Психология юношеского возраста.




(от 15(16) до 21 (23)лет)

Юношеский возраст – это возраст «бури и натиска»,

романтизма и хаоса.

С. Холл

(возрастной психолог 19-20 века)

Все особенности юношеского возраста обусловлены расхождением между половым, органическим и социальными линиями развития. Как мы уже говорили раньше, это связано с задержкой стадии обучения (как правило, недостаточно осмысленного и активного) и с увеличением срока контроля со стороны взрослого мира. Чем цивилизованнее общество, тем ярче выражены проблемы юношеского возраста. Итак, проблемы юношеского возраста (инфантилизм, конфликты отцов и детей, проблема самореализации и т.д.) – это своеобразная плата за образование и за увеличение контроля со стороны общества.

Если сравнить исследования юношества, которые были сделаны в 50-е годы (Божович Л.И.) и подобные исследования, проводимые в 90-е годы (Н.Н. Толстых), то можно сделать вывод о том, что жизненные ориентиры, представления о жизни отличаются большей несформированностью, т.е. современные юноши и девушки более не подготовлены к жизни, чем их сверстники в 50-х годах. Хотя, как показывают самые современные исследования (А. Тубельский), есть тенденция к снижению этого разрыва.

 

Основные задачи юношеского возраста

Основными задачами юношеского возраста являются задачи: достижения идентичности, целостности, независимости и взаимозависимости. Идентичность достигается посредством совместной деятельности и ориентацией на мнение референтной группы (значимых людей).

 

Когнитивное (познавательное) развитие в юношеском возрасте

Познавательная сфера в юношеском возрасте (память, внимание, ощущения, восприятие, воображение, мышление) характеризуется следующими особенностями:

 

· когнитивное развитие обусловлено личными интересами, т.е. все познавательные процессы развиваются, только если сам предмет представляет личностный интерес;

· для юношей и девушек очень важен процесс планирования, построения гипотез относительно своей дальнейшей жизни;

· познавательная сфера в юношеском возрасте развивается благодаря групповой работе, совместной деятельности;

· для юношей и девушек очень важна рефлексия своего и чужого поведения;

· познавательная сфера в юношеском возрасте развивается эффективнее, если молодые люди получают возможность попробовать себя в разных видах деятельности, ощутить себя в разных ситуациях, в общении с разными людьми;

· познавательная сфера в этом возрасте развивается благодаря практике в профессиональном обучении и интимно-личностной сфере (т.к., как вы помните, это связано с их ведущей деятельностью);

· существует несколько способов мыслить, решать проблемы, – и для юношества важно научиться использовать несколько способов (использование консультаций экспертов, рассмотрение разных вариантов, подключение жизненного опыта, ориентация на опыт родителей и т.д.);

· мышление юношества имеет выраженный социальный характер (для них все больше перестают иметь значение абстрактные, не имеющие к жизни задачи);

· юношеский возраст – это возраст выбора, поэтому для юношества важно все то, что связано с этим выбором.

 

Все эти особенности и приводят к такому когнитивному феномену, характерному для юношества как феномен «воображаемой аудитории» и феномен юношеского максимализма и эгоцентризма.

Мышление в юношеском возрасте

Согласно теории Ж. Пиаже, у девушек и юношей продолжается стадия формальных операций (см. теорию Ж.Пиаже). Но с 15-ти лет возрастает способность планировать свою жизнь, предвидеть, выдвигать гипотезы.

Галлахер, на основании своих исследований, полагал, юношескому мышлению свойственны:

· способность учитывать несколько переменных при принятии решений;

· способность предполагать о том, какое влияние какая из переменных может оказать;

· способность объединять и разделять переменные дедуктивным способом.

 

Более поздние исследования показали, что не у всех представителей юношества эти способности развиты, поэтому исследования Галлахера можно воспринимать как ориентиры, на достижение которых способны юноши.

 

Согласно Р. Стернбергу (современные исследования), познавательное развитие в юношеском возрасте включает в себя следующие характеристики, которые, опять же, не всем свойственны, но к которым можно и нужно стремиться:

 

· умение ставить цель по отношению к поиску информации и перенос ее на практическую жизнь;

· умение использовать несколько стратегий в решении проблем;

· умение переводить информацию в символическую форму (в схемы, таблицы и т.д.);

· умение вырабатывать сценарии своей жизни.

 

Р. Стернберг создал специальную теорию интеллекта, которая помогает понять направления развития мышления в юношеском возрасте.

 

Интеллект в этом возрасте развивается по трем направлениям:

 

· приобретение знаний о мире, благодаря которым у юношества развивается умение кодировать информацию, сравнивать разнородные объекты, делать выводы;

· метазнание («мета» переводится как «над чем-то») – умение выстраивать стратегии, последовательность шагов, помогающих достигать цели, умение выбирать наиболее адекватную стратегию;

· исполнение решений – умение применять информацию в реальной жизни.

 

Так как эти три компонента в юношеском возрасте еще не развиты в достаточной мере, то юношам и девушкам свойственны: романтизм, идеализация (все или ничего), неуверенность в своих силах, конфликты в семье. Хотя семейные конфликты, по Р. Стернбергу, нужны, так как они помогают получить опыт ведения переговоров, опыт решения социальных противоречий. Кстати, мнение о закономерности юношеских конфликтов немного преувеличено. Дж. Марсиа показал, что, по сравнению с подростковым возрастом, частота и интенсивность юношеских конфликтов увеличивается только в 15-20 % семей.

 

Формирование идентичности в юношеском возрасте

Как мы уже говорили, обретение идентичности – это основная задача юношеского возраста. Идентичность (чувство самотождественности) – это ощущение личностной целостности, самостоятельности, зрелости и независимости, основанное на целостном образе «Я» у человека.

Дж. Марсиа изучал то, как формируется идентичность в юношеском возрасте, и выделил 5 уровней, на каждом из которых человек может «заморозиться», и, следовательно, остаться личностно незрелым.

Уровни развития идентичности (по Дж. Марсиа)

 

1. Взятие на себя обязательств за себя, но без собственной инициативы.

2. Проявление инициативы во взятии на себя обязательств, но нет готовности, чтобы их осуществить в полной мере.

3. Поиск себя в разных сферах деятельности и разных ситуациях общения со взятием обязательств на себя.

4. Кризис идентичности (выделение своей индивидуальности из оценок данной личности со стороны окружающих).

5. Достижение идентичности (обретение целостности).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: