Развитие зрительного восприятия формы




Кол-во часов Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
       
Сентябрь
  Тема: «Анализ форм». Задачи: – учить анализировать сложную геометрическую форму, выделяя в её конфигурации простые и составные части; – видеть в пятиугольнике треугольник, четырех-угольник, квадрат, прямо-угольник; – закреплять представления об объемных формах, дифференцировать от плоских форм; – учить, при восприятии натуральных объектов, выделять их форму; – учить выделять овал в натуральном предмете и в изображении Демонстрационный материал: геометрические фигуры (контурные, заполненные), объемные геометри-ческие тела, натуральные предметы в группе. Раздаточный материал: спички, палочки Кюизенера, образцы изображений квадрата, прямо-угольника, пятиугольника Задание 1. «Узнавание и называние». 1. Рассматривание геометрических фигур. 2. Запоминание геометрических фигур. 3. Называние контурных фигур. 4. Называние заполненных геометрических фигур. Задание 2. «Зрительный поиск». 1. Рассматривание образца. 2. Зрительный поиск фигур по образцу. 3. Поиск фигур по памяти. 4. Поиск фигур по словесному обозначению. Задание 3. «Узнавание и называние». 1. Рассматривание объемных геометрических тел. 2. Узнавание и называние объемных тел. 3. Соотнесение объемных тел и геометрических плоскостных фигур. 4. Анализ сложной геометрической формы (сравнение, выделение сторон). 5. Поиск предметов по словесной инструкции педагога. («Найди предметы прямоугольной формы, «Найди предметы квадратной формы», овальной и т. д.)

Продолжение табл.

       
      Задание 4. «Геометрические фигуры». 1. Рассматривание образца изображений геометрических фигур. 2. Выкладывание геометрических фигур по образцу из палочек (спичек). 3. Выкладывание геометрических фигур по памяти. Задание 5. «Преобразование фигур». 1. Рассматривание изображений пятиугольника. 2. Выкладывание из спичек (палочек) пятиугольника. 3. Анализ геометрической формы. (Педагог показывает детям последовательность выполнения задания. Затем предлагает положить спичку (палочку) так, чтобы в пятиугольнике можно было увидеть четырехугольник и треугольник. Если дети затрудняются, то педагог рукой ребенка проводит по сторонам, называет части фигуры.) Задание 6. «Обозначение фигур». 1. Рассмотри изображения пятиугольника. 2. Найди в пятиугольнике треугольник. Обозначь его. 3. Найди в пятиугольнике прямоугольник. Обозначь его. Задание 7. «Выложи фигуры». Вспомни и выложи пятиугольник так, чтобы в нем был треугольник и прямоугольник. Назови их.

Продолжение табл.

       
Октябрь
  Тема: «Трапеция». Задачи: – учить узнавать и называть трапецию как четы-рехугольник; – учить соотносить трапецию с изображением, локализовывать трапецию из множества пятиугольников и треугольников Демонстрационный материал: рельефное изображение трапеции, четырехугольника (квадрата, прямо-угольника), изображения геометри- ческих фигур, изображения объем-ных тел. Раздаточный материал: спички (палочки), контурное изображение домашнего животного, составление из нескольких геометрических фигур и набор этих фигур. Собака Задание 1. «Рельефные фигуры». 1. Рассматривание и ощупывание рельефного изображения трапеции, квадрата, прямоугольника. 2. Сравнивание сторон четырехугольников. 3. Нахождение сходства и различия. Задание 2. «Найди на ощупь». Выполнение поиска геометрических фигур (рельефных) на ощупь по словесной инструкции педагога. Дети находят на ощупь заданную фигуру. Дают полное объяснение своим действиям. Задание 3. «Выложи фигуру». Дети из спичек (палочек) выкладывают квадрат, прямо-угольник, трапецию. Дают объяснения своим действиям. Сравнивают фигуры. Задание 4. «Найди и назови». 1. Рассмотри изображения. Что там? 2. Соотнеси трапецию с изображением. 3. Какие предметы не похожи на трапецию и почему? Задание 5. Локализуй трапецию из множества пятиугольников, локализуй трапецию из множества пятиугольников и треугольников. Объясни свои действия. Задание 6. «Выложи сам». 1. Рассмотри изображение. 2. Назови геометрические фигуры.

