Методические указания и задания для контрольной работы
по дисциплине «Маркетинг территории» для студентов направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
заочная форма обучения
Ижевск, 2018
Кафедра: Экономики, технологии и управления коммерческой деятельностью»
Составитель: д.э.н., профессор Калинкина Галина Евгеньевна
Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждены на заседании кафедры
Протокол от _______________20__г. №____________________
Заведующий кафедрой Г.Е.Калинкина
_______________________________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Утверждено на заседании учебно-методической комиссии по УГСН 38 00 00 «Экономика и управление»
Протокол от __________ 2018 г. №_______
Председатель учебно-методической
комиссии по УГСН 38 00 00 «Экономика и управление»
__________________ Н.Н. Пушина
(подпись)
______________ 2018 г.
(дата)
Цели и задачи контрольной работы
Целями контрольной работы являются:
- формирование у студентов знаний о роли и возможностях маркетинга территории с позиции ее соответствия специфическим потребностям различных целевых групп как внутри территории, так и за ее пределами, и отношений по поводу конкретных товаров и услуг в пределах территории.
- приобретение навыков использования инструментов маркетинга в задачах государственного и муниципального управления.
Задачами контрольной работы являются:
- формирование знания: целевых групп, целей, принципов, функций, субъектов и объектов, средств и методов маркетинга территории. Особенностей методов и инструментов маркетинга территорий;
|
- отработка умений применять универсальные средства и методы маркетинга, а также специфичные средства и методы маркетинга территории при решении задач управления на государственном и муниципальном уровне: анализировать маркетинговую среду и конъюнктуру региональных рынка, разрабатывать и анализировать стратегии маркетинга на территории;
- выработка навыков: маркетинговой деятельности и оценки ее эффективности, методами и средствами выявления и формирования спроса потребителей территории; умениями и навыками информационного маркетингового обеспечения для решения управленческих задач;
2. содержание контрольной работы
Контрольная работа состоит из 3 частей, по трем основным направлениям маркетинга территории, выполнение которых предполагает предварительное знакомство с теоретическим материалом, отраженным в курсе лекций по дисциплине «Маркетинг территории»:
- продукты территории;
- потребители продукта территории;
- конъюнктура рынка продукта территории.
Многоуровневая модель продукта территории
2.1.1 Предварительно следует проработать соответствующие темы лекций.
2.1.2 В таблице 1, в соответствии с порядковым номером вашей фамилии в списке группы (либо по согласованию со старостой группы), выбрать территориальный продукт с которым Вы должны провести дальнейшую работу.
Если не указано конкретное местоположение, территориальный продукт рассматривается по району Вашего проживания. В случае если Вы хотели бы рассмотреть продукт не указанный в таблице, по согласованию со старостой либо с преподавателем, внесите его в пункты 21-24 таблицы 1.
|
Таблица 1 – Задание по региональному продукту
№ по писку | Территориальный продукт | № по списку | Территориальный продукт |
Система услуг по торговле ГСМ | Розничная торговля мебелью | ||
Краеведческий музей УР | Система помощи в чрезвычайных ситуациях | ||
Система регистрации собственности на жилье | Система создания и поддержки имиджа Вашей территории | ||
Парк им. Кирова | Услуги по сервису автомобилей | ||
Зоопарк в г. Ижевске | Система регистрации браков | ||
Система обеспечения детскими дошкольными учреждениями | Система организации общественного транспорта | ||
Система управления школьным образованием | Летний сад г.Ижевск | ||
Система розничной торговли продуктами питания | Социальные услуги | ||
Система регистрации и контроля за предпринимательской деятельностью | |||
Система поликлиник | |||
Комплекс «Чекерил» | |||
Музей М.Т.Калашникова |
2.1.3 Разработать и описать многоуровневую модель Вашего продукта
Теоретический материал (конспективно):
При решениипроблемы оценки спроса и предложения на продукт территории может быть использована концепция товара как совокупности свойств. Формальное выражение эта концепция нашла в виде двух моделей (рис. 1):
- многоуровневой интегральной модели товара, которая рассматривает его как многослойную иерархию характеристик (набора объективных свойств, не зависящих от конкретного индивидуума - S);
|
- мультиатрибутивной (многопараметрической) модели товара, которая рассматривает его как совокупность атрибутов (A), отражающих субъективный взгляд конкретного покупателя.
Рисунок 1 – Взаимосвязь между свойствами и атрибутами товара.
Значение этих двух моделей заключается в том, что, представив любой товар предварительно как совокупность свойств (многоуровневая интегральная модель), а затем, трансформировав эти свойства в атрибуты (мультиатрибутивная модель), можно получить инструмент диагностирования, контроля и прогнозирования этого товара.
Одной из ключевых концепций формирующих идеологию маркетинга, является многоуровневая интегральная модель товара, которая рассматривает товар как многослойную иерархию его характеристик, в центре которой лежит базовая потребность. В работе «Маркетинг менеджмент» Ф.Котлер предлагает рассматривать товар как четырехслойную интегральную модель. Так же в виде четырехслойной модели может быть представлен и оптовый плодоовощной рынок.
Все составные элементы такого товара представлены в виде 4-х слоёв на рис.2.
Рис.2. Многоуровневая интегральная модель товара «розничная торговля»
1-й уровень (ядро товара; ядерная услуга; базовая потребность; основная выгода; товар по замыслу) связан с основным предназначением продукта, рассматриваемым с точки зрения удовлетворяемой потребности.
2-й уровень (товар в реальном исполнении, реальный товар; физический товар) состоит в том, чтобы облечь основу предмета в определенные физические характеристики. Именно на данном уровне фактически формируются товары-субституты, то есть товары, удовлетворяющие одинаковую потребность, но реализованные с использованием разных технологий.
3-й уровень (товар с подкреплением, расширенный товар) связан с характеристиками, которые дополняют потребительную стоимость товара, как в материальном, так и нематериальном виде.
4-й уровень (товар в полном смысле, полный товар, марка) касается особенностей целостного восприятия потребителями товара, когда такое восприятие становится самоценным. Термин «брэнд» является синонимом товара, достигшего наивысшей потребительской оценки на этом уровне.
Разложение товара в виде многоуровневой интегральной модели дает возможность выполнить операции мультиатрибутивного моделирования товара, то есть выделить признаки товара, провести их трансформацию в атрибуты (отражение этих признаков в сознании потребителя), выявить предпочитаемые потребителем атрибуты, провести их обратную трансформацию в признаки и смоделировать продукт в соответствии с предпочтениями потребителей.