Правила проведения дебатов
Действующие лица дебатов
1. Две команды, каждая из которых имеет минимум трех участников (спикеров). Команда, отстаивающая тезис в рамках тематической игры, – команда утверждения. Команда, опровергающая тезис, – команда отрицания.
Первые спикеры – это лицо, визитная карточка команды. Первые спикеры могут основываться на домашних заготовках, но должны быть готовы к перекрестным вопросам.
Вторые спикеры постоянно работают в режиме гиперссылки. Они анализируют все, что прозвучало в игре, и на этом основании выстраивают свою речь. Это мастера анализа и диалога. На вторых спикеров работает команда, им помогают, их роль очень велика. Они должны подготовить на материале первых спикеров достойную базу для третьих.
Третьи спикеры – это актеры, мастера искусного завершения выступления, обобщения. Они должны красиво, изящно завершить игру.
2. Судьи оценивают игру, заполняют специальный судейский протокол, в котором отмечают области столкновения позиций команд, комментируют свое мнение. Судейство – очень сложный процесс. Судья должен отказаться от персональной позиции и оценивать игру по аргументам, доказательствам и суждениям, но не на основе личной симпатии.
Судья с предельным вниманием выслушивает речи спикеров, ведет рабочие записи, фиксирует основные моменты выступления и перекрестных вопросов, не забывая о стиле выступления спикера.
В качестве судей могут выступать студенты, не занятые в данном раунде игры в командах утверждения или отрицания.
3. Таймкипер («хранитель времени») – особый участник, который следит за соблюдением регламента. Он показывает спикерам специальные плакаты, на которых указано время, оставшееся до окончания их речи: 3 мин, 2 мин, 1 мин, 30 сек.
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что
аргументы вашей команды лучше, чем аргументы оппонентов.
Основными элементами дебатов являются: тема, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, перекрестные вопросы, решение судей.
Формулировка темы.
Тема формулируется в виде утверждения. «Хорошая» тема должна:
– иметь четкую формулировку;
– провоцировать интерес, затрагивать значимые для дебатеров проблемы, быть актуальной;
– быть пригодной для спора;
– быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов.
Утверждающая сторона. Спикеры команды утверждения должны убедить судей в правильности своих позиций и аргументации.
Отрицающая сторона. Спикеры команды отрицания должны доказать, что позиция утверждающей стороны неверна, или аргументация команды утверждения имеет недостатки.
Аргументы. Важный инструмент убеждения; продумывая аргументы, необходимо принимать во внимание обе точки зрения на проблему.
Поддержки и доказательства. Это свидетельства (цитаты, факты, статистические данные, примеры), подтверждающие позицию (выдвинутый аргумент). Поддержки и доказательства добываются в ходе информационного поиска, это коллективная работа. Однако считается неправильным использовать в момент выступления конспекты, документы, домашние заготовки. Допускается использование карточек небольшого формата (размером с ладонь), на каждой карточке обычно пишется только один аргумент или одна поддержка (цитата, факт и т.д.).
Перекрестные вопросы. Так называют раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой команды. Он используется для разъяснения позиции или для выявления потенциальных ошибок противника. Информация, полученная в ходе перекрестных вопросов, может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
Решение судей. В ходе того, как судьи выслушивают аргументы обеих команд, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решение о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов. В протоколе также отмечаются лучший спикер команды утверждения и команды отрицания.
Примерный план действий выступающего:
1) приветствие слушателей;
2) представление команды и самого себя;
3) вступление (обоснование актуальности темы, ее важности в данный момент);
4) аргументация;
5) заключение;
6) благодарность за внимание.
Для построения доказательств по теме дебатов необходимо ответить на следующие вопросы:
Почему мы соглашаемся (не соглашаемся) с темой?
Какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?
Какие основные проблемы содержит тема и какие основные примеры можно привести?
Какие вопросы возникают в связи с этой темой?
Каковы могут быть опровергающие аргументы?
Заключение. Его цель – подытожить, внести пояснения, подкрепить смысл, создать настроение. Наиболее эффективно этот этап проходит, если игра была записана на видеокассету, т.е. появляется возможность увидеть игру во всех деталях.
Правила проведения дебатов
В каждом раунде участвуют две команды, минимум по три игрока (спикера) в каждой. Это первый, второй и третий спикеры команды утверждения (У1, У2, УЗ) и первый, второй, третий спикеры команды отрицания (О1, О2, О3).
Если число членов команды больше трех, остальные выполняют классические командные роли (координатор, генератор идей, аналитик и др.), обеспечивая и поддерживая выступления своих спикеров
В ходе игры спикеры поочередно, в соответствии с принципами ведения дебатов и регламентом, выступают с речами.
В раунде перекрестных вопросов спикеры задают вопросы и отвечают на вопросы, задаваемые им.
Регламент проведения дебатов представлен в таблице 1.
Таблица 1. Регламент и схема проведения дебатов
Спикер | Время | Функция |
У1 | 6 мин | Представляет команду и дает определение темы, обосновывает ее актуальность, объясняет ключевые понятия, представляет все аргументы команды в систематизированной форме |
ОЗ кУ1 | 3 мин | ОЗ задает вопросы с целью принизить значение аргументов У1 и обнаружить слабые места позиции утверждения. У1 отвечает |
О1 | 6 мин | Опровергает утверждения У1, выдвигает все возможные отрицающие аргументы |
УЗ к О1 вопросы | 3 мин | УЗ задает уточняющие и принижающие аргументацию О1, О1 отвечает |
У2 | 5 мин | Отвергает все аргументы О1, усиливает утверждающую линию и представляет доказательства |
О1кУ2 | 3 мин | О1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы У2, У2 отвечает |
О2 | 5 мин | Опровергает аргументы У1 и У2, усиливает отрицающую линию, приводит доказательства в ее поддержку |
У1кО2 | 3 мин | У1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы О2, О2 отвечает |
УЗ | 5 мин | Опровергает аргументы и доказательства отрицающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства утверждающей линии |
ОЗ | 5 мин | Опровергает аргументы и доказательства утверждающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии |
Работа судей
Судья заполняет судейский протокол, на основе которого принимает решение о том, какой команде отдать предпочтение.
На обратной стороне протокола, для подтверждения своих оценок, судья приводит отдельные аргументы сторон.
Судья оценивает выступление каждого спикера на основании трех критериев (трех «С»): содержания, структуры, способа.
Таким образом, основными направлениями оценки являются:
– подготовленность докладчика (его осведомленность в данной области, использование аргументационного материала в виде цитат, результатов исследований, анализа практики);
– логичность и аргументированность изложения, умение четко и ясно излагать свои мысли;
– способность к быстрой реакции на аргументы соперника, способность к убеждению;
– «форма убеждения» – культура речи, интонации, уместная эмоциональность, жесты («создание образа») и пр.
По каждому из трех выделенных критериев каждый спикер может получить максимально 10 баллов, то есть за игру каждый спикер может получить максимум
30 баллов. Судья, оценивая речь спикера, снимает за каждую замеченную ошибку некоторое количество баллов из максимально возможных десяти.
Ошибки, за которые могут быть сняты баллы:
1) по критерию «Содержание»:
• повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства;
• утверждение мнения, а не фактических доказательств;
• неясное или неправильное определение понятий темы;
• отклонение от темы – по причине плохой подготовленности или сильного давления оппонентов;
• несоответствия – аргументы не должны использоваться, если они не относятся к делу;
• атаки на личность, а не на аргументы;
• ложные аналогии;
• мелочи;
2) по критерию «Структура»:
• нелогичные высказывания;
• ложные заключения и выводы (нарушения причинно-следственных связей);
• неправильное распределение ролей, если выступление не соответствует роли спикера;
• неуместное или нелогичное развитие аргументации;
• несоблюдение регламента;
3) по критерию «Способ»:
• небрежное поведение;
• несоответствующая мимика и жестикуляция;
• излишняя агрессивность;
• речевые ошибки;
• монотонная речь;
• плохая дикция.
Результаты оценки по всем критериям (с учетом ошибок спикеров) заносятся в судейский протокол (таблица 2).