ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Декан
Медико-биологического факультета
________________ Артюхов В.Г..
подпись
хх.хх.2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
педагогики и педагогической психологии
________________ Бережная И.Ф.
подпись
15.06.2018 г.
Медико-биологический факультет
Факультет философии и психологии
Кафедра педагогики и педагогической психологии
Программа
Учебная практика
по получению первичных профессиональных умений и навыков
педагогической деятельности_______
020400 Биология
06.04.02 Почвоведение
Квалификация (степень) выпускника Магистр
Воронеж
Цели практики
Цель учебной педагогической практики является формирование готовности к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности, в том числе к научно-педагогической деятельности, которая включает в себя подготовку и чтение курсов лекций; организацию учебных занятий, научно-исследовательскую работу студентов и осуществление профессионального воспитания студентов в вузе.
.
Задачи практики
Задачами учебной педагогической практики являются:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения дисциплин предметного цикла блока1 образовательной программы;
- знакомство с организацией учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов, руководство дипломными работами студентов биолого-почвенного факультета;
- обретение опыта научно-методической деятельности преподавателя высшей школы:
изучение и выполнение анализа учебников и учебно-методических пособий по курсам кафедры научного руководителя;
изучение информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
освоение методики чтения лекций, методики проведения практических и лабораторных занятий по курсам кафедры научного руководителя;
проектирование рабочей программы, организации самостоятельной работы и фонда оценочных средств по учебному курсу;
- развитие способности к самообразованию и самосовершенствованию.
3. Место практики в структуре магистерской программы:
Учебная педагогическая практика проводится на 1 курсе во 2 семестре.
Для прохождения практики необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в ходе изучения программ бакалавриата («Педагогика», «Психология»), учебных предметов блока 1 образовательной программы магистратуры и курса «Педагогика высшей школы».
Логика и содержательно-методическая взаимосвязь данной практики с другими частями ООП определяется принципами: личной перспективы и профессионального самоопределения, самопознания и самоуправления, проблемности, преемственности, вариативности выбора содержания и форм деятельности практикантов.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения
Практики
Процесс прохождения учебной педагогической практики направлен на формированиеследующих компетенций:
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
способностью применять знание истории и методологии биологических наук для решения фундаментальных профессиональных задач (ОПК-5);
способностью профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам (ОПК-9).
владением навыками формирования учебного материала, чтения лекций, готовность к преподаванию в образовательных организациях высшего образования и руководству научно-исследовательской работой обучающихся, умение представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей (ПК-9).
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести:
навыки:
- проектирования образовательных (рабочих) программ, компонентов образовательного процесса (цели, содержание, формы, методы, средства, оценочные средства, технологии; самостоятельной работы студентов
- анализа учебных занятий;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в педагогической и научно-методической деятельности;
- анализа учебных занятий опытных преподавателей кафедры;
- проектировать (готовить) программное и методическое оснащение для организации учебной деятельности студентов по учебному курсу научного руководителя;
знания:
- принципов построения федеральных государственных образовательных стандартов и рабочих учебных планов в высшей школе;
- учебно-методической литературы и программного обеспечения по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
- по использованию различных форм организации образовательной и научной деятельности в вузе;
- требований к реализации форм текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
7. Структура и содержание учебной педагогической практики
Общая трудоемкость практики составляет зачетных единиц, часов
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
1. | Организация практики | 1.Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой магистрам разъясняют порядок прохождения и содержание практики. 2.Распределение магистрантов осуществляется на местах прохождения практики ответственными за магистерское направление на кафедре, факультете совместно с руководителями программ. | Наблюдение, беседа | |
2. | Подготовительный этап | Магистрант составляет индивидуальный план, который утверждает научный руководитель магистранта программы и преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии. В индивидуальном плане работы магистранта указывается: вид деятельности, виды работы; -перечень зачетных занятий; -перечень занятий, которые он должен посетить и проанализировать у научного руководителя; -перечень отчетных документов. | Беседа, индивидуальный план магистранта | |
3. | Производственный: | Научно-методическая деятельность: - изучение системы методической работы на кафедре (факультете); - изучение методики и технологии проведения лекции, семинарского, практического занятий и других форм организации учебного процесса; - проектирование целесообразных форм, методов, средств, приемов организации учебной деятельности, образовательных и информационных технологий с учетом содержания и конкретной темы занятия и уровней познавательных возможностей студентов; - овладение основами научно-методической работы в высшей школе, навыками самостоятельной методической проработки профессионально-ориентированного материала (трансформация, структурирование и психолого-дидактическое преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование); - формирование у магистрантов навыков самостоятельной научно-методической деятельности по учебному предмету, развитие у них творческого мышления и педагогических способностей; - изучение и анализ опыта работы преподавателя по научной проблеме кафедры. | Проверка умк | |
4. | Заключительный этап | Подготовка отчета по итогам работы на практике; проведение дифференцированного зачета; участие в заключительной конференции по практике. | Консультации, отчет о прохождении практики |
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии,