Методика проведения экскурсии. Методические приемы показа.




Экскурсия – это прогулка, предпринятая с целью изучения определенной темы на материально-доступном наблюдении при помощи обхода.

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов: показа экскурсионных объектов и рассказа о них. Показ и рассказ на экскурсии не бывают в одинаковых пропорциях для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят и с рассказом. Он может быть

более или менее подробным, более или менее образным. Основные причины этих различий – в меняющемся содержании экскурсий в зависимости от особенностей аудитории; в обеспеченности данной темы объектами; в хар-ре демонстрируемых объектов; в степени их сохранности; в объёме фактического материала, которым располагает экскурсовод; в сложностях наблюдения и понимания объектов экскурсантами. Наиболее эффективно провести экскурсию позволяют методические приёмыпоказа и рассказа.

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, памятником архитектуры или архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта. Показ объектов явл. действием, занимающим главенствующее положение в экскурсии. Правильно отобранные объекты, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объекта под руководством квалифицированного специалиста.

Показ в экскурсии явл. суммой 3 элементов:

Самостоятельного наблюдения экскурсантами объекта;

Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода» с целью дополнения зрительного ряда;

Показа под руководством экскурсовода (с применением определённых методических приёмов показа).

Условия для показа:

Правильно выбранные точки показа;

Время, сезон, более выгодные для показа;

Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не имеющих отношения к данной теме экскурсии;

Возможность передвижения экскурсантов в целях использования методического приёма при показе объекта с разных точек обзора;

Умения и навыки экскурсовода;

Методические приёмы показа:

Предварительный просмотр – это приём показа, при помощи которого осуществляется ориентация экскурсантов в пространстве и при этом получается обобщающее зрительное впечатление об объектах.

Абстрагирование – позволяет не видеть, что для данной экскурсии явл. несущественным.

Экскурсионный анализ – это вид показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта для изучения его сущности в целом или отдельных его частей.

Исследовательский анализ – помогает выявить идею произведения искусства и определить выразительные средства, с помощью которых создаётся это произведение.

Исторический анализ – разновидность экск. анализа, которая позволяет установить черты, характер для определённой эпохи, освещает связь экск. объекта с истор. событиями.

Научный анализ – выделяет существенные свойства экск. объекта с помощью знания, закономерностей опред. отраслей наук.

Локализация – с помощью которого конкретизируется в локальной обстановке показ объектов, памятных мест во временной или хронологической последовательности (привязка к месту).

Зрительный, реконструирующий приём – приём показа, с помощью которого воссоздаётся, воспроизводится, путём образного показа, определённая историческая эпоха, событие, памятное место, сохранившиёся или несохранившийся объект.

Показ наглядных пособий – использование «портфеля экскурсовода» в дополнение зрительного восприятия.

Панорамный показ – с помощью него осуществляется общее знакомство с экск. объектом с опред. точки (видовая).

Показ по ходу движения – с предварительным выделением опознавательных признаков.

Экскурсия представляет собой ограниченное сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своём роде сочетанию – слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает экскурсант при наблюдении объекта, и пояснениями экскурсовода.

Рассказ – условно принятое в экскурсионной деят. название устной речи экскурсии, т.е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод даёт группе (например: объект – историч. событие, с которым он связан; хар-ка и анализ объекта; деят. конкретных истор. лиц). Рассказ экскурсовода выполняет 2 задачи: Комментирует, поясняет, дополняет увиденное. Реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монолога. В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам.

Требования к рассказу: тематичность, сюжетность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Методические приёмы рассказа:

Описание – приём рассказа, с помощью которого последовательно излагаются особенности объекта, его внешнего облика (описывать можно комнату, памятник, истор. место).

Характеристика – приём рассказа, с помощью которого происходит выявление наиболее существенных сторон объекта, а т.ж. существенных сторон явлений, процесса событий, связанных с объектом (харак-ые черты).

Объяснение – приём, с помощью которого освящаются внутренние связи объекта, выявляются причины какого-либо события, явления, фактора.

Справка – даётся сжатое, краткое изложение материала об объекте, сочетается с абстрагированием.

Цитирование – вводятся точные обрывки из произведений классиков, документов, мемуаров, воспоминаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: