Основным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия является прибыль, так как она в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда.
Прибыль является одной из наиболее важных экономических категорий, существование которой объясняется наличием двух объективных предпосылок:
Категории прибавочного продукта, который представляется частью совокупного общественного продукта.
Товарно-денежной формы процесса расширенного воспроизводства, при которой прибыль выступает как одна из денежных форм реализации и распределения стоимости прибавочного продукта.
Основным показателем, отражающим результат всех видов деятельности предприятия - производственной и непроизводственной, финансовой и других, является балансовая прибыль. Она исчисляется как сумма прибыли от реализации продукции, работ, услуг, прибыли от прочей реализации и внереализационной деятельности.
В зарубежной теории в зависимости от происхождения выделяют:
· прибыль, заработанную благодаря инициативе;
· прибыль, полученную при благоприятных обстоятельствах;
· прибыль, извлечение которой возможно благодаря признанию ее общественными институтами.
В настоящее время за рубежом используют анализ прибыли на двух уровнях: макроэкономическом (уровень экономики в целом) и микроэкономическом (уровень предприятия). Каждому из них соответствует определенный вид отчетности. Отчетность предприятия позволяет рассмотреть процесс образования прибыли, система национальных счетов дает возможность выявить место прибыли в доходе страны.
Зарубежная практика различает бухгалтерскую, нормальную и экономическую (чистую) прибыль.
|
Бухгалтерская прибыль - сумма общей выручки производителя за вычетом внешних издержек. Внешние издержки - величина денежных расходов, осуществляемых производителем с поставщиками.
Чистая экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль за вычетом суммы внутренних издержек, то есть произведенных в процессе самостоятельного использования собственных ресурсов. Это доход, который остается после вычитания всех издержек, в том числе и нормальной прибыли из общего дохода предприятия.
Нормальная прибыль - это минимальный доход или плата, необходимая для удержания предпринимателя в какой-либо сфере. Она устанавливается в процессе конкурентной борьбы, средством которой является сведение индивидуальных затрат к общественно-необходимым и выравнивание отраслевых норм прибыли в среднем.
Существует четыре основных правила эффективного планирования прибыли:
- Составление и распространение в письменной форме исчерпывающего отчета об общей стратегии, специфических целях и политике фирмы.
- Разработка индивидуальных критериев эффективности для ключевых позиций, согласующихся с этой стратегией.
- Необходимость письменных планов на всех уровнях, которые определяют распределение ответственности, ожидаемые результаты, этапы работы, пределы (нормативы).
- Проверка эффективности установленных целей; строгое, согласованное целевое измерение эффективности.
Повышение прибыли в туристической фирме может достигаться следующими путями:
"В ногу с технологиями" -Насколько эффективно компания справляется с последствиями технологических изменений в производстве услуг? Не столь важно знать, что какая-то фирма их эффективно использует после того, как это уже стало известно всем. Интереснее узнать, готова ли была фирма заранее изучать эти изменения, использовать новые процессы, технологии, материалы.
|
Новые методы анализа С недавнего прошлого стали развиваться новые методы экономического анализа, которые могут сильно повлиять на производственные процессы в туризме. Профессионализм в их использовании отличает лидеров от тех, кто плохо справляется с усиливающейся конкуренцией и усложняющимся процессом получения прибыли.
Смещение акцентов -Прогресс в производстве в последнее время касался в основном снижения себестоимости и затрат. Но технологические изменения и различные аналитические методы дали начало изменениям на рынке, в связи с чем повысилась важность других аспектов производства услуг. Это - организационные отношения, которые доказали свою значимость наравне с новыми технологиями и подходами, а иногда, и более того. Здесь возможности улучшений касаются больше людей, чем процессов. Отсюда парадокс: чем сложнее производственный процесс и плотнее контроль, тем более важны улучшения в других областях, относящихся к производству туристского продукта и услуг. Опыт фирм по улучшению технологических и управленческих процессов показывает, что их успех может быть основан на определенных мерах:
· Действия, предпринимаемые высшим руководством, должны быть основаны на знании точных затрат. Часто их можно получить только в результате общей оценки картины деятельности фирмы. Например, важность эксплуатационных расходов раскрывается, когда общая калькуляция включает в себя потери в межсезонье и выплаты по различным штрафным санкциям.
|
· Отбор наиболее многообещающих менеджеров, возглавляющих процессы и подготавливающих доклады по более быстрому развитию программ, и их поддержка на уровне высшего руководства.
· Определение основных действий, необходимых для успешного руководства и обеспечения персоналом с соответствующими навыками.
· Поощрение общения между людьми, возглавляющими различные туристские отделы, в целях понимания коллективного взгляда и усилий для нужд фирмы.
· Высшее руководство настаивает, что перспективы фирмы не должны ограничиваться своей страной. Конкретно - цели должны расширяться за счет поисков инвестирования и развития рыночных возможностей. Это подразумевает поиск новых технологий или рабочей силы.
· Для большинства фирм новые перспективы имеют организационные сложности. Многие не готовы к появляющимся возможностям, потому что их отдел туроперейтинга ограничен только одной-двумя странами, так как ориентирован в основном на маркетинг. Если можно только выиграть от расширения своих возможностей за рубежом, сразу выявляются альтернативные организационные подходы, которые соответствуют требованиям фирмы.
Определение потенциала улучшений -При попытках совершенствовать что-либо существует несколько возможностей, которыми пользуются профессиональные менеджеры:
· Собственные расходы. Действительно ли они оправданы и базируются на тщательном анализе каждого элемента, причисленного к расходам?
- Офисы продаж. Действительно ли они действуют как центры по собиранию прибыли? Есть ли у них стандарты, доведен ные до каждого офиса и каждого человека? Принимают ли менеджеры решения о выплатах в связи с ростом прибыли?
- Запросы клиентов. Правильно ли сотрудники обращаются с клиентами, могут ли удовлетворить все их пожелания?
- Представительства. За последние два года где необходимо расширить фирменные представительства? Есть ли у фирмы местные офисы? Предлагают ли они более качественные услуги по более низкой цене? Если эти вопросы не рассматривались ни разу за последние 5 лет, ответ на них, скорее всего, будет: "Нет".
- Цены. Когда последний раз фирма задумывалась о стоимости канцелярских товаров? У фирмы неплохой потенциал, если этого ни разу не произошло за последние 3 года.
Таким образом, проведен анализ факторов, способствующих увеличению прибыли туристских фирм и контролирующих их рост. В действительности существует очень маленький шанс придумать что-то новое в области изменения основных принципов менеджмента. По словам директора одной крупной российской туристской фирмы, в главном его фирма ничем не отличается от конкурентов, те же концепции, техника и достижения, однако лидерство фирмы можно объяснить теми усилиями, которые прилагаются для реализации планов.