ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Задачи
1. По данным таблицы рассчитайте вклад автомобилестроителей в создание ВВП экономики:
Производство | Конечная сумма продаж, д.ед. | Приобретение товаров, необходимых для производства, д.ед. |
Автомобилей | ||
Стекол | ||
Шин | ||
Краски | ||
Ковровых покрытий |
2. Заполнив следующую таблицу, определите стоимость продукции, созданной всеми фирмами, и стоимость продукции, включенной в ВВП.
Стадии экономического процесса. | Цена созданной продукции, д. ед. | Добавленная стоимость, д.ед. |
1. «Фмрма 1» добывает сырье. | ||
2. «Фирма 2» доставляет сырье на перерабатывающий комбинат. | ||
3. «Фирма 3» перерабатывает сырье. | ||
4. «Фирма 4» доставляет полученные материалы изготовителю готовой продукции. | ||
5. «Фирма 5» создает конечную продукцию. | ||
6. «Фирма 6» доставлет конечную продукцию оптовому продавцу. | ||
7. «Фирма 7» - розничный продавец, реализующий конечную продукцию конечному покупателю. | ||
Общая сумма продаж: | Итого: |
3. ВВП равен 1500 д.ед.. Потребительские расходы = 700д.ед., расходы государства = 400 д.ед., валовые внутренние частные инвестиции = 380 д.ед..
Определите:
- Объем чистого экспорта;
- ЧВП при условии, что сумма амортизации составляет 70 д.ед.,
- Объём экспорта при условии, что импорт составляет 80 д.ед.,
- В этом примере чистый экспорт выражается положительной величиной. Может ли она быть отрицательной? В каком случае?
4. По данным таблицы определите ВВП по доходам и расходам (в млрд. д.ед.).
Личные потребительские расходы | |
Чистый доход, созданный иностранными факторами производства | |
Трансфертные платежи | |
Рента | |
Амортизация | |
Взносы в систему социального обеспечения | |
Проценты | |
Доходы от собственности | |
Чистый экспорт | |
Дивиденды | |
Оплата труда работников | |
Косвенные налоги на бизнес | |
Нераспределенная прибыль корпораций | |
Индивидуальные налоги | |
Налог на прибыль корпораций | |
Прибыли корпораций | |
Государственные закупки | |
Чистые частные внутренние инвестиции | |
Личные сбережения |
|
5. Используя приведенные ниже данные, вычислите ВВП, ЧВП, НД (все числовые значения в млрд. д.ед.).
Оплата труда наёмных работников | 194,2 |
Экспорт товаров и услуг | 17,8 |
Амортизация | 11,8 |
Государственные закупки товаров и услуг | 59,4 |
Косвенные налоги на бизнес | 14,4 |
Чистые частные внутренние инвестиции | 52,1 |
Трансфертные платежи | 13,9 |
Импорт товаров и услуг | 16,5 |
Индивидуальные налоги | 40,5 |
Чистый доход, созданный иностранными факторами производства | 2,2 |
Личные потребительские расходы | 219,1 |
6. В таблице предоставленные данные, характеризующие величину номинального ВВП (в млрд. д.ед.) гипотетической страны за три года.
Год | Номинальный ВВП | Индекс уровня цен % | Реальный ВВП |
Определите:
- Какой год из трёх является базовым?
- Рассчитайте реальный ВВП для каждого года и укажите, в каком случае вы использовали дефлятор и инфлятор ВВП.
7. Предположим, что в первый год совокупное производство в гипотетической экономике состояло из 4-х штук товара Х по цене 3 д.ед.; 1-ой штуки товара У по цене – 12 д.ед.; 3-х штук товара Z по цене – 5 д.ед. Предположим, что к третьему году цены на эти товары достигли следующего уровня: товар Х – 5 д.ед., товар У- 10 д.ед., товар Z – 10 д.ед., Определить индекс цен ВВП для первого года, используя в качестве базового третий год.
|
8. Республике «W» номинальный ВВП в базовом году составлял 3000 млн. д.ед. и в следующем году увеличился на 300 млн. д.ед. Если дефлятор ВВП составил 1,2, то …
А. Номинальный ВВП увеличился на 10%, реальный ВВП снизился на 8,3%.
Б. Номинальный ВВП увеличился на 10%, реальный ВВП увеличился на 2%.
В. Номинальный ВВПувеличился на 20%, реальный ВВП увеличился на 12%.
Г. Номинальный ВВП снизился на 10%, реальный ВВП не изменился.
9. Заполните пропуск. Если чистый экспорт сократится на 10 млрд. ден. ед., а личные потребительские расходы увеличатся на 20 млрд. ден. ед. при прочих равных условиях, то объём ВВП ____________ млрд. ден. ед.
А. Вырастет на 30.
Б. Снизится на 10.
В. Вырастет на 10.
Г. Снизится на 30.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫМАКРОЭКОНОМИКИ
Задачи
1. Известно, что население страны составляет 600 тыс.чел., из которых120 тыс.чел. – дети до 16 лет и люди, находящиеся в психиатрических больницах и исправительных учреждениях. 150 тыс.чел. выбыли из состава рабочей силы; безработные – 33 тыс.чел., рабочие, занятые неполный рабочий день – 20 тыс.чел.
Определите:
- Численность работоспособного населения.
- Официальный уровень безработицы в соответствии с наиболее распространенными правилами, действующими во многих странах, включая Россию.
|
2. В 2000 г. экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%. В 2001 г. потенциальный ВНП составил 7600 млрд.ден.ед, фактический ВНП – 7410 млрд.ден.ед. В 2002 г. эти показатели составили, соответственно, 8250 и 7425 млрд.ден.ед.
Определите:
- Разницу между фактическим и потенциальным ВНП (в абсолютном и процентном выражении) для 2001 и 2002 гг.
- Уровень безработицы для 2001 и 2002 гг.
3. Имеется следующая информация: численность занятых 90 млн.чел. Численность безработных 10 млн.чел.
Определите:
- Уровень безработицы.
- Месяц спустя из 90 млн.чел., имевших работу, были уволены 0,5 млн.чел.; 1 млн.чел. из числа официально зарегистрированных безработных прекратил поиски работы. Каковы теперь численность занятых, количество безработных и уровень безработицы.
4. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода, в тыс. чел.
Первый год | Пятый год | |
Рабочая сила | ||
Занятые | ||
Безработные | ||
Уровень безработицы /%/ |
Определите:
- Численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.
- Можно ли утверждать, что пятый год рассматриваемого периода существовала полная занятость?
5. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и рабочей силе, если они классифицируются следующим образом: занятость (З), безработные (Б), не включаемые в состав рабочей силы (Н).
- Работник, уволенный по собственному желанию.
- Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня.
- Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать.
- Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиск.
- Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения.
- Автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения.
- Домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей.
- Домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.
6. В таблице приведены индексы цен по годам.
Год | Индекс цен,% | Уровень инфляции,% |
Определите:
- Уровень (темп) инфляции для каждого года.
- Используя «правило величины 70», определите количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. В качестве знаменателя последовательно принимайте рассчитанные в пункте темпы для каждого года.
- Определите процентное изменение реального дохода, если номинальный доход во 2-ом году по сравнению с 1-м увеличился на 15%, а в 3-ем году по сравнению со 2-м – на 7%; Г. Если номинальный доход во 2-м и 3-м годах был равен 25 тыс.ден.ед., то какова была абсолютная величина реального дохода в эти годы?
Как измениться величина реального дохода, если: А. номинальный доход увеличился на 10%, а уровень цен вырос на 7%; Б. номинальный доход равен 30 тыс.ден.ед., а индекс цен в этом же году составлял 106%?
В условиях гиперинфляции денежный доход семьи в 1993 г. составлял (в месяц) 40 тыс. ден.ед. В 1994 г. он увеличился в три раза и составил 120 тыс. ден.ед. Индекс потребительских цен составил в 1993 г. 800%, в 1994 г. – 2400%.
Определите:
- Величину реального дохода семьи в 1993 и 1994 гг.
- Как изменился реальный доход семьи за 1993-1994 гг.?
РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
Задачи
1. Предположим, что параметры совокупного спроса и предложения в гипотетической экономике имеют следующие значения:
Реальный объем национального производства, на который предъявлен спрос, млрд. д.ед. | Уровень цен | Реальный объем национального производства, предложенного для продажи, млрд. д.ед. |
- Используйте эти данные, что бы построить график совокупного спроса и совокупного предложения. Каким будет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства в этой гипотетической экономике? Совпадает ли реальный равновесный объем национального производства с реальным объемом национального производства при полной занятости?
- Почему уровень цен, равный 150 (250), не является равновесным для этой экономики?
- Предположим, что покупатели готовы приобрести дополнительно реальный объем национального производства на 200 млрд. д.ед.. при данном уровне цен. Каким будет новый равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства? На каком отрезке кривой совокупного предложения – кейнсианском, промежуточном или классическом – равновесие изменилось?
2. В таблице 1 представлены данные, характеризующие совокупное предложение.
Таблица 1
Уровень цен | Произведенный ВВП в реальном выражении |
Определите:
- В каких пределах изменяется объем реального ВВП на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения; в каких пределах изменяется уровень цен и объем реального ВВП на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения?
- В каких пределах изменяется уровень цен на классическом отрезке кривой совокупного предложения?
- Постройте график совокупного предложения.
В таблице 2 представлены три варианта функции совокупного спроса.
Определите:
- Равновесный объем ВBП и равновесный уровень цен для каждого из трех вариантов.
- Постройте график совокупного спроса АD1, АD2 и АD3, соответствующие представленным трем вариантам.
Таблица 2.
Уровень цен | Реальный объем ВBП (рассчитанный по расходам) | ||
3. Линейные уравнения для графиков потребления и сбережений принимают общую форму: C=a+bY и S=-a+(1-b)Y, где C,S,Y – соответственно потребление, сбережения и национальный доход. Постоянная а определяет смещение кривой по вертикали, а, b – наклон графика потребления.
Национальный доход, млрд. д.ед. | Потребление, млрд. д.ед. |
Определите:
- Используйте следующие данные для получения точных цифровых значений из приведенных уравнений потребления и сбережения.
- Каков экономический смысл b, (1-b)?
- Предположим, что объем сбережений при данном уровне национального дохода увеличились на 20 млрд. долл., а величины b и (1-b) остаются неизменными. Составьте уравнения потребления и сбережения с новыми числовыми значениями.
4. Предположим, что линейное уравнение потребления в гипотетической экономике имеет вид C=40+0,8J. Допустим также, что доход (J) равен 400 млрд. долл.
Определите:
- Предельную склонность к потреблению.
- Предельную склонность к сбережению.
- Уровень потребления.
- Среднюю склонность к потреблению.
- Уровень сбережений.
- Среднюю склонность к сбережениям.
5. Предположим, что в стране Альфании насчитывается 100 семей. Одна половина семей имеет предельную склонность к потреблению, равную ½, другая ¾.
Определите:
- Если располагаемый доход увеличился на 10 000 долл. и весь его прирост приходится на первую половину семей, то насколько возрастут совокупные затраты на потребление?
- Если весь прирост располагаемого дохода приходится на вторую половину семей, то насколько возрастут совокупные затраты на потребление?
6. Функция потребления имеет вид: C=100+0.9Y/располагаемого дохода.
Определите:
- Потребительские расходы и сбережения при данных значениях располагаемого дохода и заполните следующую таблицу:
Располагаемый доход, млрд. д.ед. | Потребительские раходы, млрд. д.ед. | Сбережения, млрд. д.ед. |
- Определите предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению.
- Рассчитайте мультипликатор расходов.
7. Представленные данные характеризуют функцию потребления:
ВНП | ||||||||||
Потребительские расходы |
Определите:
- Объем равновесного ВВП при условии, что величина инвестиций равна 60 млрд. д.ед.
- Как изменится объем равновесного ВВП, если величина инвестиций упадет до 30 млрд. д.ед.
8. Заполните таблицу, предварительно сделав расчеты на основе следующих данных (в млрд. д.ед.).
Потребительские расходы=200+0,75располагаемого дохода; инвестиции=200; налоги=200; государственные расходы=200; экспорт=125; импорт=25.
Совокупный выпуск = национальный доход | Налоги | Располагаемый доход | Потребление | Инвестиции | Государственные расходы | Чистый экспорт | Совокупный спрос |
Определите:
- При каком уровне дохода экономика достигнет макроэкономического равновесия?
- Чему равен мультипликатор инвестиций?
- При каком уровне дохода экономика достигнет нового равновесия, если объем инвестиций упадет до 150 млрд. д.ед.?