Экскурсия – это прогулка, предпринятая с целью изучения определенной темы на материально-доступном наблюдении при помощи обхода.
Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов: показа экскурсионных объектов и рассказа о них. Показ и рассказ на экскурсии не бывают в одинаковых пропорциях для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят и с рассказом. Он может быть
более или менее подробным, более или менее образным. Основные причины этих различий – в меняющемся содержании экскурсий в зависимости от особенностей аудитории; в обеспеченности данной темы объектами; в хар-ре демонстрируемых объектов; в степени их сохранности; в объёме фактического материала, которым располагает экскурсовод; в сложностях наблюдения и понимания объектов экскурсантами. Наиболее эффективно провести экскурсию позволяют методические приёмыпоказа и рассказа.
Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, памятником архитектуры или архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта. Показ объектов явл. действием, занимающим главенствующее положение в экскурсии. Правильно отобранные объекты, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объекта под руководством квалифицированного специалиста.
|
Показ в экскурсии явл. суммой 3 элементов:
Самостоятельного наблюдения экскурсантами объекта;
Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода» с целью дополнения зрительного ряда;
Показа под руководством экскурсовода (с применением определённых методических приёмов показа).
Условия для показа:
Правильно выбранные точки показа;
Время, сезон, более выгодные для показа;
Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не имеющих отношения к данной теме экскурсии;
Возможность передвижения экскурсантов в целях использования методического приёма при показе объекта с разных точек обзора;
Умения и навыки экскурсовода;
Методические приёмы показа:
Предварительный просмотр – это приём показа, при помощи которого осуществляется ориентация экскурсантов в пространстве и при этом получается обобщающее зрительное впечатление об объектах.
Абстрагирование – позволяет не видеть, что для данной экскурсии явл. несущественным.
Экскурсионный анализ – это вид показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта для изучения его сущности в целом или отдельных его частей.
Исследовательский анализ – помогает выявить идею произведения искусства и определить выразительные средства, с помощью которых создаётся это произведение.
Исторический анализ – разновидность экск. анализа, которая позволяет установить черты, характер для определённой эпохи, освещает связь экск. объекта с истор. событиями.
|
Научный анализ – выделяет существенные свойства экск. объекта с помощью знания, закономерностей опред. отраслей наук.
Локализация – с помощью которого конкретизируется в локальной обстановке показ объектов, памятных мест во временной или хронологической последовательности (привязка к месту).
Зрительный, реконструирующий приём – приём показа, с помощью которого воссоздаётся, воспроизводится, путём образного показа, определённая историческая эпоха, событие, памятное место, сохранившиёся или несохранившийся объект.
Показ наглядных пособий – использование «портфеля экскурсовода» в дополнение зрительного восприятия.
Панорамный показ – с помощью него осуществляется общее знакомство с экск. объектом с опред. точки (видовая).
Показ по ходу движения – с предварительным выделением опознавательных признаков.
Экскурсия представляет собой ограниченное сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своём роде сочетанию – слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает экскурсант при наблюдении объекта, и пояснениями экскурсовода.
Рассказ – условно принятое в экскурсионной деят. название устной речи экскурсии, т.е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод даёт группе (например: объект – историч. событие, с которым он связан; хар-ка и анализ объекта; деят. конкретных истор. лиц). Рассказ экскурсовода выполняет 2 задачи: Комментирует, поясняет, дополняет увиденное. Реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.
|
Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монолога. В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам.
Требования к рассказу: тематичность, сюжетность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.
Методические приёмы рассказа:
Описание – приём рассказа, с помощью которого последовательно излагаются особенности объекта, его внешнего облика (описывать можно комнату, памятник, истор. место).
Характеристика – приём рассказа, с помощью которого происходит выявление наиболее существенных сторон объекта, а т.ж. существенных сторон явлений, процесса событий, связанных с объектом (харак-ые черты).
Объяснение – приём, с помощью которого освящаются внутренние связи объекта, выявляются причины какого-либо события, явления, фактора.
Справка – даётся сжатое, краткое изложение материала об объекте, сочетается с абстрагированием.
Цитирование – вводятся точные обрывки из произведений классиков, документов, мемуаров, воспоминаний.