Предметом психологии является
Изучение психики человека.
• Психика – свойство головного мозга,
обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли и переживания, т. е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в его действиях и поступках, взаимоотношениях с другими людьми.
Задачи
• изучать особенности психических
явлений и процессов;
• анализировать становление и
Развитие психических явлений и
процессов;
• исследовать физиологические
механизмы, лежащие в основе
психических явлений;
• внедрение научных психологических знаний в практику.
2. Этапы развития психологии как науки.
3. Этапы развития психологии как науки
Этап | Определение предмета психологии | Характеристика этапа |
1-й | Психология как наука о душе | Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека |
2-й | Психология как наука о сознании | Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов |
3-й | Психология как наука о поведении | Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались |
4-й | Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики | Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения |
По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.
|
4. Определение и виды, свойства внимания.
Внимание – избирательная направленность человека на определенные предметы и явления.
Свойства:
- концентрация
- избирательность
- распределение
- объем
- интенсивность
- устойчивость
- отвлекаемость
Виды:
• Произвольное
(целенаправленное, организованное, устойчивое)
• Сосредоточенное (динамическое, статическое)
• Непроизвольное (интенсивность раздражителя новизна)
5. Объекты и виды профессиональной деятельности выпускников специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам).
Объекты:
• произведения народного художественного творчества (различных видов и жанров), народные традиции;
• учреждения социально-культурной сферы независимо от их организационно-правовых форм;
• региональные и муниципальные управления (отделы) культуры;
• дома народного творчества;
• учреждения дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения;
• любительские творческие коллективы;
• досуговые формирования (объединения).
Виды:
• Художественно-творческая деятельность (в любительских творческих коллективах, постановка народных праздников и обрядов).
|
• Педагогическая деятельность (в образовательных учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, в общеобразовательных школах).
• Организационно-управленческая деятельность (руководство любительскими творческими коллективами).
6. Профессиональные компетенции вида профессиональной деятельности выпускников: Педагогическая деятельность.
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Педагогическая деятельность.
• ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.
• ПК 2.2. Использовать базовые теоретические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы.
• ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, общеобразовательной школе.
• ПК 2.4. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания.
• ПК 2.5. Применять разнообразные формы учебной и методической деятельности, разрабатывать необходимые методические материалы
7. Психологическая структура личности.
8. Охарактеризуйте: особенности воспитания, положительные и отрицательные качества холерического темперамента.
|
Достоинства:
• Решительность;
• Инициативность;
• Подвижность;
• Увлеченность;
• Находчивость;
• Способность быстро принимать решения;
• Стремление к новизне;
• Яркость проявления чувств.
Недостатки:
• Торопливость;
• Неуравновешенность;
• Неусидчивость;
• Резкость движений;
• Нетерпеливость;
• Прямолинейность;
• Конфликтность;
• Упрямство;
• Склонность к риску;
• Вспыльчивость;
Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее «в мирных целях».
• Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
• Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
• Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
• У ребенка должны быть трудовые обязанности.
• Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
• Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
• С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
• Строго соблюдать режим дня.
• Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь».
• Разговаривайте с ребенком о его поведении.
• Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
• Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
• Научитесь предвидеть выброс сил холерика.
9. Темперамент: определение, характеристика ВНД, характеристика нервных процессов.
Темперамент – психические свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека и выражается в их течении.
Темперамент – это генотип, т. е. прирожденная, природная способность нервной системы. (по Павлову И.П.)
Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.
• Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.
• Торможение – затухание активности нервных центров и коры головного мозга.
Характеристика нервных процессов:
- сила (способность выдерживать влияние раздражителей)
- уравновешенность (особенности соотношения процессов возбуждения и торможения)
- подвижность (способность процессов возбуждения и торможения сменяться одним другим)
10. Охарактеризуйте: особенности воспитания, положительные и отрицательные качества сангвинического темперамента.
Достоинства:
• Жизнерадостность;
• Отзывчивость;
• Энергичность;
• Быстрая переключаемость;
• Высокая работоспособность;
• Настойчивость;
• Энтузиазм.
Недостатки:
• Не доводит начатое дело до конца;
• Неустойчивость интересов;
• Поспешность решений;
• Неустойчивость настроения.
•Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
•Контролируйте его действия и поступки.
•Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
•Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
•Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
•Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
•Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь.
•Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
•По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.
11. Охарактеризуйте: особенности воспитания, положительные и отрицательные качества флегматического темперамента.
Достоинства:
• Спокойствие;
• Уравновешенность;
• Рассудительность;
• Усидчивость;
• Настойчивость;
• Неразговорчивость;
• Выдержка;
• Постоянство интересов;
• Аккуратность.
Недостатки:
• Медлительность;
• Бедность эмоций;
• Занудство;
• Медленная переключаемость;
• Плохая адаптация к новой обстановке.
Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.
•Не торопите ребенка.
•Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
•Хвалите флегматика за скорые действия.
•Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
•Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
•Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
•Уважайте его внутренний покой.
•Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.
12. Охарактеризуйте: особенности воспитания, положительные и отрицательные качества меланхолического темперамента.
Достоинства:
• Повышенная чувствительность;
• Сдержанность;
• Тактичность;
• Постоянство.
Недостатки:
• Обидчивость;
• Застенчивость;
• Ранимость;
• Нерешительность;
• Неуверенность;
• Пессимистичность;
• Плохая адаптация к новой обстановке;
• Склонность к одиночеству;
• Подозрительность;
• Плаксивость;
• Боязливость.
Придерживайтесь принципа постепенности.
•Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
•На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
•Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его регулировать свои движения, преодолевать трудности.
•Взрослым детям помогать действиями и советом.
•Развивайте общение ребенка.
•Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
•Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
•Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
•Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.
•Уважайте внутренний мир ребенка.
13. Определение, подходы, классификация, уровни способностей.