Б1.О.07.01 «ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
Направление подготовки | 09.03.02 Информационные системы и технологии |
Профиль программы | «Информационные системы и технологии в медиаиндустрии (по элективным модулям*)» |
Автор(ы): | ст. преп. | Е.Е. Неупокоева |
Н.В. Хохлова |
Одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий. Протокол от «___» ____ 2020 г. №___.
Заведующий кафедрой | И.А. Суслова |
Рекомендована к использованию в образовательной деятельности научно-методической комиссией института ИПО РГППУ. Протокол от «___» ___ 2020 г. №___.
Председатель научно-методической комиссии | К.А. Федулова |
Екатеринбург |
СОГЛАСОВАНО: | ||||
Заведующий кафедрой информационных систем и технологий | доцент, канд. пед. наук | И.А. Суслова | ||
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Операционные системы»: сформировать понятийный аппарат по теме «операционные системы», развить систему умений и навыков по установке и конфигурированию операционных систем и компонентов; сформировать готовность к самостоятельному поиску решений в процессе эксплуатации операционных систем.
Задачи:
· ознакомление с понятийным аппаратом теоретических основ операционных систем;
· формирование общих представлений об архитектуре операционных систем (ОС);
· формирование умений по установке, настройке операционных систем.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Операционные системы» относится к обязательной части учебного плана.
Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и владения, формируемые следующими дисциплинами:
1. Аппаратные средства информационных систем.
2. Технологии работы с информацией.
Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
1. Компьютерные коммуникации и сети.
Результаты освоения дисциплины
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
· ОПК-2 (Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности);
· ОПК-5 (Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем);
· ОПК-7 (Способен осуществлять выбор платформ и инструментальных программно-аппаратных средств для реализации информационных систем).
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
Знать:
З1. основные понятия теории операционных систем, их функции, основные классификации;
З2. особенности архитектуры многозадачных операционных систем;
З3. особенности установки и конфигурирования операционных систем;
З4. принципы управления ресурсами, процессами и прерываниями в операционной системе.
Уметь:
У1. осуществлять настройку операционных систем;
У2. выполнять конфигурирование аппаратно-программного комплекса;
У3. работать с дисками и файловыми системами.
Владеть:
В1. навыками установки операционной системы, драйверов и утилит;
В2 навыками конфигурирования операционной системы;
В3 навыками работы с утилитами;
В4 навыками работы с файл-менеджерами.
4. Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зач. ед. (144 час.), семестр изучения – 3, распределение по видам работ представлено в табл. № 1.
Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид работы | Форма обучения |
очная | |
Семестр изучения | |
3 сем. | |
Кол-во часов | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | |
Контактная работа, в том числе: | |
Лекции | |
Лабораторные работы | |
Самостоятельная работа студента | |
Промежуточная аттестация, в том числе: | |
Экзамен | 3 сем. |
*Распределение трудоемкости по видам контактной работы для заочной формы обучения (при наличии) корректируется в соответствии с учебным планом заочной формы обучения.
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2. Тематический план дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Сем. | Всего, час. | Вид контактной работы, час. | СРС | ||
Лекции | Практ. занятия | Лаб. работы | ||||
1. Понятие операционной системы и ее функции. Классификации ОС | - | |||||
2. Модули ОС. Понятие ядра ОС, виды ядер. Основные понятия ОС: процессы, системные вызовы, прерывания. | - | |||||
3. Структура памяти современной вычислительной системы | - | |||||
4. Организация файловых систем хранения информации | - | |||||
- |
*Распределение часов по разделам (темам) дисциплины для заочной формы обучения осуществляется научно-педагогическим работником, ведущим дисциплину.
Содержание разделов (тем) дисциплин
Раздел 1. Понятие операционной системы и ее функции. Классификации ОС
Понятие «операционная система». Функции операционных систем, подходы к построению операционных систем. Приемы организации многозадачности. Распределение памяти. Принципы построения операционных систем. Виды ОС по реализации. Виртуализация: ОС как виртуальная машина, виртуализация внутри ОС.
Раздел 2. Модули ОС. Понятие ядра ОС, виды ядер. Основные понятия ОС: процессы, системные вызовы, прерывания
Менеджеры системы как элементы ОС при микроядерной архитектуре. Виды режимов работы: привилегированный, непривилегированный. Понятие ядра ОС, виды ядер: монолитное ядро, микроядерная архитектура, смешанная архитектура. Модули ОС. Понятие дистрибутива, программные ассоциации. BIOS, его настройки. Модули микроядерной архитектуры: панель управления, системный реестр, менеджер памяти. менеджер сети, менеджер файловой системы. Цели и критерии планирования. Режим мультипрограммирования. Системные вызовы, прерывания, исключительные ситуации. Виды обработки данных: пакетная, интерактивная, многопроцессорная обработка. Компоненты ядра и планировщики.