Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
«Эффект» (по-другому результат) это абсолютный показатель и измеряется в рублях.
В экономических и финансовых отчетностях и расчетах это обычно показатели баланса и отчета о финансовых результатах. В балансе это элементы актива и пассива, в отчете о финансовых результатах это различная прибыль (валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, нераспределенная или реинвестированная прибыль).
С учетом влияния западной финансовой отчетности дополнительно могут применяться следующие показатели эффектов:
– EBITDA (Earnings Before Interests, Taxes, Depreciation & Amortization) – прибыль
до уплаты процентов, налогов и амортизации;
– EBIT (Earnings Before Interests & Taxes) –прибыль до уплаты процентов и налогов;
– EBT (Earnings Before Taxes) – прибыль до уплаты налогов.
Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 1 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют различные коэффициенты эффективности.
«Эффективность» – это относительный показатель измеряемый в долях единицы или
в процентах, что чаще всего бывает. Если в долях единицы то это индекс. Если мы умножим индекс на 100, то получим эффективность в процентах. В экономических расчетах эффективность измеряется в показателях рентабельности – отношение прибыли к ресурсам которые были использованы для получения этой прибыли (результата, эффекта) или к затратам (издержкам), или
к выручке.
С учетом влияния западной финансовой отчетности они могут иметь следующие обозначения:
– ROA (Return on Assets) – рентабельность прибыли по отношению к капиталу (активам или ресурсам);
– ROE (Return on Common Equity) – рентабельность прибыли по отношению
к собственному капиталу;
– ROS (Return on Sales) – рентабельность прибыли по отношению к выручке (продажам).
Такие показатели уже можно использовать в пространственно-временных сопоставлениях. Наиболее общую оценку уровня экономической эффективности деятельности предприятия дают показатели рентабельности активов и рентабельности собственного капитала, а рост их в динамике рассматривается как положительная тенденция.
При сопоставлении различных экономических показателей необходимо владеть инструментами, позволяющими оценить их динамику. Это «рост» и «прирост».
«Рост» – это относительный показатель изменения текущего (сегодняшнего) показателя по отношению к базовому (вчерашнему) выраженному в %, т.е. умноженному на 100. Если рост составляет более 100%, то показатель текущий увеличился по отношению к базовому, если рост менее 100%, то он уменьшился по отношению к базовому.
Показатель «прирост» показывает величину прироста в процентах текущего показателя
к базовому. Прирост отличается от роста на величину 100%. Допустим если рост 120%, то прирост 20%. В отличие от «роста», который всегда положительный, «прирост» может быть отрицательным. Это бывает тогда, когда показатель текущий меньше показателя базового.
Данные показатели могут называться и как «темп роста», и как «темп прироста». Что из них выбирать для аналитических расчетов, решает аналитик самостоятельно.
Методов оценки финансового состояния и прибыльности предприятия достаточно много,
а критериев оценки еще больше. Все они существуют в рамках различных финансовых школ, изучающих финансовую сторону деятельности предприятий и организаций в рамках анализа финансовой отчетности.
Так как финансовая отчетность является фотографией здоровья или нездоровья в финансовом плане предприятия, то анализируя ее исследователь может сделать заключение об общем состоянии «организма» предприятия, выявить влияние факторов на результат деятельности предприятия.
Так как информация находится в общедоступных источниках, относится это, прежде всего,
к предприятиям, относящимся к публичным акционерным обществам, то анализ может сделать любой желающий, обладающий, правда, необходимым навыком в такого рода работе.
Выделяют внутренний и внешний анализы. Работники предприятия проводят внутренний анализ, внешний – посторонними для предприятия лицами. Информация для внутреннего анализа намного шире, чем для внешнего, именно на основе анализа внутренней информации разрабатываются и реализуются управленческие решения по всем аспектам финансовой деятельности. Такой анализ дает большие возможности в управлении предприятием. Внешний в большей степенно формализован и менее детализирован.
В зависимости от поставленной цели, а так же методического, временного и информационного обеспечения, анализ финансового состояния и прибыльности может быть менее или более глубоко детализирован. В зависимости от глубины анализа сам процесс анализа может быть поверхностным (экспресс-анализ), или глубоким (детализированным).
Обычно сначала проводят поверхностный анализ, как простой и наглядной формы подачи данных о финансовом состоянии предприятия, затем по мере необходимости более глубокий.
При анализе отчетности широкое распространение получили получение и интерпретация специальных финансовых коэффициентов. Данные коэффициенты очень важны, так как позволяют не только их сравнивать между собой, но, в первую очередь, использовать их при разработке и реализации управленческих решений во всех областях деятельности предприятия.
Аналитики, проводящие экспресс-анализ должны, прежде всего, выбрать определенное количество показателей, на их взгляд наиболее важных, рассчитать, если есть в этом необходимость, проанализировать их и сделать заключение. Отбор субъективен, но перечень основных показателей сходен.
Один из вариантов отбора аналитических показателей для определения экономического потенциала предприятия и оценки результатов его деятельности приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Перечень аналитических показателей для проведения экспресс-анализа
Анализ | Показатель и комментарии |
1. Экономического потенциал исследуемого хозяйствующего субъекта | |
1.1 Имущественного положение предприятия | 1. Общая сумма активов, находящихся в распоряжении предприятия. Можно найти в активной части бухгалтерского баланса. Итог актива, баланса. 2. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов. Раздел I актива баланса, за исключением отложенных налоговых активов и долгосрочных вложений. |
1.2 Финансовое положение | 1. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников. III раздел баланса 2. Коэффициент покрытия (коэффициент текущей ликвидности) Ктл в долях единицы. 3. Коэффициент автономии (собственности) Кавт. В долях единицы. |
2. Результативность финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта | |
2.1.Прибыльность и эффективность функционирования предприятия | 1. Прибыль 2. Рентабельность по всему капиталу (общая рентабельность) ROA 3. Рентабельность по собственному капиталу ROE 4. Рентабельность по выручке ROS |
2.2.Динамичность | 1. Сравнивание темпов прироста прибыли, выручки, капитала (активов) 2. Оборачиваемость активов 3. Длительность производственного, финансового и операционного циклов |
Финансовое состояние и его прибыльность оценивают в двух плоскостях – финансовое состояние и прибыльность сегодня и финансовое состояние и прибыльность завтра т.е. с точки зрения сегодняшнего момента и краткосрочной и долгосрочной перспектив завтрашнего дня.
Для сегодняшнего дня оценочными показателями могут выступать показатели ликвидности
и платежеспособности предприятия, с позиции перспективы – коэффициентом собственности, или автономии, а так же состоянием степенью зависимости от внешних лендеров и кредиторов. Под ликвидностью актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства,
а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена без большой потере в рыночной цене. Чем короче период трансформации и меньше потеря в цене, тем выше ликвидность данного вида активов.
Ликвидность предприятия подразумевает, что у него достаточно оборотных активов для того, чтобы погасить краткосрочные обязательства. Если у предприятия достаточно денежных средств или их эквивалентов для погашения кредиторской задолженности, уместно говорить о наличии платежеспособности предприятия.
Ликвидность и платежеспособность являются разными показателями и не тождественны друг другу. Если в оборотных активах присутствует долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность, а так же не ликвидные товарно-материальные ценности, то коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, а на самом деле, оценка является ошибочной.
В рамках экспресс-анализа анализ платежеспособности и ликвидности можно делать с разной степенью точности. Для поверхностной оценке достаточно обратить внимание на статью бухгалтерского баланса в оборотных активах характеризующую денежные средства в кассе предприятия и на расчетном счете в обслуживающем предприятие банке. Это имущество предприятия имеющее абсолютную ликвидность, они мобильны и могут быть использованы по назначению мгновенно, тогда как другие активы данного раздела могут быть использованы
в качестве платежных средств с определенным интервалом. На первый взгляд, чем больше сумма, отображенная по этой статье, тем лучше, но умение финансового управления состоит в том, чтобы
в качестве абсолютной ликвидности иметь оптимальное количество денежных средств, а сверх этого в быстро реализуемых оборотных активах, таких как, например, краткосрочные финансовые вложения.
Таким образом, чем больше денежных средств в кассе и на расчетном счете, тем с большей вероятностью можно утверждать, что предприятие обладает достаточным количеством денежных средств и их эквивалентов для текущих расчетов и платежей.
Если денежных средств заметно мало, то это не означает, что предприятие неплатежеспособно.
В этом случае для анализа достаточно расширить количество статей оборотных активов
в бухгалтерском балансе. Оценивая их можно увидеть, что, допустим, дебиторская задолженность достаточно большая и срок погашения ее уже наступил, кроме того, получено подтверждение от дебиторов о погашении своих задолженностей. В этом случае дебиторская задолженность тоже может считаться абсолютной ликвидностью.
Степень ликвидности предприятия характеризуется коэффициентом текущей ликвидности, который показывает возможность предприятия погашать свою кредиторскую задолженность, находящуюся в пятом разделе балансе оборотными активами, находящимися во втором разделе баланса. Здесь важно, чтобы статьи оборотных активов превращались в денежные средства в сроки,
в которые необходимо погашать кредиторскую задолженность
Когда мы говорим о перспективном финансовом состоянии предприятия, то в этом случае необходимо анализировать структуру пассивов, зависимость от внешних кредиторов и инвесторов, соотношение собственного капитала к привлеченному. Рекомендуемые значения соотношения собственного капитала к заемному должно быть более единицы, а, соответственно, собственного капитала ко всему капиталу, более пятидесяти процентов. Если эти пропорции соблюдаются, то при форс-мажорных обстоятельствах предприятие всегда может погасить свои долгосрочные
и краткосрочные обязательства за счет собственного капитала.
Наиболее распространенными методами анализа являются:
− горизонтальный (трендовый) анализ прибыли, который базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда).
− Вертикальный (структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. Помимо этого рассматриваются показатели финансовой устойчивости и деловой активности предприятия. Деловая активность предприятия
в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности
и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.
Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов и характеризуется качественными и количественными показателями. Качественными критериями являются: широта рынков сбыта (как внутренних, так и внешних), деловая репутация организации и ее клиентов, конкурентоспособность товара, и т.д.
Количественная оценка даётся по двум направлениям:
1) исследование динамики и соотношения темпов роста абсолютных показателей: основных оценочных показателей деятельности организации (выручка и прибыль) и средняя величина активов;
2) изучение значений и динамики относительных показателей, характеризующих уровень эффективности использования авансированных и потребленных ресурсов организации.
При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название «золотого правила экономики организации», неравенство вида 1:
Трчп≥ ТрВ≥ТрА ≥ 100% (1),
где Трчп – темп роста чистой прибыли;
ТрВ – темп роста выручки от продаж;
ТрА – темп роста средней величины активов.
При подсчете динамики абсолютных показателей прибыли, продаж, активов в виде «прироста»
в неравенство вместо 100% ставится 0, т.е все показатели прироста должны быть положительными.
Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов организации, который оценивается с помощью показателей оборачиваемости отдельных видов имущества и его общей величины и рентабельности средств организации и их источников.
Чем быстрее оборачиваются средства, тем больше продукции производит и продает организация при той же сумме капитала. Таким образом, основным эффектом ускорения оборачиваемости является увеличение продаж без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, так как после завершения оборота капитал возвращается с приращением в виде прибыли, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли. С другой стороны, чем ниже скорость оборота активов, прежде всего, текущих (оборотных), тем больше потребность
в финансировании. Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь, возможностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя оборачиваемостью активов, организация получает возможность в меньшей степени зависеть
от внешних источников средств и повысить свою ликвидность.
Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу первых следует отнести сферу деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, масштабы предприятия и ряд других.
Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают экономическая ситуация в стране, сложившаяся система безналичных расчетов и связанные с ней условия хозяйствования предприятий. Так, инфляционные процессы, отсутствие налаженных хозяйственных связей
с поставщиками и покупателями приводят к вынужденному накапливанию запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств.
Однако следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности организации, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами (или её отсутствием). Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов
и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Рентабельность активов (ROA). Представляет собой частное от деления прибыли, которую заработало предприятие, на среднюю стоимость активов в течение рассматриваемого периода, вычисляется по формуле 2:
ROА 100% (2)
При расчете данного показателя учитываются как собственные, так и привлеченные активы, такие как кредиты, дебиторская задолженность и др.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA). Рассчитывается аналогично,
но вместо активов берется только стоимость основных производственных фондов, формула 3:
ROFA 100% (3)
Рентабельность капитала (ROE) – это показатель эффективности использования собственных средств предприятия. Представляет собой частное от деления чистой прибыли и собственного капитала, рассчитывается по формуле 4:
ROE 100% (4)
где СКср. – собственный капитал средний за год;
Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (ROI) – это показатель эффективности использования собственных средств компании и привлеченных долгосрочных средств (перманентного капитала). Представляет собой частное от деления прибыли и перманентного капитала, рассчитывается по формуле 5:
ROI 100% (5)
где перманентный капитал – сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств.
Рентабельность продаж (ROS) показывает долю прибыли в выручке предприятия
и рассчитывается по формуле 6:
ROS 100% (6)
где Выручка нетто – чистая выручка (выручка без косвенных налогов)
Сведем все показатели рентабельности в таблицу 2 и дадим им комментарии.
Таблица 2 - Основные показатели рентабельности и комментарии к ним
Наименование | Комментарий |
Рентабельность актива или всего капитала предприятия | Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение коэффициента – следствие падающего спроса на продукцию. |
Рентабельность основных производственных средств | Показывает эффективность использования основных средств. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении мобильных основных средств. |
Рентабельность собственного капитала | Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента влияет на рыночную стоимость акций на фондовых биржах. |
Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала | Показывает эффективность использования инвестиционного капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок. |
Рентабельность продаж | Показывает, сколько прибыли приходится на единицу продукции. Рост коэффициента – следствие роста цен при постоянных затратах или снижение затрат при постоянных ценах. |
Таким образом, изложенные основные положения методики оценки качества управления прибылью предприятия базируются на финансовом анализе, качественной и количественной оценках критериальных и базовых объектов финансового анализа.
При проведении финансового анализа возникает необходимость проводить оценку соотношений различных разделов баланса предприятия с целью выявления его платежеспособности и финансовой устойчивости в виде определения следующих коэффициентов.
Коэффициент текущей ликвидности (рекомендуемое значение от 1,5 до 2) вычисляется по формуле 7:
(7),
где ОА - оборотные активы организации;
КО - краткосрочные обязательства;
ДБП - доходы будущих периодов;
РПР - резервы предстоящих расходов (краткосрочные оценочные обязательства).
Коэффициент собственности или коэффициент автономии (рекомендуемое значение более 0,5) вычисляется по формуле 8:
, (8),
где СК- собственный капитал организации;
ИБ-итог баланса.
В случае реализации предприятием инвестиционного проекта, когда инвестор совершает инвестиции (затраты) сегодня, чтобы получить выгоду (эффект) в будущем применяется принцип временной стоимости денег (инструмент этого принципа - коэффициент дисконтирования), который всегда меньше единицы за исключением нулевого периода времени (когда делаются инвестиции)
в котором он равен единице и величина которого зависит от ставки дисконтирования. При необходимости оценить его с точки зрения прибыльности и эффективности применяются так же абсолютные и относительные показатели.
Эффект (абсолютный показатель) это чистая приведенная стоимость NPV (Net Present Value) – сумма дисконтированных чистых денежных потоков от проекта (CF1, CF2…CFt). Это наиболее распространенный метод оценки проекта, преимущество которого в том, что с помощью ставки дисконтирования r он учитывает временн у ю стоимость денег, а эффективность – индекс доходности затрат PI (Profitabiliti Index).
Критерии применения показателя NPV и PI:
Если NPV>0, то проект эффективен, поскольку создает добавленную стоимость для компании;
Если NPV<0, то проект неэффективен, он будет уменьшать стоимость компании;
PI должен быть всегда более 1.