Туристский рынок можно рассматривать в качестве:
- совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;
- инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;
- сферы реализации туристского продукта;
- сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.
В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли – продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов).
Сущность туристского рынка выражается в его функциях:
- реализацию стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;
- организацию процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);
- экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.
Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.
На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предлагает туристская фирма.
Спрос на туристский продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.
Предложение туристского продукта обусловлено определенными предпосылками, среди которых наиболее важными являются: наличие производителей туристского продукта, уровень развития туристской индустрии, объем туристских ресурсов.
Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой – создаются условия для расширенного воспроизводства. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос: если спрос превышает предложение – цены поднимаются; если же предложение превышает спрос – цены снижаются.
|
Разделение туристского рынка на отдельные сегменты должно производиться по определенным критериям. В настоящее время нет единых системы критериев и метода сегментации туристского рынка.
Сегментацию спроса целесообразно проводить по трем группам критериев:
1. Географические;
- страна прибытия туризма;
- географическая цель туристской поездки
2. Социальные;
- возраст;
- пол;
- профессия;
- тип семьи;
- национальность;
- религиозные убеждения;
- доход и др.
3. Психологические;
- мотив поездки;
- сезонность;
- организация поездки;
- длительность поездки и др.
Потребители туристского продукта – граждане, желающие путешествовать, то есть туристы.
Производители туристского продукта – туристские фирмы (туроператоры и турагенты), которые работают с целью получить прибыль и удовлетворить потребности туристов.
Таким образом, на туристском рынке действуют три субъекта:
- турист;
- туроператор;
- турагент.
Под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
|
Туроператор – хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который занимается разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, устанавливает цены на туры турагентам для выпуска по ним путевок и их реализации.
Ценность туроператора состоит в его способности страховаться от снижения расценок покупкой в больших количествах услуг туризма, необходимых для формирования туристских пакетов, экономически доступных для туриста.
За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров:
Массового рынка.
Специализированные.
Местные.
Въездные.
Туроператоры массового рынка – наиболее распространенный тип. Они продают туристские пакеты на популярные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными рейсами.
Специализированные – туроператоры, которые специализируются в определенном направлении:
- предлагающие туристские пакеты для определения клиентуры (молодежные, семейные туры и др.)
- организующие туристские пакеты на определенные направления, например туры в Англию, Францию, Финляндию и др.
- устраивающих проживание в определенных местах (домах отдыха, кемпингах, туристских базах и др.)
- перевозящих туристов на определенном виде транспорта (корабль, поезд и др.)
- предлагающих специфические туры (горный туризм, пещерный туризм, охотничий туризм и т.п.)
Местные туроператоры – туроператоры внутреннего рынка. Они продают турпакеты внутри страны проживания, то есть организуют туры по стране проживания туристов.
Въездные туроператоры – туроператоры внешнего рынка. Они продают турпакеты в разные страны. Одни туроператоры организуют для зарубежных туроператоров различные услуги и выступают в роли менеджеров, другие специализируются исключительно на встрече и доставке туристов в гостиницы. Туроператоры предлагают целый ряд услуг, которые включают переговоры с компаниями, имеющими автобусы и гостиницы, для минимизации цен, заключенных в контрактах, переговоры и организацию образовательных туров, питания и развлечений. Некоторые туроператоры специализируются на обслуживании определенных этнических групп.
|
Турагент – это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки туристам.
Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов:
- природно – климатических – количество и качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма;
- экономических – структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
- социальных – наличие свободного времени;
- демографических – дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
- психологических – традиции, мода, подражание;
- материально – технических – развитие сети размещения, питания, траснпорта, культурно – оздоровительного обслуживания;
- технологических – комплексный подход в предоставлении качественных услуг.
В индустрию туризма входят: организаторы туризма (турагенты и туроператоры), перевозчики, отели и гостиницы, рестораны, объекты развлечения, экскурсионная деятельность и другие туристические услуги.