Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследования




 

Развитие лексической системы русского языка изучается в нескольких направлениях: исследуется лексика отдельных па­мятников, прослеживается история определенных групп слов, дается описание временных (синхронных) срезов. Перечислен­ные аспекты изучения словарных богатств дополняют друг Дру­га, способствуют накоплению сведений по исторической лекси­кологии, которые помогут создать общую картину формирования лексики русского языка.

В каком бы из названных аспектов ни изучалась лексиче­ская система языка, важным звеном в описании словарного ма­териала являются тематические группы слов. Однако вопрос о статусе тематической группы как объекта лингвисти­ческого анализа не решается однозначно. Одни исследователи считают целесообразным анализировать названные группы слов, другие выражают к их описанию скептическое отношение, мотивируя это тем, что они представляют собой объединения слов логического порядка, ибо в них реализуются экстралингвистические связи и отношения между предметами и явлениям действительности. Так, А. А. Уфимцева отмечает, что «изучение подобных групп ограничивается своеобразной инвентаризацией по типу: «предметы домашнего 'обихода», «части тела», «постройки» и т.п. и даже не ставит своей задачей вскрыть внутренние семантические связи слов»[7,103] По мнению этих исследователей, при описании лексической системы языка должны приниматься во внимание только языковые (семантиче­ские) отношения между лексемами, и их не следует подменять экстралингвистическими отношениями между реалиями.

Между тем лексический состав языка непосредственно отра­жает внеязыковую действительность; в словаре проявляются не только собственно языковые факторы, обусловленные отношени­ем лексем друг к другу, но и внеязыковые условия, которые оп­ределяют содержание и функционирование слов. Как справед­ливо отмечает Д. Н. Шмелев, «внеязыковые» моменты во мно­гом оказываются тесно переплетенными с «собственно языковы­ми» и изолированное рассмотрение последних по существу не­возможно»[6,90].

Необходимо также учитывать, что языковые единицы неод­нородны в плане соотношения их лексического значения с объ­ективной действительностью. По характеру семантики резко противопоставляются два класса слов — конкретные существи­тельные и глаголы. В значении конкретных существительных превалирует денотативное содержание, соотносимое с предме­тами материального мира. Поэтому основанием для классифи­кации и описания конкретных существительных является отне­сенность слов к определенной предметной области, тематической сфере, т.е. экстралингвистические факторы. Значения конкрет­ных существительных, выступающих в качестве «экземплирующих членов» того или иного объединения слов, относительно ав­тономны, независимы от других членов класса лексем. Катего­риальное же значение глаголов имеет релятивный и более аб­страктный характер, так как глаголы обозначают отношения между предметами. Поэтому при описании системы глаголь­ных лексем возрастает роль внутриязыковых факторов. «Слож­ность природы лексического значения предопределяет возмож­ность объединения слов как по экстралингвистическим призна­кам, отражающим связь значений с внешним миром, так и по чисто языковым, в основе которых лежат внутриязыковые свя­зи»[7,69].

Полное представление о предметной лексике может дать описание разнообразных тематических групп.

По каким же основаниям определенные лексические элемен­ты объединяются в тематические группы слов?

Тематические группы — это объединения лексем, обозначающих определенную предметную сферу. Выделение этих групп основано на внеязыковых критериях, поэтому, как правило, у членов рассматриваемых рядов нет общих семанти­ческих признаков. Ф. П. Филин справедливо указывает на «ней­тральные» или «нулевые» связи между словами, входящими в тематические группы[9,84].

Чаще всего в составе тематических групп реализуются ро­до-видовые связи денотатов (например, растение—дере­во, кустарник, цветок и т.д.; мебель —шкаф, стол, стул и т.д.). Между родовым и видовым понятиями существуют инклюзив­ные отношения, т. е. отношения включения: «происходит вклю­чение более низкого класса в более высокий класс классов, т. е. категорию». Поэтому в значении членов тематической группы имплицитно содержатся два семантических признака: обобщаю­щий. интегрирующий (например, «мебель») и дифференцирую­щий, который отграничивает один экземплирующий член ряда от другого.

Нередко в качестве интегрирующего компонента значения выступает общая функция членов тематической группы. На­пример, существительные изба, хата, дом, юрта объединяются по общей функции — они обозначают жилище человека. В по­добных случаях можно говорить о функциональных группах как особой разновидности тематических групп.

Элементы тематических групп могут быть связаны как це­лое и его ч а с т и (например, платье—рукав, воротник, пу­говицы и т. д.).

В силу того, что выделение тематических групп происходит по экстралингвистическим критериям, сами эти группы могут быть более широкими и более узкими. К тематическим группам можно отнести и «классы слов, которые объединяются одной и той же типовой ситуацией»[12,75], т. е. ситуативные ряды слов (например, все слова, связанные с темой «магазин», «спорт» и т. д.).

К ситуативным рядам слов близки ассоциативные группы, в которых слово-стимул объединяет группу определенных ассоциатов (например, корова, коза — молоко, трава, ферма, мясо).

Общий элемент (лексему), вокруг которого объединяются все члены тематической группы, называют «архилексемой», «классемой» (Э. Косериу), тематической доминантой (В. Мор­ковкин), семантической темой (Д. Н. Шмелев), опорным, клю­чевым словом.

Таким образом, тематические группы—объединения слов логического порядка. «Изучение подобных группировок слов по­могает вскрыть, как, в каких лексических единицах идет опредмечивание материального мира, как членится при помощи лек­сики опыт данного народа»[12,90].

Как правило, тематическая классификация лексики допол­няется рассмотрением внутриязыковых связей и отношений между единицами тематических групп. В составе тематических разрядов слов выделяются лексико-семантические группы — классы слов, объединенных хотя бы одним общим се­мантическим признаком.

Две классификации лексического материала (тематическая, экстралингвистическая и лексико-семантическая, лингвистиче­ская) не противоречат друг другу. Они дают возможность пол­нее описать определенные пласты лексики (прежде всего кон­кретной) и проследить их развитие.

Представляя словарный состав русского языка ХI-ХШв. как сложившуюся систему, авторы «Словаря русского языка XI-ХШ» собрали из разных памятников письменности слова с данным корнем., их насчитывается около 109 слов, чтобы объединить их в тематическую группу, необходимо выяснить значение корня «бел».

В общеиндоевропейском языке существовал корень «вhе», который имел значение «сиять», «блестеть».

С этим корнем появились слова и создали тематическую группу, зафиксированную в «Словаре русского языка XI – XVII вв.». Эти слова имеют несколько лексических значений и, следовательно, распадаются на несколько групп. Первая группа имеет общее для всех слов значение с элементом цвета: «белый, светлый, осветленный, белесый, неокрашенный».

Так белена – растение, названо так за свои беловатые листья

БЂлка – это животное получило имя по цвету меха белой очень редкой дорогой породы.

БЂлило – белая краска;

БЂлодушка – животное с белом мехом на передней части шеи;

БЂлок – яичный белок;

БЂлуга – рыба с белым мясом;

БЂль – белизна, белый цвет;

БЂлье – отбеленный холст полотно;

БЂльце – сорт яблок.

Являясь неотъемлемым компонентом природного окружения века, цвет постоянно оказывает на него влияние. Цвет уко­рен в культуре, он выступает эстетическим эталоном, являет­ся важным критерием качества при оценке окружающего мира. Таким образом, выступает как самостоятельное явление культуры, как элемент стиля, образа жизни.

Исследователи с давних пор обращали внимание на то, что в разных странах, в разных языковых сообществах прослеживается предпочтительность одних цветов другим.

В современной науке теория символа рассматривается с точки зрения различных наук.

В рамках логики символ - это "условный, чувственно восп­ринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие (идею. мысль), предмет, действие или событие. Сама форма символа, как правило, не имеет сходства (подобия) с тем предметом, ко­торый символ представляет, на который символ указывает" [3. с.533].

Более точное определение символа мы находим в литерату­роведении: "Символ - это предметный или словесный знак, ус­ловно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения, который и определяет самый характер качества символа. Символом могут служить предметы, животные, признаки предметов, действия. Так. хлеб-соль - символ гостеприимства, змея - символ мудрости, голубой цвет - символ надеж­да В основе своей символ всегда имеет переносное значение.

Данные определения символа выявляют в нем такие важные стороны нашего исследования свойства, как отсутствие в нем формального сходства с обозначаемым предметом или явлением, и в же время указывают на присутствие в символе скрытого сравнения, которое связано с культурой и историей народа.

В лингвистическом аспекте наиболее глубоко природу слов-символов исследовал А.А.Потебня. Известно его мнение, «язык вообще по своей сути явление символическое. В ре­зультате исследования славянской народной поэзии А.А.Потебня установил, что за определенными словами кроме их основного назначения закрепилось значение определенного символа. Он пишет:"Слово выражает не все содержание понятия, а один из признаков, именно тот. который представляется народному возз­рению важнейшим" [12, с.285].

Отмечая тот факт, что "вместе с лексическим ростом языка затемнялось его первоначальное впечатление" [152, с.285]. А.А.Потебня видит одну из причин образования в языке символов в "потребности восстановлять забываемое собственное значение слов" [12. с.2].

В.Виноградов также отмечал существование слов-симво­лов. Так, характеризуя слово "капля", он писал, что "это сло­во означает не только воду или жидкость вообще, но меру, ко­личество всего текучего, того. что лишено твердых очертаний. Слово "капля" становится символом минимального количества че­го-нибудь" [3, с.119].

В нашей работе мы остановимся на следующем определении этого понятия: "Символ - это нечто, обозначающее не само се­бя, а что-то другое. В символике десигнат и денотат разделе­ны. хотя связь между ними не устранена окончательно. Символ может иметь место только в обществе, спаянном единством куль­туры - ведь он должен быть общепонятен" [12, с.177].

Символика цвета наиболее распространена. Она широко представлена в литературе, изобразительном искусстве, гераль­дике.

Очевидно, что способность отдельных цветов являться сим­волом чего-либо связана с особенностями взаимодействия цвета с ощущениями и сознанием человека. На этом основании мы можем утверждать, что цвет - это продукт органа зрения и психики в целом.

Так белый цвет – символ чистоты, привилегированности, непорочности, свободы.

К этой группе относят слова:

БЂлЂгъ – знак, символ власти.

БЂлецъ – мирянин, не монах.

БЂлица – женщина, живущая в монастыре, но не подстриженная в монахине.

БЂлоземецъ – владелец земли, свободный от феодально-земельного обложения.

БЂлопашец – владелец земли, свободный от феодального обложения.

БЂлоризецъ – принадлежащий к высшему духовенству.

БЂль – освобожденный от феодальных повинностей.

БЂльщикъ – сборщик дани.

Таким образом отраженная классификация дает в языке тематические группы, которые пополняются производными и фиксируются в «Словаре русского языка XI – XVII вв.».

Дифференциация лексики на центр и периферию является наиболее важным положением при определении системности лексики, т.к. это дает возможность выявить в лексической системе древнерусского языка его активность и пассивность. Кроме того, «семантические и структурно-семантические отражают отношения между предметами и явлениями действительности, ее реальными и идеальными объектами и передают особенности национального мировосприятия» [11, 74].

Как правило в основе тематической группы есть сема, имеющая обобщенный характер и определяющая отнесение слов данной группы. Центром исследуемой одной лексико-тематической группы выступает слово «белый» как имеющее общее для всех свойство, относящееся к белому цвету. Вокруг этого слова группируются однокоренные слова имеющие общее лексическое значение, например, бЂленина, бЂлизна, бЂлиленка, бЂлье, бЂльный, бЂльмо, бЂлотЂлъо (назв. растения). В околоядерном пространстве представлено разветвленная система словообразовательных дериватов, образованных от слова «белый»: бЂласый, бЂленький, бЂловатый, бЂлоглазый, бЂльчатый. В эту систему можно включить устойчивые словосочетания, которые стали употребляться в древнерусском языке и зафиксированные в «Словаре русского языка XI – XVII вв.»: бЂленный двор – место, где производилось беление ткани; бЂлильное древо – деревянный валек, для беления холстов; писчая бЂлка – пошлина за перепись земель с их владельцев, бЂломЂстная грамота – грамота, освобождающая владельца земли от феодальных повинностей; до бЂлого свету – до утра; середи бЂла дня – днем; бЂлая казна – бельевое имущество.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: