ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОТБОРУ И ПОСТРОЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ИХ УСЛОЖНЕНИЮ




РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБНОСТИ ВЫДЕЛЯТЬ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕГО МИРА У ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ

Задачи формирования предметности восприятия

На материале по ознакомлению дошкольников с нарушением зрения

С предметным, растительным и животным миром

1. Способствовать усвоению основных сенсорных эталонов с помощью предметных образцов:

- учить выделять признаки и функцииобъектоввнешнего мира;

- способствовать развитию активности и избирательности восприятия;

- создавать условия для успешного сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с предметом, и хранящегося в памяти образа-эталона.

2. Формировать предметно-пространственные представления:

- умение воспроизводить пространственное расположение предметов, изменять структуру перцептивного поля;

- расширять опыт предметно-практической деятельности ребенка.

3. Формировать предметность восприятия на основе тактильно-моторного и зрительного взаимодействия:

- формировать взаимосвязи между глазомером и проприоцептивно-двигательной памятью;

- развивать ориентировочно-обследовательские движения глаза и руки;

- способствовать развитию адекватного взаимодействия глаза и руки;

- развивать точность движений рук под зрительным контролем;

- развивать движения рук, мелкую моторику пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные манипуляции с предметами;

- учить детей способам зрительно-осязательного обследования предмета и сопоставления его с соответствующим изображением на рисунке.

4. Формировать с помощью моделей предметность тех зрительных образов, с которыми ребенок может встретиться в учебно-воспитательном процессе и в реальной жизни:

- учить детей выделять характерные признаки предмета и их изображения, сопоставлять их, находить сходство и различие;

- учить детей находить в рядах, состоящих из пяти, семи,десяти изображений, соответствующее определенному предмету изображение;

- учить детей подбирать к ряду изображений ряд предметов;

- закреплять знания детей о свойствах объектов с целью определения, идентификации элементов, их признаков.

5. Способствовать развитию осмысленности восприятия:

- формировать умение делить предмет на части, понимать его структуру, соотносить части и их в признаки, объединять части в единое целое;

- учить детей составлять предмет из его отдельных частей по образцу, представленному на рисунке, по представлению, по словесному описанию педагога;

- совершенствовать умения опознания, сравнения деталей, поиска и выделения элементов из числа других, соединения частей в единую композицию;

- учить опознавать предмет при предъявлении его отдельных частей;

- учить решать перцептивную задачу по образцу, присутствующему в поле зрения ребенка;

- учить решать перцептивную задачу по представлению (составление модели по образцу, предъявленному только на некоторое время для рассмотрения и запоминания);

- учить решать перцептивную задачу по подробной вербальной инструкции педагога;

- способствовать познанию детьми свойств объектов и развитию мыслительных операций.

6. Формировать навыки в совместной деятельности педагога и ребёнка:

- создавать ситуацию для сотрудничества, взаимодействия детей в процессе решения общей перцептивной задачи;

- учить детей целенаправленному наблюдению за выполнением заданий педагогом и другими детьми, а также в процессе самостоятельного действия с элементами объекта.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОТБОРУ И ПОСТРОЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ИХ УСЛОЖНЕНИЮ

1. Уменьшение различий между вариантами, из которых производится выбор.

2. Увеличение количества вариантов выбора.

3. Осуществление парного соотнесения в ситуации, когда, например, к цветному изображению подбирается силуэтное (контурное) изображение, или к контурному подбирается силуэтное (контурное).

4. Введение отсрочки во времени.

5. Переход к выбору с наличием нескольких альтернатив (т.е. с возможностью подбора к образцу по разным признакам), направляемому словесным указанием, например, подбор объекта заданного цвета и формы или указанной формы и величины и т.д.

6. Осуществление идентификации объекта в соответствии с его цветом, присущему объекту в реальной действительности, или в соответствии с его вкусом.

7. Переход к выбору на полисенсорной основе (например, к объекту, воспринимаемому зрительно осуществляется подбор объекта, воспринимаемого на ощупь и т.д.).

8. Соотнесение наглядно представленного предмета с предметом, обозначенным словом («картинка – слово»).

9. Осуществление выбора по точной вербальной инструкции с последующей проверкой точности идентификации с предъявлением образца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: