Последовательность работы над рисунком




Программа творческого испытания для специальности

Дизайн (по отраслям)

Класс

Тема: изображение группы предметов геометрических тел.

Цель: определить способность абитуриентов в умении конструктивно передавать средствами рисунка особенности предметов.

Материалы и оборудование: чертежная бумага (формат А3 (420*297),

карандаши разной твердости (2Т; Т; ТМ; М; 2М; Н; НВ;2В),

ластик, кнопки, бумажный скотч

Время выполнения: 4 академических часа.

Основные требования:

1. Компоновка деталей рисунка на заданном формате.

2. Конструктивное построение композиции.

3. Передача объема с проработкой тона.

Основные знания, умения и навыки, необходимые абитуриентам при поступлении

Абитуриент должен знать:

— правила композиции;

— знание перспективных сокращений (линейная, воздушная, наблюдательная перспектива)

Уметь:

— выбрать удачный ракурс;

— видеть конструкцию предметов;

— изображать предметы с учетом перспективных сокращений;

— передавать тональные отношения предметов.

Техника рисунка

Для работы в процессе создания рисунка следует применять графитные карандаши средней твердости ТМ или НВ и мягкие до 3М или 3В, которые предварительно тщательно готовят к работе: острым ножом оттачивают на 25–30 мм и заостряют грифель на 8–10 мм.

Для учебного рисунка не рекомендуется использовать очень мягкие карандаши, так как нанесенная ими линия плохо стирается резинкой. Бумага для рисунка необходима белая плотная со слегка шероховатой поверхностью типа «Ватман» — Гознак или чертежная бумага.

Процесс рисования с натуры требует соблюдения определенных правил, помогающих быстро и точно выполнять работу. Прежде всего, необходимо организовать рабочее место: правильно заточить карандаш, подготовить к работе мягкую резинку для удаления ненужных линий, правильно выбрать место для рисования: оно должно быть приблизительно равно трем-четырем наибольшим размерам модели геометрической фигуры; на протяжении всей работы над рисунком надо сохранять один и тот же угол зрения. При рисовании сидя от глаза до бумаги необходимо соблюдать расстояние, которое должно быть равно 30-40 см, при рисовании стоя — не ближе расстояния вытянутой руки; во время работы над рисунком с натуры необходимо чаще отходить и рассматривать ее издали, проверяя точность рисунка, соответствие его натуре.

При создании рисунка используют различные изобразительные средства: тон, штрих, линию.

Линия — одно из главных средств рисунка. Прямые и кривые линии встречаются разного характера и насыщенности.

Штрих — это короткое движение карандаша по бумаге. Штрихом отмечают размеры, края предмета, объемность его формы.

Тон — служит средством передачи предметов в рисунке. Тон выполняется штриховкой.

Штриховка — образуется путем перекрестного или параллельного наложения штрихов. Направление штрихов служит активным элементом изображения. Штрихи, направленные по форме предмета, создают впечатление его объема и делают рисунок более выразительным. Штриховка может быть параллельной и перекрестной. В учебном рисунке не следует растирать карандаш пальцами рук или клочками бумаги, так как при этом возникает плотные по тону пятна, и графит в таких местах неприятно блестит.

Последовательность работы над рисунком

(натюрморт из трёх геометрических тел)

Процесс создания рисунка складывается из двух основных частей – восприятия натуры и ее изображения. Умение видеть рисующего означает подвергать окружающие предметы детальному изучению и анализу: мысленно видеть основные признаки и свойства, воспринимать натуру в целом, определять связи между отдельными частями.

Начинайте работу над рисунком с размещения группы тел на листе. Учитывая характер композиции предметов, лист бумаги располагайте вертикально или горизонтально.

Рисунок не должен быть настолько крупным, чтобы его контуры приближались к краям листа, но он и не должен быть мелким. Лучше всего, когда край листа занимает среднюю часть листа и примерно 2/3 его площади. Следует начинать с целого, рисуя сразу всю группу, при этом идя от общего к частному, не отвлекаясь на детали. Работу над рисунком ведите в строго последовательности, решая на каждом ее этапе определенные изобразительные задачи.

Первый этап – нанесение обобщенной формы предметов. После того как на эскизе определены общие размеры рисунка, нанесите на лист границы сверху, снизу и с боков. Легкими линиями нанесите общие формы тел — вертикальные ребра куба (или другого геометрического предмета). Засечками с четырех сторон нанесите габариты видимого основания цилиндра и направление его оси. Далее наметьте горизонтальные ребра куба. Степень перспективного ракурса этих прямых проверьте с помощью вспомогательных прямых.

Второй этап – перспективное построение объемных форм предметов и уточнение их пропорций. На этом этапе – наиболее ответственном и длительном – окончательно уточните пропорции, ранее только намеченные. Построения легко проверить, если прорисовать невидимые элементы предметов. Полезно провести несколько вспомогательных прямых, чтобы с их помощью сравнить размеры изображаемых тел, а также точки схода на горизонте – горизонтальных ребер куба и контурных образующих цилиндра. Затем слегка нанесите светотень.

Третий этап – нанесение светотени, проработка деталей и обобщение рисунка. На основе уже выполненных построений нанесите светотень, придавая геометрическим телам выразительность объемных форм. Нанесите падающие тени от куба на цилиндр и на горизонтальную плоскость. Проработайте передний план и детали: передайте неровности поверхности, ее фактуру. При этом усиливайте контраст света и тени на переднем плане и ослабьте его на дальнем, что будет способствовать передаче пространственной композиции.

Не забудьте также нанести фон, выделяя тем самым освещенную часть поверхности геометрических тел. При передаче светотени штриховкой постепенно проработайте рисунок по всей его площади, и всё время следите за правильностью тоновых отношений. При этом необходимо правильно оценить, где самое светлое и самое темное место предмета.

На завершающей стадии работы следует отойти на некоторое расстояние от рисунка и рассмотреть его со всех сторон. Разработка деталей приводит к некоторой дробности рисунка. Чтобы избежать этого легкими широкими штрихами обобщите мелкие подробности, подчеркивая общие крупные формы предмета. В результате рисунок выигрывает в целом, а детали не теряются.

Деление процесса с натуры на три этапа — условное. Все этапы представляют собой единый непрерывный процесс, они взаимосвязаны, а уточнение формы и пропорций производится на всех этапах работы.

 

Список литературы

1. Школа изобразительного искусства – выпуск 1-3. — М.: Академия художеств, 1989

2. Алексеева В.В. Что такое искусство? — М.: Советский художник, 1991.

Также используйте литературу по изобразительному искусству из серии «Учебный рисунок»; «В помощь начинающему художнику»; «Учись рисовать» и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: