ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Авагимян Анжела Албертовна (Россия, Москва)
Под профессиональным выгоранием понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Он включает постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности, изменения в состоянии здоровья и интеллектуальной сфере.
Балинтовская группа – классический метод групповой тренинговой исследовательской работы, используемый для профилактики выгорания специалистов помогающих профессий. Центральный объект исследования в классической Балинтовской группе – отношения «врач – пациент». Анализ этих отношений дает возможность более полно понять клиента во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром, побывать «по другую сторону» взаимоотношений с пациентом, и, таким образом, преодолеть кризисы в личностном и профессиональном развитии. В современной ситуации, с одной стороны, увеличивается количество специалистов помогающих профессий, а, с другой стороны, возрастает нагрузка, которая на них ложится, и велика необходимость в разработке и применении методов, способствующих профилактике их профессионального выгорания и профессиональному и личностному развитию.
В рамках секции будет проведен мастер-класс «Балинтовская группа – современный инструмент психопрофилактики и предупреждения профессионального выгорания специалистов помогающих профессий».
ПРОГРАММА СЕКЦИИ:
14.00 – приветственное слово А.А. Авагимян
14.05 – 14.20 доклад И.В. Добрякова «Опыт проведения Балинтовских групп в процессе тематического усовершенствования специалистов психологов и психотерапевтов»
|
14.20 – 14.35 - доклад А.Я. Крумпане «Синдром выгорания у акушеров гинекологов»
14.35 – 14.50 доклад И.Я. Стояновой, С.Б. Лещинской «Балинтовская группа в контексте развития профессионализма студентов»
14.50 – 15.05 доклад О.В. Магденко «Ресурсы и возможности Балинтовской группы»
15.05 – 15.20 доклад С.Н. Наумовой «Благотворительный Фонд как профилактическая помощь профессионального выгорания специалистов помогающих профессий»
15.20 – 15.35 доклад Е.А. Нижевясовой «Балинтовская группа. Общая характеристика метода»
15.35 – 15.50 Доклад А.С. Блинкова «Принципиальные отличия Балинтовской группы от других методов групповой работы»
15.50 - 16.00 - доклад А.А. Авагимян «Балинтовские группы - путь профессионального и личностного развития специалистов помогающих профессий»
16.00 - 16.15 - кофе-брейк
16.15 - 17.45 - мастер-класс «Балинтовская группа – современный инструмент психопрофилактики и предупреждения профессионального выгорания специалистов помогающих профессий». Руководитель - А.А. Авагимян
17.45 – 18.00 подведение итогов
18.00 завершение работы секции
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ БАЛИНТОВСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ
Добряков Игорь Валерьевич - кандидат медицинских наук, доцент, психиатр высшей квалификационной категории, старший научный сотрудник научно-организационного отделения ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Министерства здравоохранения России; консультант United Nations Children's Fund по работе в кризисных ситуациях; председатель секции перинатальной психологии Российского Психологического Общества; официальный супервизор Российской Психотерапевтической, Россия, Санкт-Петербург
|
В процессе проведения циклов тематического усовершенствования специалистов в области психиатрии, психотерапии, медицинской психологии преподавателю приходится решать вопросы доступности подачи материала, эффективности текущего и итогового контроля полученных знаний и навыков. Кроме того, во время занятий у многих слушателей отмечаются признаки усталости, профессионального выгорания. Включение в программы тематического усовершенствования проведения со слушателями балинтовских групп способствует успешному решению перечисленных задач. Создаваемая при проведении балинтовской группы безопасная обстановка позволяет не опасаясь обнаружить свои ошибки разобраться в сложных случаях из собственной практики, совершенствовать свой опыт, участвуя в разборе случаев из практики коллег, демонстрировать свои знания. Отреагирование собственных отрицательных эмоций в процессе проведения группы способствует как профилактики возникновения синдрома выгорания, так и их купированию.