Продолжение табл.

       
    Кошка 3. Выложи по образцу фигуру. Назови, кто это? 4. Выложи по памяти. (Для усложнения задания можно дать больше фигур для отбора нужных среди ненужных.) Покажи и назови трапецию. Задание 7. «Выложи из спичек (палочек)». 1. Рассмотри образец изображения домашнего животного. Кто это? 2. Выложи из палочек (спичек) контур домашнего животного по образцу, по памяти. Назови геометрические фигуры. Покажи трапецию
Ноябрь
  Тема: «Диктанты». Задачи: – дать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и само- стоятельным, уверенным в себе; – развивать восприятие, внимание, память, воображение Раздаточный материал: спички, палочки Кюизенера, наборы геометрических фигур, фланелеграф на стене, фланелеграфы для каждого ребенка, образцы изображений диких зверей из геометрических фигур. Медведица Диктанты. 1. Выложи из спичек (палочек) фигуру, у которой все стороны одинаковые. (Квадрат.) Назови её. Расскажи о ней. 2. Выложи фигуру, у которой три стороны (дорожки). Назови её. Расскажи о ней. 3. Выложи фигуру, у которой две одинаковые стороны, одна длинная и одна короткая. Назови её. Расскажи о ней. 4. Найди фигуры и разложи их так: (Дети из общей массы геометрических фигур отбирают нужные фигуры на слух и выкладывают их друг за другом.) Назови фигуры. Продолжи цепочку.

Продолжение табл.

       
    Медведь Лиса 5. Диктант для товарища. Роль педагога выполняет ребенок. Остальные дети выполняют задание по инструкции ребенка. Ребенок показывает детям образец диких зверей, изображенных из геометрических фигур. Называет из каких выложены части зверей. Отбирает фигуры и выкладывает из них зверя на большом фланелеграфе (коврографе). Дети наблюдают за ребенком. Затем выполняют задание самостоятельно, выкладывая зверя на своем фланелеграфе. Объясняют свои действия. Задание 6. «Выложи сам». Дети по своему воображению, памяти выкладывают из геометрических фигур дикого зверя. Объясняют свои действия. Задание 7. «Выложи зверя из модулей». (Коллективная работа.) Дети на полу из большого напольного модуля выкладывают дикого зверя. Объясняют свои действия. (Педагог следит, чтобы все дети участвовали в работе.)

Продолжение табл.

       
Декабрь
  Тема: «Мозаика». Задачи: – учить детей находить закономерность элементов мозаики на игровом поле и недостающий элемент; – развивать зрительное внимание, тактильную память Раздаточный материал: игровые поля с геометрическими телами, плоскостные игровые поля с элементами мозаики. Маски для глаз Игровое поле с прорезью Игровое поле в цвете Задание 1. «Расставь все по местам». 1. Рассмотри на полу игровое поле с объемными геометрическими телами. Какой фигуры нет? Назови её. Расставь по местам. Задание 2. «Чего нет». 1. Рассмотри игровое поле на столе. 2. Найди недостающий элемент. Назови его. Задание 3. «Каждой фигуре место». 1. Рассматривание игрового поля. 2. Ощупывание рельефных геометрических фигур на игровом поле.

Продолжение табл.

       
    3. Рассматривание карточек с рельефным изображением геометрических фигур. 4.Ощупывание карточек с рельефным изображением геометрических фигур. 5. Нахождение места карточек с рельефным изображением геометрических фигур на игровом поле на ощупь. Дети объясняют свои действия. Задание 4. «Найди фигуре место». Дети на ощупь находят каждой фигуре место на игровом поле и заполняют ими прорези игрового поля. Объясняют свои действия. Задание 5. «Найди недостающий элемент». 1. Рассматривание игрового поля. 2. Нахождение закономерности элементов на игровом поле и недостающих элементов.

Продолжение табл.

       
      Дети объясняют свои действия. Задание 6. «Продолжи ряд». Дети по словесной инструкции педагога выкладывают геометрические фигуры в следующей последовательности: Затем педагог предлагает детям продолжить ряд. Правильность выполнения задания дети выполняют самостоятельно, друг у друга. Задание 7. «Разложи фигуры в ряды». По словесной инструкции педагога дети раскладывают геометрические фигуры. Например: Дети заполняют ряды фигурами. Проверяют друг у друга правильность выполнения задания

Продолжение табл.

       
Январь
  Тема: «Сделай фигуру». Задачи: – закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету; – развивать зрительное внимание, память Раздаточный материал: палочки Кюизинера, 5 фиолетовых, 9 красных, 1 желтая. Образец изображений «Подружки»: Образец изображений «Хоккеисты»:   Задание 1. «Веселые фигуры». 1. Отсчитайте три красные палочки. 2. Сделайте из них треугольник. 3. Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник. 4. Из четырех палочек фиолетового цвета сделайте ромб. 5. Из остальных палочек сделайте трапецию. 6. Сколько всего фигур? 7. Который по счету прямоугольник? 8. Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник? 9. Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру. 10. Какое число обозначает фиолетовый цвет? 11. Из каких палочек состоит трапеция? Какие по длине её стороны? Задание 2. «Две подружки». 1. Рассматривание образца. 2. Сравнение изображений. 3. Самостоятельная деятельность детей. (Выкладывание «Две подружки» из цветных палочек по образцу, по па- мяти.)

Продолжение табл.

       
    Образцы изображений «Подружки»: Вопросы: – Из каких фигур состоит первая подружка? – Сколько прямоугольников? Сколько квадратов? Сколько треугольников? – Из каких фигур состоит вторая подружка? – Сколько квадратов? – Сколько прямоугольников? – Сколько трапеции? Задание 3. «Хоккеисты». 1. Рассматривание и анализ образца. 2. Сравнение изображений. Вопросы: – Из каких геометрических фигур состоят «хоккеисты»? – Каких геометрических фигур больше, меньше, какого цвета? – Чем похожи «хоккеисты», чем отличаются? – Выложи «хоккеистов» по образцу, по памяти.

Продолжение табл.

       
      Задание 4. «Три подружки». 1. Рассматривание образца. 2. Сравнение изображений по длине палочек, цвет, количеству. 3. Выложи «трех подружек» по образцу, по памяти. 4. Дай трем подружкам имена. 5. Где какая стоит? 6. Кто выше, кто ниже? Задание 5. «Три подружки». Педагог предлагает детям выложить из палочек разноцветные дома. 1. Одноэтажный дом состоит из: основание прямоугольное, крыша трапециевидная, окно квадратное.

Продолжение табл.

       
      2. Двухэтажный дом состоит из двух больших квадратов, двух маленьких, крыша треугольной формы. 3. Трехэтажный дом состоит из трех прямоугольников, трех квадратов и трапеции.

Продолжение табл.

       
      4. Сравни постройки. Расскажи, из каких фигур состоят дома. На какой дом ушло больше палочек, меньше?
Февраль
  Тема: «Посуда. Мебель». Задачи: – учить составлять сложную конфигурацию из простых геометрических форм; – учить целостно прослеживать контур предметов сложной формы; – формировать на этой основе более точную характеристику предмета; – развивать зрительное восприятие, внимание Демонстрационный материал: посуда, мебель, изображение посуды, мебели, контурные и силуэтные изо-бражения посуды, мебели. Раздаточный материал: спички, палочки Кюизинера, набор геометрических фигур. Задание 1. «Посуда». 1. Рассматривание посуды. 2. Узнавание и называние посуды. 3. Определение формы. – Какой формы бокал? (Трапециевидной.) – Какой формы стакан? (Цилиндрической.) – Какой формы кастрюля? (Цилиндрической.) – Какой формы цветочный горшок? (Трапециевидной.) – Какой формы тарелка? (Круглой.) Задание 2. «Соотнесение». 1. Рассмотри изображение посуды. 2. Отбери геометрические фигуры и соотнеси с изображе-нием посуды. 3. Назови форму изображенной и соотнесенной посуды. Задание 3. «Выложи посуду». Педагог предлагает выложить из спичек посуду в той последовательности, которую предложит педагог. Дети дают объяснения своим действиям.

Продолжение табл.

       
      Задание 4. «Мебель». 1. Рассматривание мебели. 2. Выложи из палочек мебель. Какой формы мебель? кресло стул кровать табуретка Задание 5. «Собери мебель». Дети из напольного (настольного) конструктора собирают мебель. Объясняют свои действия. Практическая работа 1. Обведи по трафарету посуду. Назови её форму, закрась её. 2. Обведи по трафарету мебель. Назови её форму. Закрась её. 3. Заштрихуй силуэт посуды цилиндрической формы, трапециевидной. 4. Аппликация «Посуда», «Мебель. (Дети уточняют форму посуды, мебели.)
Март
  Тема: «Веселые фигуры».   Раздаточный материал: листы бумаги с изображением точек, фломастеры. Задание 1. «Локализация фигур». 1. Рассмотри геометрический набор.

Продолжение табл.

       
  Задачи: – формировать умение локализовывать пяти-угольник, треугольник, трапецию в заданном пространственном рас- положении (узор, изо- бражение) Изображение домов: Силуэты домов: Изображение геометрических фигур с прорезями: 2. Отбери из массы все пятиугольники, все треугольники, все трапеции. 3. Объясни свой выбор. Задание 2. «Соедини по точкам». Назови фигуры. Сравни их. Задание 3. «Найди пятиугольник». 1. Рассмотри изображение домов. 2. Найди пятиугольник. Покажи его. 3. Выложи из спичек дома, у которых основа пятиугольник. Задание 4. «Веселые спички». 1. Рассмотри изображение. 2. Найди пятиугольник. Покажи его. 3. Выложи дом, похожий на пятиугольник. 4. Преобразуй пятиугольник в треугольник и четырехугольник, используя дополнительную спичку.

Продолжение табл.

       
    Набор геометрических фигур: Силуэтные изображения: 5. Объясни, где какая фигура. Задание 5. 1. Рассматривание изображения. 2. узнавание и называние геометрических фигур. 3. Моделирование изображения. Практическая работа 1. Обводка пятиугольника по трафарету. Штриховка. 2. Обводка по трафарету треугольников. Штриховка. 3. Обводка по трафарету трапеции. Штриховка. 4. Выкладывание узоров из силуэтов геометрических фигур. 5. Рисование треугольника, трапеции, пятиугольника с использованием линейки, от руки
Апрель
  Тема: «Транспорт». Задача: продолжать учить создавать из гео- метрических фигур пред- Раздаточный материал: набор геометрических фигур, трафа- реты, фломастеры, бумага, ножницы, клей, кисти, салфетки, лист бумаги, Задание 1. «Машина». 1. Рассмотри образец. 2. Из каких частей состоит машина. 3. Назови знакомые геометрические фигуры.

Продолжение табл.

       
  метные изображения, сложные геометрические фигуры (два треуголь- ника – ромб, треугольник и квадрат – пятиугольник и т. д.) спички; контуры изображения частей парохода: 4. Выложи из набора те геометрические фигуры, которые на изображении и выложи из них машину. Задание 2. «Самолет». 1. Рассматривание изображения. 2. Узнавание и называние геометрических фигур частей самолета. 3. Выкладывание самолета из геометрических фигур. Задание 3. «Пароход». 1. Рассматривание контурных изображений на листе бумаги частей парохода. 2. Вырезание ножницами по контуру изображения. 3. Наклеивание частей парохода на чистый лист.

Продолжение табл.

       
      Задание 4. «Выложи картину». Педагог предлагает детям выложить картин, разместив силуэты геометрических фигур на листе бумаги. Самолет вверху слева. Пароход внизу справа. Машину посередине. Дети уточняют направление транспорта и из каких геометрических фигур выложен транспорт. Задание 5. «Преобразование фигур». 1. Сложи из трех спичек треугольник. 2. Возьми еще две спички, приложи их так к треугольнику, чтобы получился ромб. 3. Какие фигуры и сколько ты видишь? Задание 6. 1. Сложи из шести спичек пятиугольник. 2. Возьми три спички и положи их так, чтобы получилось пять треугольников.

Продолжение табл.

       
      Как убрать три спички, чтобы остался один треугольник? Задание 7. «Квадрат». 1. Выложи из спичек квадрат. Возьми одну спичку и положи её так, чтобы из квадрата получилось два треугольника. 2. Сколько геометрических фигур ты видишь? Задание 8. 1. Рассмотри фигуру. 2. Назови их. Сколько треугольников? Сколько ромбов? Сколько трапеций? Покажи их. Практическая работа 1. Обводка геометрических фигур по трафарету. 2. Составление узоров из геометрических фигур. 3. Вырезание ножницами из бумаги геометрических фигур.
Май
  Тема: «Новые фигуры». Задачи: – учить составлять новые фигуры из имеющихся более точно выделять геометрическую фигуру в окружающем; Раздаточный материал: треугольники разной конфигурации, спички, изображение различных четырехугольников, образцы силуэ- Задание 1. «Сотвори чудо». 1. Рассмотри треугольники разной конфигурации. Покажи углы, стороны. Посчитай углы, стороны. Скажи, чем похожи фигуры, чем нет. 2. Выложи из спичек (палочек) такие же. 3. Из каждой выложенной фигуры «сотвори чудо», придумай новую фигуру. Дай её свое название.

Продолжение табл.

       
  – развивать различительную способность при раз-личении треугольников в четырехугольниках; – развивать зрительное внимание, воображение, проявление фантазии тов четырехугольников (2 экземпляра) на каждого ребенка, один экземпляр и картона цветного, другой из бумаги, фломастеры, ножницы Задание 2. «Разрежь фигуры». 1. Рассмотри фигуры. Назови их одним словом. (Четырех-угольники.) 2. С помощью линейки и фломастера проведи диагонали. (Педагог объясняет детям, что вершины углов можно соединять диагональной линией. Эта линия называется диагональ. Дети показывают вершины углов, размещая от них линейку, проводят диагональ.) 3. Что получилось с четырехугольниками? 4. Какие треугольники получились? (Если дети затрудняются с ответом, то педагог помогает равносторонние, прямоугольные, равнобедренные.) 5. Возьми ножницы и разрежь фигуры по диагонали. 6. Что получилось? 7. Сравни треугольники путем наложения друг на друга. 8. У какого четырехугольника при разрезании по диагонали получились равные треугольники? (Прямоугольник и ромб.) Задание 3. «Сложи и сравни». Сложи треугольники как было раньше в четырехугольнике.

Продолжение табл.

       
      (Дети используют второй экземпляр силуэтов четырех-угольников для сравнения. Могут выполнять задание путем наложения треугольников на образец, но желательно самостоятельно с помощью сравнения на глаз.) Задание 4. «Найди и назови». Педагог загадывает детям загадки. Дети отгадывают их и находят предмет, о котором была загадка, описывают его форму, цвет, место положения. 1. Что за чудо самобранка, Белоснежная убранка, Чашки, ложки, все на ней Она ждет к себе гостей. (Скатерть на столе.) Чевычелова Е. Примерные ответы детей: (Скатерть и стол прямоугольной формы, бывает и круглой, чашка – трапециевидной, ложки – овальной.) 2. Дожидаются ребят Куклы, мишки, сто солдат. Аккуратно все стоят, Где же их у нас хранят? (Шкаф для игрушек.) Чевычелова Е. (Шкаф – прямоугольной формы. Дети объясняют, где стоит шкаф для игрушек, какой он формы и т. д.)

Окончание табл.

       
      3. Тишина, а они стучат И не как не замолчат. Тик и так, тик и так Не умолкнут, ну ни как. (Часы.) Чевычелова Е. (Дети находят часы, описывают их цвет, форму, место нахождения.) Задание 5. «Выложи узор». Дети из геометрических фигур выкладывают разнообразные узоры по образцу, по памяти, по своему воображению. Практическая работа. 1. Обводка геометрических фигур по трафарету, через аппарат для обводки, кальку. 2. Составление цветов из треугольников разной конфигурации. 3. Рисование геометрических фигур фломастерами, карандашами, кистью, на мокром песке палочками. 4. Аппликация на тему «Растение» с использованием геометрических фигур. 5. Конструирование с использованием объемных геометрических тел

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: