РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБНОСТИ ВЫДЕЛЯТЬ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕГО МИРА У ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ
Задачи формирования предметности восприятия
На материале по ознакомлению дошкольников с нарушением зрения
С предметным, растительным и животным миром
1. Способствовать усвоению основных сенсорных эталонов с помощью предметных образцов:
- учить выделять признаки и функцииобъектоввнешнего мира;
- способствовать развитию активности и избирательности восприятия;
- создавать условия для успешного сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с предметом, и хранящегося в памяти образа-эталона.
2. Формировать предметно-пространственные представления:
- умение воспроизводить пространственное расположение предметов, изменять структуру перцептивного поля;
- расширять опыт предметно-практической деятельности ребенка.
3. Формировать предметность восприятия на основе тактильно-моторного и зрительного взаимодействия:
- формировать взаимосвязи между глазомером и проприоцептивно-двигательной памятью;
- развивать ориентировочно-обследовательские движения глаза и руки;
- способствовать развитию адекватного взаимодействия глаза и руки;
- развивать точность движений рук под зрительным контролем;
- развивать движения рук, мелкую моторику пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные манипуляции с предметами;
- учить детей способам зрительно-осязательного обследования предмета и сопоставления его с соответствующим изображением на рисунке.
4. Формировать с помощью моделей предметность тех зрительных образов, с которыми ребенок может встретиться в учебно-воспитательном процессе и в реальной жизни:
|
- учить детей выделять характерные признаки предмета и их изображения, сопоставлять их, находить сходство и различие;
- учить детей находить в рядах, состоящих из пяти, семи,десяти изображений, соответствующее определенному предмету изображение;
- учить детей подбирать к ряду изображений ряд предметов;
- закреплять знания детей о свойствах объектов с целью определения, идентификации элементов, их признаков.
5. Способствовать развитию осмысленности восприятия:
- формировать умение делить предмет на части, понимать его структуру, соотносить части и их в признаки, объединять части в единое целое;
- учить детей составлять предмет из его отдельных частей по образцу, представленному на рисунке, по представлению, по словесному описанию педагога;
- совершенствовать умения опознания, сравнения деталей, поиска и выделения элементов из числа других, соединения частей в единую композицию;
- учить опознавать предмет при предъявлении его отдельных частей;
- учить решать перцептивную задачу по образцу, присутствующему в поле зрения ребенка;
- учить решать перцептивную задачу по представлению (составление модели по образцу, предъявленному только на некоторое время для рассмотрения и запоминания);
- учить решать перцептивную задачу по подробной вербальной инструкции педагога;
- способствовать познанию детьми свойств объектов и развитию мыслительных операций.
6. Формировать навыки в совместной деятельности педагога и ребёнка:
- создавать ситуацию для сотрудничества, взаимодействия детей в процессе решения общей перцептивной задачи;
|
- учить детей целенаправленному наблюдению за выполнением заданий педагогом и другими детьми, а также в процессе самостоятельного действия с элементами объекта.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОТБОРУ И ПОСТРОЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ИХ УСЛОЖНЕНИЮ
1. Уменьшение различий между вариантами, из которых производится выбор.
2. Увеличение количества вариантов выбора.
3. Осуществление парного соотнесения в ситуации, когда, например, к цветному изображению подбирается силуэтное (контурное) изображение, или к контурному подбирается силуэтное (контурное).
4. Введение отсрочки во времени.
5. Переход к выбору с наличием нескольких альтернатив (т.е. с возможностью подбора к образцу по разным признакам), направляемому словесным указанием, например, подбор объекта заданного цвета и формы или указанной формы и величины и т.д.
6. Осуществление идентификации объекта в соответствии с его цветом, присущему объекту в реальной действительности, или в соответствии с его вкусом.
7. Переход к выбору на полисенсорной основе (например, к объекту, воспринимаемому зрительно осуществляется подбор объекта, воспринимаемого на ощупь и т.д.).
8. Соотнесение наглядно представленного предмета с предметом, обозначенным словом («картинка – слово»).
9. Осуществление выбора по точной вербальной инструкции с последующей проверкой точности идентификации с предъявлением образца.