Этика диагностической работы с семьей.




Семинар 4. Методики социально-педагогической диагностики семьи и консультирования родителей по психолого-педагогическим проблемам

Этика диагностической работы с семьей.

Профессионально-этические требования организации и проведения психолого-педагогической диагностики представлены в виде следующих принципов.

1.Принцип соблюдения тайны психолого-педагогической диагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это самого респондента. Этот принцип касается, прежде всего, совершеннолетних людей. По отношению к несовершеннолетним, например детям достаршего школьного возраста, разглашение результатов производится обязательно при наличии согласия родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность. Исключение составляют те случаи, когда психолого-педагогическая диагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования. В этом случае именам респондентов присваивается специальный код.

2.Принцип научной обоснованности методики психолого-педагогической диагностики. Методика должна быть как минимум валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.

3.Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психолого-педагогической диагностики нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию.

4.Принцип объективности выводов из полученных результатов требует, чтобы они были научно обоснованными, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок того, кто проводит исследование или пользуется его итогами.

5.Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что таковые обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Например, запрещается предлагать человеку такие практические рекомендации, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

Каждая методика психолого-педагогической диагностики появляется и развивается на базе определенной психологической и педагогической теорий, того объекта и предмета, для диагностики которых она предназначается. Например, тесты интеллекта опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Таким образом, каждая методика обогащена и, одновременно ограничена той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, можно в ее рамках делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что диагностируется. Например, если согласно некоторой теории личности одна ее черта связана с другой, то, осуществив психодиагностику одной из этих черт, можно достоверно судить о степени развитости другой.

Каждая методика психолого-педагогической диагностики может быть использована только после хорошего усвоения специалистом правил предъявления, анализа и интерпретации данных. Опыт применения методик психолого-педагогической диагностики должен быть непрерывным, так как длительные перерывы в использовании методики ведут к утрате необходимых знаний, умений, навыков; снижению качества работы с ней.

При проведении психолого-педагогической диагностики необходимо соблюдение следующих морально-этических норм:

 

1. Нельзя подвергать человека обследованию против его воли или обманным путем, за исключением случаев, связанных с судебной или медицинской практикой, оговоренных законом.

2. Перед проведением исследования необходимо предупреждать человека о том, что в процессе он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает (например, проективные тесты).

3. Любой человек имеет право знать результаты своей психологической диагностики, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

4. Результаты диагностики предоставляются респонденту в доступной для правильного понимания форме.

5. Основная ответственность за правильное применение на практике методик психолого-педагогической диагностики лежит на специалистах и организациях, пользующихся ими.

6. Специалисты, занимающиеся психолого-педагогической диагностикой должны иметь диплом о высшем психологическом, психолого-педагогическом образовании или ученую степень не ниже кандидата наук. Другие лица, причастные к подобной практике должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.

 

Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:

· к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;

· общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

· изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

· изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 

2. Выбрать одну из методик диагностики семьи (рассмотренную на лекции или другую) и адаптировать ее для конкретного класса, разработав:

· Цель диагностики;

· Диагностический инструментарий (анкета, сценарий и т.д.);

· Необходимое оборудование для ее проведения;

· Время, место и эмоциональный фон, оптимальный для проведения такой диагностики;

· План анализа результатов;

· Схему обмена информацией по результатам диагностики.

Таблица - определение самостоятельности ребенка

Цель диагностики: показать родителям результативность своей воспитательной системы, уровень самостоятельности ребенка

Диагностический инструментарий: таблица и перечень вопросов

Необходимое оборудование для ее проведения: ручки, лист с таблицей и перечнем вопросов

 

Родителям предлагается перечень действий ребенка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно. Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

 

Ваш ребенок делает самостоятельно   Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения
   

 

Перечень действий:

- собирается в школу;

- выбирает себе одежду для школы и для праздника;

- делает уроки;

- определяет, с кем ему дружить;

- готовит еду, если это необходимо;

- убирает квартиру по собственной инициативе;

- ходит в магазин за покупками;

- помогает по дому и на даче и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: