недостаточный уровень квалификации персонала и т. п. Нарушение контрактов, потеря клиентов, ухудшение финансовых показателей Несоответствие продукции требованиям качества (нарушение стандартов и технических регламентов) при прохождении проверки в соответствующей службе. Жалобы и замечания от клиентов.         1) строгое соблюдение технологии производства продукции и самого сырья; 2) правильная организация труда; 3) регулярные курсы повышения квалификации сотрудников предприятия  
  Нарушение графика поставок (со стороны поставщика) Плохие погодные условия, ненадежность поставщика; сбои на производстве, поломки оборудования или чрезмерное количество заказов у поставщика; несвоевременные платежи нефтегазовой компании Срыв сроков окончания работ по проекту, финансовые потери Товар не приходит в назначенный срок, а поставщик не выходит на связь; в специализированных программных продуктах приходит информация о задержке товара на тех или иных этапах поставки       1) тщательный отбор поставщиков и жесткий контроль поставок путем осуществления обратной связи с выбранным поставщиком; 2) диверсификация поставщиков; 3) максимальная автоматизация процессов оформления и контроля заказов; 4) создание материальных запасов; 5) внедрение систему штрафов и др. последствий для поставщиков
  Экологический риск (неопределенность природно-климатических условий, стихийные бедствия) Резкие изменения климата, человеческий фактор Аварии, снижение работоспособности персонала, срыв сроков окончания работ, финансовые потери Ухудшение погодных условий, плохой прогноз погоды, оповещения через АИУС РСЧС       1) строительство и использование защитных сооружений различного назначения; 2) проведение мероприятий по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов; 3) создание систем своевременного оповещения персонала; 4) организационные меры (охрана труда и соблюдение техники безопасности, заблаговременная эвакуация персонала, обучение персонала и др.)
  Риски, связанные с воздействием на окружающую среду Аварии, несоблюдение технологии производства, несанкциони-рованные выбросы (сбросы, размещение отходов, вырубка лесов и т.п.) Штрафные санкции, ущерб окружающей природной среде и рядом проживающему населению Превышение установленных нормативов / лимитов, обращения/жалобы населения либо других организаций в прокуратуру / природоохранные организации       1) идентификация всех экологических аспектов и оценка степени воздействия на окружающую природную среду при планировании хозяйст-венной деятельности и реализации проекта; 2) разработка и осуществление деятельности в пределах установленных нормативов выбросов и сбросов, объемов образования отходов, полученных разрешений и лимитов; 3) разработка и проведение комплексных программ производственного экологического контроля, локального экологического мониторинга и сохранения биоразнообразия в местах расположения производственных объектов; 4) анализ результатов мониторинга, оценка эффективности мер контроля, разработка и осуществление планов природоохранных мероприятий.
  Риски безопасности персонала Неправильная организация грузоподъемных работ, падение предметов, падение с высоты и в результате спотыкания и поскальзыва-ния, неправи-льная работа с электричеством Потеря репутации безопасной компании, потеря сотрудников; травмы, увечья, летальные исходы у сотрудников Первый случай выхода из строя техники, оборудования, замечания / жалобы от сотрудников       применение соответствующих мер профилактики и контроля
  Риск развития профессиональных заболеваний Сложные природные условия, суточный режим работы, наличие вредных и опасных факторов труда Потеря репутации безопасной компании, потеря сотрудников Увеличение фактов заболеваний среди персонала, увеличение предоставленных отпусков по болезни       1) оценка рисков для здоровья персонала на объектах; 2) производственный контроль вредных факторов; 3) специальная оценка рабочих мест; 4) периодические медицинские осмотры и диспансеризация; 5) контроль соблюдения рабочих инструкций во время проведения работ; 6) контроль использова-ния средств индивиду-альной защиты; 7) санитарно-просвети-тельная работа по профилактике профессиональных заболеваний
  Удержание персонала, компетенция и план преемственности должностей Низкая оплата труда, отсутствие социальных гарантий, нет возможности карьерного роста, излишняя конфиденциаль-ность компании Утечка профессионалов и специалистов, потеря репутации компании, устаревание кадров, снижение уровня квалификации технических экспертов Жалобы и обращения со стороны персонала, рост психологической напряженности; ухудшение показателей работы компании       1) программы развития управленческих и лидерских навыков; 2) оценка и контроль эффективности компенсационно-социального пакета; 3) организация стажировок; 4) организация программ набора и обучения персонала
  Рыночный риск   Неуспех при внедрении инноваций, падение цен, неблагоприятное изменение конъюнктуры, процентных ставок, курсов валют Финансовые потери, закрытие проекта в силу его неликвидности, увеличение числа конкурентов, уменьшение числа партнеров, изменение содержания проекта Неблагоприятное изменение макро-экономических показателей финансовой системы — индексов рынков, кривых процентных ставок и т. д.       1) постоянный мониторинг рынка; 2) создание товарных резервов и денежных фондов; 3) получение субсидий от правительства в случае неблагоприятного для компании движения цен; 4) страхование; 5) лимитирование; 6) применение гибких сбытовых стратегий; 7) заключение долгосрочных контрактов с поставщиками и потребителями на поставку энергоресурсов; 8) диверсификация портфеля активов; 9) использование различных производных финансовых инструментов и др.
  Кредитный риск (или риск контрагента) Неисполнение / несвоевременное исполнение должником финансовых обязательств перед компанией в соответствии с условиями договора Финансовые потери; растет потребность в заемных источниках финансирования; снижается ликвидность проекта Увеличение дебиторской задолженности       1) осуществление предварительной работы с потенциальными дебиторами до отгрузки, в том числе по выяснению их платежеспособности; 2) отражение в договорах с покупателями условий предоставления отсрочки и систему штрафных санкций за просрочку платежа; 3) проведение регулярного мониторинга состояния задолженности; 4) контроль за качеством дебиторской задолженности 5) разработка системы предъявления претензий; 6) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности
  Правовой риск     Несоблюдение требований нормативных правовых актов и заключенных договоров; правовые ошибки при осуществлении деятельности; несовершенства правовой системы; изменения законодательст-ва; нарушения участниками нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров Возникновение конфликтов интересов / споров между участниками проекта; финансовые потери; изменение содержания проекта либо условий сотрудничества; штрафные санкции; ограничение деятельности; заморозка проекта Препятствия / отказ госструктур при получении разрешительной документации, лицензий и т.п. Обращения со стороны участников проекта, их отказ от участия / сотрудничества       1) непрерывный мониторинг изменений нормативно-правовой базы; 2) жесткий контроль документооборота; 3) соблюдение всех стандартов и законодательства при заключении контрактов и договоров; 4) привлечение внешних независимых юридических консультантов
  Политический риск   Неустойчивая политическая ситуация в регионе / стране / мире; смена власти; войны; разграничение сфер влияния в Арктике и на шельфе Возникновение убытков или сокращение размеров прибыли; ограничение деятельности, заморозка / закрытие проекта; срыв сроков окончания работ по проекту Внесение каких-либо изменений в законодательство; неправомерное / необоснованное поведение представителей власти; социальные волнения       1) постоянный мониторинг политической обстановки 2) страхование 3) тесное сотрудничество с представителями власти
  Внешне-экономический риск Наличие или угроза введения определенных ограничений на производственную и торговую деятельность, возможное закрытие таможенных границ или рост пошлин Возникновение убытков или сокращение размеров прибыли; ограничение деятельности, заморозка / закрытие проекта; срыв сроков окончания работ по проекту; изменение содержания проекта Конфликт между представителями власти стран, в которых компания осуществляет деятельность       1) постоянный мониторинг внешнеэкономической ситуации; 2) правильное составление контрактов, введение защитных статей/параграфов; 3) привлечение внешних консультантов
  Риск окупаемости проекта Слишком большой срок окупаемости; большие затраты на проект Финансовые потери; заморозка / закрытие проекта; изменение содержания проекта Неблагоприятная экономическая и политическая обстановка; непредвиденные расходы; срыв сроков выполнения работ по проекту       1) тесное сотрудничество с представителями власти 2) страхование 3) привлечение к проекту других компаний (создание консорциумов, совместных предприятий)
  Производственные риски Снижение намеченных объемов производства; сбои или остановки производственных процессов, нарушение технологии выполнения операций, низкое качество сырья или работы персонала и т. п. Убытки; аварии; потеря клиентов; нанесение ущерба окружающей среде, персоналу, третьим лицам Физический и моральный износ объектов проекта; переход квалифицирован-ных кадров на другие предприятия; перебои в поставках материалов; обращения клиентов       1) развитие технологической базы; 2) проведение НИОКР в сфере технологии и производства; 3) разработка стратегии технологического развития и технологической безопасности в составе комплексной технико-экономической и социальной стратегий предприятия; 4) увязка социальной стратегии с целями и возможностями предприятия, региональными условиями; 5) создание системы технико-экономического резервирования ресурсов.
  Логистические риски (со стороны компании) Срывы поставок; неготовность груза в срок; нарушение сроков поставки; утрата имущест-ва из-за стихийных бедствий, неблагоприят-ных условий транспортиров-ки, по причине забастовок, массовых волнений, военных действий; нарушение техники безопасности и пожарной безопасности; хищения; отказ и поломка транспортного средства; низкая квалифи-кация контраген-тов в логисти-ческой системе Убытки, потеря клиентов, репутации; загрязнение окружающей среды, нанесение ущерба персоналу и третьим лицам В специализиро-ванных програм-мных продуктах приходит информация о задержке товара на тех или иных этапах поставки; клиент сообщает о задержки товара; продукт не прошел проверку качества; нарушения в технологии производства       1) разработка оптимальных схем и маршрутов доставки нефти и газа; 2) максимальная автоматизация логистических процессов; внедрение соответствующих управленческих систем; 3) создание резервов; 4) передача на аутсорсинг; 5) четко проработанная логистическая стратегия  
  Переход на альтернативные источники энергии Ввиду экономических, технологических и экологических преимуществ для потребителей; истощение запасов углеводородов Снижение потребления газа и нефти, убытки, потеря клиентов; заморозка / закрытие проекта; изменение содержания проекта Рост объемов производства энергии из возобновляемых источников; агрессивная политика по субсидированию возобновляемых источников энергии на уровне стран и (или) наднациональных образований       1) мониторинг развития отрасли альтернативных источников энергии в различных регионах мира 2) ведение усиленной маркетинговой политики в соответствующих регионах с учетом использования различных механизмов сбыта 3) диверсификация бизнеса
  Риски досрочного прекращения и приостановления лицензий на использование природных ресурсов Невыполнение требований лицензионных соглашений Прекращение деятельности, закрытие проекта, убытки Обращения представителей власти       Регулярный мониторинг, контроль соблюдения требований лицензий, а также своевременное внесение изменений в лицензионные соглашения
  Риски роста затрат Рост стоимости оборудования, технических устройств, комплектующих, а также работ и услуг, формирующих стоимость объектов капитального строительства Ухудшение показателей экономической эффективности проекта; увеличение стоимости проекта Тенденции к росту цен на рынке товаров и услуг       Проведение конкурентных закупок с выбором поставщиков, предложивших наиболее низкую цену договора поставки товаров надлежащего качества
  Риски оценки запасов углеводородов и риски, связанные со снижением продуктивности залежи нефти и газа Неточность оценки запасов углеводородов; нарушения технологии добычи; неправильная эксплуатация месторождения; износ оборудования Уменьшение объемов добычи углеводородов, снижение экономической эффективности проекта; убытки; закрытие проекта Снижение показателя относительной продуктивности пласта, коэффициентов извлечения нефти и темпов разработки залежи       1) разработка комплекса мер по повышению продуктивности залежи, совершенствование соответствующих технологий и способов; 2) модернизация объектов проекта; 3) проведение процедур независимой оценки запасов в соответствии с международными стандартами

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Боронина Л. Н. Основы управления проектами: [учеб. пособие]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 112 с.

2. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Пятое издание, 2013 г. URL: [https://www.pm-files.com/sites/default/files/file/C/C-1/C-1-1/pmbok_5th_2013_rus.pdf] (дата обращения: 25.01.2018)

3. Султанов И. А. План действий при управлении рисками проекта URL: [https://projectimo.ru/upravlenie-riskami/riski-proekta.html] (дата обращения: 25.01.2018)

4. Шкурко, В. Е. Управление рисками проектов: [учеб. пособие] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 184 с

5. Батова И.Б. Классификация рисков и причины их возникновения // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1 URL: [https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=11976] (дата обращения: 25.01.2018)

6. Скурихин М. Н. Управление проектами: [учебное пособие] / РАНХиГС, Сиб. ин-т. упр. – Новосибирск: Изд-во Сиб АГС, 2016. – 204 с.

7. Федеральный закон от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах" [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_343/4b8e1ca93e2d193ed105517de7acaef4a024b433/ (дата обращения: 21.11.2017)

8. «Приразломная» почти готова. История одной платформы // Нефть и Капитал №04/2011 [Электронный ресурс] URL: https://www.indpg.ru/
nik/2011/04/41318.html (дата обращения: 15.11.2017)

9. «Сахалин-1». С газом или без? // Нефть и Капитал №06/2014 [Электронный ресурс] URL: https://indpg.ru/nik/2014/06/77851.html (дата обращения: 15.11.2017)

10. «Сахалин-2». Пионеры раздела // Нефть и Капитал №06/2014[Электронный ресурс] URL: https://indpg.ru/nik/2014/06/77846.html (дата обращения: 17.11.2017)

11. Широкова Н. Что дает проект "Сахалин-2" Сахалинской области, стране и Азиатско-Тихоокеанскому региону // Российская газета - Федеральный выпуск №7162 (294), 2016 URL: https://rg.ru/2016/12/27/kak-razvivalsia-proekt-sahalin-2-v-2016-godu.html (дата обращения: 17.11.2017)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: