Методы и критерии оценки финансового состояния и прибыльности предприятия




Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

«Эффект» (по-другому результат) это абсолютный показатель и измеряется в рублях.
В экономических и финансовых отчетностях и расчетах это обычно показатели баланса и отчета о финансовых результатах. В балансе это элементы актива и пассива, в отчете о финансовых результатах это различная прибыль (валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, нераспределенная или реинвестированная прибыль).

С учетом влияния западной финансовой отчетности дополнительно могут применяться следующие показатели эффектов:

EBITDA (Earnings Before Interests, Taxes, Depreciation & Amortization) – прибыль
до уплаты процентов, налогов и амортизации;

EBIT (Earnings Before Interests & Taxes) –прибыль до уплаты процентов и налогов;

EBT (Earnings Before Taxes) – прибыль до уплаты налогов.

Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 1 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют различные коэффициенты эффективности.

«Эффективность» – это относительный показатель измеряемый в долях единицы или
в процентах, что чаще всего бывает. Если в долях единицы то это индекс. Если мы умножим индекс на 100, то получим эффективность в процентах. В экономических расчетах эффективность измеряется в показателях рентабельности – отношение прибыли к ресурсам которые были использованы для получения этой прибыли (результата, эффекта) или к затратам (издержкам), или
к выручке.

С учетом влияния западной финансовой отчетности они могут иметь следующие обозначения:

– ROA (Return on Assets) – рентабельность прибыли по отношению к капиталу (активам или ресурсам);

– ROE (Return on Common Equity) – рентабельность прибыли по отношению
к собственному капиталу;

– ROS (Return on Sales) – рентабельность прибыли по отношению к выручке (продажам).

Такие показатели уже можно использовать в пространственно-временных сопоставлениях. Наиболее общую оценку уровня экономической эффективности деятельности предприятия дают показатели рентабельности активов и рентабельности собственного капитала, а рост их в динамике рассматривается как положительная тенденция.

При сопоставлении различных экономических показателей необходимо владеть инструментами, позволяющими оценить их динамику. Это «рост» и «прирост».

«Рост» – это относительный показатель изменения текущего (сегодняшнего) показателя по отношению к базовому (вчерашнему) выраженному в %, т.е. умноженному на 100. Если рост составляет более 100%, то показатель текущий увеличился по отношению к базовому, если рост менее 100%, то он уменьшился по отношению к базовому.

Показатель «прирост» показывает величину прироста в процентах текущего показателя
к базовому. Прирост отличается от роста на величину 100%. Допустим если рост 120%, то прирост 20%. В отличие от «роста», который всегда положительный, «прирост» может быть отрицательным. Это бывает тогда, когда показатель текущий меньше показателя базового.

Данные показатели могут называться и как «темп роста», и как «темп прироста». Что из них выбирать для аналитических расчетов, решает аналитик самостоятельно.

Методов оценки финансового состояния и прибыльности предприятия достаточно много,
а критериев оценки еще больше. Все они существуют в рамках различных финансовых школ, изучающих финансовую сторону деятельности предприятий и организаций в рамках анализа финансовой отчетности.

Так как финансовая отчетность является фотографией здоровья или нездоровья в финансовом плане предприятия, то анализируя ее исследователь может сделать заключение об общем состоянии «организма» предприятия, выявить влияние факторов на результат деятельности предприятия.

Так как информация находится в общедоступных источниках, относится это, прежде всего,
к предприятиям, относящимся к публичным акционерным обществам, то анализ может сделать любой желающий, обладающий, правда, необходимым навыком в такого рода работе.

Выделяют внутренний и внешний анализы. Работники предприятия проводят внутренний анализ, внешний – посторонними для предприятия лицами. Информация для внутреннего анализа намного шире, чем для внешнего, именно на основе анализа внутренней информации разрабатываются и реализуются управленческие решения по всем аспектам финансовой деятельности. Такой анализ дает большие возможности в управлении предприятием. Внешний в большей степенно формализован и менее детализирован.

В зависимости от поставленной цели, а так же методического, временного и информационного обеспечения, анализ финансового состояния и прибыльности может быть менее или более глубоко детализирован. В зависимости от глубины анализа сам процесс анализа может быть поверхностным (экспресс-анализ), или глубоким (детализированным).

Обычно сначала проводят поверхностный анализ, как простой и наглядной формы подачи данных о финансовом состоянии предприятия, затем по мере необходимости более глубокий.

При анализе отчетности широкое распространение получили получение и интерпретация специальных финансовых коэффициентов. Данные коэффициенты очень важны, так как позволяют не только их сравнивать между собой, но, в первую очередь, использовать их при разработке и реализации управленческих решений во всех областях деятельности предприятия.

Аналитики, проводящие экспресс-анализ должны, прежде всего, выбрать определенное количество показателей, на их взгляд наиболее важных, рассчитать, если есть в этом необходимость, проанализировать их и сделать заключение. Отбор субъективен, но перечень основных показателей сходен.

Один из вариантов отбора аналитических показателей для определения экономического потенциала предприятия и оценки результатов его деятельности приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень аналитических показателей для проведения экспресс-анализа

Анализ Показатель и комментарии
1. Экономического потенциал исследуемого хозяйствующего субъекта
1.1 Имущественного положение предприятия   1. Общая сумма активов, находящихся в распоряжении предприятия. Можно найти в активной части бухгалтерского баланса. Итог актива, баланса. 2. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов. Раздел I актива баланса, за исключением отложенных налоговых активов и долгосрочных вложений.
1.2 Финансовое положение   1. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников. III раздел баланса 2. Коэффициент покрытия (коэффициент текущей ликвидности) Ктл в долях единицы. 3. Коэффициент автономии (собственности) Кавт. В долях единицы.
2. Результативность финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта
2.1.Прибыльность и эффективность функционирования предприятия   1. Прибыль 2. Рентабельность по всему капиталу (общая рентабельность) ROA 3. Рентабельность по собственному капиталу ROE 4. Рентабельность по выручке ROS
2.2.Динамичность 1. Сравнивание темпов прироста прибыли, выручки, капитала (активов) 2. Оборачиваемость активов 3. Длительность производственного, финансового и операционного циклов

 

Финансовое состояние и его прибыльность оценивают в двух плоскостях – финансовое состояние и прибыльность сегодня и финансовое состояние и прибыльность завтра т.е. с точки зрения сегодняшнего момента и краткосрочной и долгосрочной перспектив завтрашнего дня.

Для сегодняшнего дня оценочными показателями могут выступать показатели ликвидности
и платежеспособности предприятия, с позиции перспективы – коэффициентом собственности, или автономии, а так же состоянием степенью зависимости от внешних лендеров и кредиторов. Под ликвидностью актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства,
а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена без большой потере в рыночной цене. Чем короче период трансформации и меньше потеря в цене, тем выше ликвидность данного вида активов.

Ликвидность предприятия подразумевает, что у него достаточно оборотных активов для того, чтобы погасить краткосрочные обязательства. Если у предприятия достаточно денежных средств или их эквивалентов для погашения кредиторской задолженности, уместно говорить о наличии платежеспособности предприятия.

Ликвидность и платежеспособность являются разными показателями и не тождественны друг другу. Если в оборотных активах присутствует долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность, а так же не ликвидные товарно-материальные ценности, то коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, а на самом деле, оценка является ошибочной.

В рамках экспресс-анализа анализ платежеспособности и ликвидности можно делать с разной степенью точности. Для поверхностной оценке достаточно обратить внимание на статью бухгалтерского баланса в оборотных активах характеризующую денежные средства в кассе предприятия и на расчетном счете в обслуживающем предприятие банке. Это имущество предприятия имеющее абсолютную ликвидность, они мобильны и могут быть использованы по назначению мгновенно, тогда как другие активы данного раздела могут быть использованы
в качестве платежных средств с определенным интервалом. На первый взгляд, чем больше сумма, отображенная по этой статье, тем лучше, но умение финансового управления состоит в том, чтобы
в качестве абсолютной ликвидности иметь оптимальное количество денежных средств, а сверх этого в быстро реализуемых оборотных активах, таких как, например, краткосрочные финансовые вложения.

Таким образом, чем больше денежных средств в кассе и на расчетном счете, тем с большей вероятностью можно утверждать, что предприятие обладает достаточным количеством денежных средств и их эквивалентов для текущих расчетов и платежей.

Если денежных средств заметно мало, то это не означает, что предприятие неплатежеспособно.
В этом случае для анализа достаточно расширить количество статей оборотных активов
в бухгалтерском балансе. Оценивая их можно увидеть, что, допустим, дебиторская задолженность достаточно большая и срок погашения ее уже наступил, кроме того, получено подтверждение от дебиторов о погашении своих задолженностей. В этом случае дебиторская задолженность тоже может считаться абсолютной ликвидностью.

Степень ликвидности предприятия характеризуется коэффициентом текущей ликвидности, который показывает возможность предприятия погашать свою кредиторскую задолженность, находящуюся в пятом разделе балансе оборотными активами, находящимися во втором разделе баланса. Здесь важно, чтобы статьи оборотных активов превращались в денежные средства в сроки,
в которые необходимо погашать кредиторскую задолженность

Когда мы говорим о перспективном финансовом состоянии предприятия, то в этом случае необходимо анализировать структуру пассивов, зависимость от внешних кредиторов и инвесторов, соотношение собственного капитала к привлеченному. Рекомендуемые значения соотношения собственного капитала к заемному должно быть более единицы, а, соответственно, собственного капитала ко всему капиталу, более пятидесяти процентов. Если эти пропорции соблюдаются, то при форс-мажорных обстоятельствах предприятие всегда может погасить свои долгосрочные
и краткосрочные обязательства за счет собственного капитала.

Наиболее распространенными методами анализа являются:

− горизонтальный (трендовый) анализ прибыли, который базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда).

− Вертикальный (структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. Помимо этого рассматриваются показатели финансовой устойчивости и деловой активности предприятия. Деловая активность предприятия
в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности
и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов и характеризуется качественными и количественными показателями. Качественными критериями являются: широта рынков сбыта (как внутренних, так и внешних), деловая репутация организации и ее клиентов, конкурентоспособность товара, и т.д.

Количественная оценка даётся по двум направлениям:

1) исследование динамики и соотношения темпов роста абсолютных показателей: основных оценочных показателей деятельности организации (выручка и прибыль) и средняя величина активов;

2) изучение значений и динамики относительных показателей, характеризующих уровень эффективности использования авансированных и потребленных ресурсов организации.

При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название «золотого правила экономики организации», неравенство вида 1:

Трчп≥ ТрВ≥ТрА ≥ 100% (1),

где Трчп – темп роста чистой прибыли;

ТрВ – темп роста выручки от продаж;

ТрА – темп роста средней величины активов.

При подсчете динамики абсолютных показателей прибыли, продаж, активов в виде «прироста»
в неравенство вместо 100% ставится 0, т.е все показатели прироста должны быть положительными.

Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов организации, который оценивается с помощью показателей оборачиваемости отдельных видов имущества и его общей величины и рентабельности средств организации и их источников.

Чем быстрее оборачиваются средства, тем больше продукции производит и продает организация при той же сумме капитала. Таким образом, основным эффектом ускорения оборачиваемости является увеличение продаж без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, так как после завершения оборота капитал возвращается с приращением в виде прибыли, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли. С другой стороны, чем ниже скорость оборота активов, прежде всего, текущих (оборотных), тем больше потребность
в финансировании. Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь, возможностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя оборачиваемостью активов, организация получает возможность в меньшей степени зависеть
от внешних источников средств и повысить свою ликвидность.

Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу первых следует отнести сферу деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, масштабы предприятия и ряд других.
Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают экономическая ситуация в стране, сложившаяся система безналичных расчетов и связанные с ней условия хозяйствования предприятий. Так, инфляционные процессы, отсутствие налаженных хозяйственных связей
с поставщиками и покупателями приводят к вынужденному накапливанию запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств.

Однако следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности организации, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами (или её отсутствием). Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов
и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Рентабельность активов (ROA). Представляет собой частное от деления прибыли, которую заработало предприятие, на среднюю стоимость активов в течение рассматриваемого периода, вычисляется по формуле 2:

ROА 100% (2)

При расчете данного показателя учитываются как собственные, так и привлеченные активы, такие как кредиты, дебиторская задолженность и др.

Рентабельность основных производственных фондов (ROFA). Рассчитывается аналогично,
но вместо активов берется только стоимость основных производственных фондов, формула 3:

ROFA 100% (3)

Рентабельность капитала (ROE) – это показатель эффективности использования собственных средств предприятия. Представляет собой частное от деления чистой прибыли и собственного капитала, рассчитывается по формуле 4:

ROE 100% (4)

где СКср. – собственный капитал средний за год;

Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (ROI) – это показатель эффективности использования собственных средств компании и привлеченных долгосрочных средств (перманентного капитала). Представляет собой частное от деления прибыли и перманентного капитала, рассчитывается по формуле 5:

ROI 100% (5)

где перманентный капитал – сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств.

Рентабельность продаж (ROS) показывает долю прибыли в выручке предприятия
и рассчитывается по формуле 6:

ROS 100% (6)

где Выручка нетто – чистая выручка (выручка без косвенных налогов)

 

Сведем все показатели рентабельности в таблицу 2 и дадим им комментарии.

Таблица 2 - Основные показатели рентабельности и комментарии к ним

Наименование Комментарий
Рентабельность актива или всего капитала предприятия Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение коэффициента – следствие падающего спроса на продукцию.
Рентабельность основных производственных средств Показывает эффективность использования основных средств. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении мобильных основных средств.
Рентабельность собственного капитала Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента влияет на рыночную стоимость акций на фондовых биржах.
Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала Показывает эффективность использования инвестиционного капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок.
Рентабельность продаж Показывает, сколько прибыли приходится на единицу продукции. Рост коэффициента – следствие роста цен при постоянных затратах или снижение затрат при постоянных ценах.

 

Таким образом, изложенные основные положения методики оценки качества управления прибылью предприятия базируются на финансовом анализе, качественной и количественной оценках критериальных и базовых объектов финансового анализа.

При проведении финансового анализа возникает необходимость проводить оценку соотношений различных разделов баланса предприятия с целью выявления его платежеспособности и финансовой устойчивости в виде определения следующих коэффициентов.

Коэффициент текущей ликвидности (рекомендуемое значение от 1,5 до 2) вычисляется по формуле 7:

(7),

где ОА - оборотные активы организации;

КО - краткосрочные обязательства;

ДБП - доходы будущих периодов;

РПР - резервы предстоящих расходов (краткосрочные оценочные обязательства).

Коэффициент собственности или коэффициент автономии (рекомендуемое значение более 0,5) вычисляется по формуле 8:

, (8),

где СК- собственный капитал организации;

ИБ-итог баланса.

В случае реализации предприятием инвестиционного проекта, когда инвестор совершает инвестиции (затраты) сегодня, чтобы получить выгоду (эффект) в будущем применяется принцип временной стоимости денег (инструмент этого принципа - коэффициент дисконтирования), который всегда меньше единицы за исключением нулевого периода времени (когда делаются инвестиции)
в котором он равен единице и величина которого зависит от ставки дисконтирования. При необходимости оценить его с точки зрения прибыльности и эффективности применяются так же абсолютные и относительные показатели.

Эффект (абсолютный показатель) это чистая приведенная стоимость NPV (Net Present Value) – сумма дисконтированных чистых денежных потоков от проекта (CF1, CF2…CFt). Это наиболее распространенный метод оценки проекта, преимущество которого в том, что с помощью ставки дисконтирования r он учитывает временн у ю стоимость денег, а эффективность – индекс доходности затрат PI (Profitabiliti Index).

Критерии применения показателя NPV и PI:

Если NPV>0, то проект эффективен, поскольку создает добавленную стоимость для компании;

Если NPV<0, то проект неэффективен, он будет уменьшать стоимость компании;

PI должен быть всегда более 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: