Кол-во часов | Программное содержание | Материалы, оборудование, дидактические пособия | Виды и формы работы |
Сентябрь | |||
Тема: «Анализ форм». Задачи: – учить анализировать сложную геометрическую форму, выделяя в её конфигурации простые и составные части; – видеть в пятиугольнике треугольник, четырех-угольник, квадрат, прямо-угольник; – закреплять представления об объемных формах, дифференцировать от плоских форм; – учить, при восприятии натуральных объектов, выделять их форму; – учить выделять овал в натуральном предмете и в изображении | Демонстрационный материал: геометрические фигуры (контурные, заполненные), объемные геометри-ческие тела, натуральные предметы в группе. Раздаточный материал: спички, палочки Кюизенера, образцы изображений квадрата, прямо-угольника, пятиугольника | Задание 1. «Узнавание и называние». 1. Рассматривание геометрических фигур. 2. Запоминание геометрических фигур. 3. Называние контурных фигур. 4. Называние заполненных геометрических фигур. Задание 2. «Зрительный поиск». 1. Рассматривание образца. 2. Зрительный поиск фигур по образцу. 3. Поиск фигур по памяти. 4. Поиск фигур по словесному обозначению. Задание 3. «Узнавание и называние». 1. Рассматривание объемных геометрических тел. 2. Узнавание и называние объемных тел. 3. Соотнесение объемных тел и геометрических плоскостных фигур. 4. Анализ сложной геометрической формы (сравнение, выделение сторон). 5. Поиск предметов по словесной инструкции педагога. («Найди предметы прямоугольной формы, «Найди предметы квадратной формы», овальной и т. д.) |
Продолжение табл.
Задание 4. «Геометрические фигуры».
1. Рассматривание образца изображений геометрических фигур.
2. Выкладывание геометрических фигур по образцу из палочек (спичек).
3. Выкладывание геометрических фигур по памяти.
Задание 5. «Преобразование фигур».
1. Рассматривание изображений пятиугольника.
2. Выкладывание из спичек (палочек) пятиугольника.
3. Анализ геометрической формы. (Педагог показывает детям последовательность выполнения задания. Затем предлагает положить спичку (палочку) так, чтобы в пятиугольнике можно было увидеть четырехугольник и треугольник.
![]() |
Продолжение табл.
Октябрь | |||
Тема: «Трапеция». Задачи: – учить узнавать и называть трапецию как четы-рехугольник; – учить соотносить трапецию с изображением, локализовывать трапецию из множества пятиугольников и треугольников | Демонстрационный материал: рельефное изображение трапеции, четырехугольника (квадрата, прямо-угольника), изображения геометри- ческих фигур, изображения объем-ных тел.
Раздаточный материал: спички (палочки), контурное изображение домашнего животного, составление из нескольких геометрических фигур и набор этих фигур.
Собака
![]() ![]() | Задание 1. «Рельефные фигуры». 1. Рассматривание и ощупывание рельефного изображения трапеции, квадрата, прямоугольника. 2. Сравнивание сторон четырехугольников. 3. Нахождение сходства и различия. Задание 2. «Найди на ощупь». Выполнение поиска геометрических фигур (рельефных) на ощупь по словесной инструкции педагога. Дети находят на ощупь заданную фигуру. Дают полное объяснение своим действиям. Задание 3. «Выложи фигуру». Дети из спичек (палочек) выкладывают квадрат, прямо-угольник, трапецию. Дают объяснения своим действиям. Сравнивают фигуры. Задание 4. «Найди и назови». 1. Рассмотри изображения. Что там? 2. Соотнеси трапецию с изображением. 3. Какие предметы не похожи на трапецию и почему? Задание 5. Локализуй трапецию из множества пятиугольников, локализуй трапецию из множества пятиугольников и треугольников. Объясни свои действия. Задание 6. «Выложи сам». 1. Рассмотри изображение. 2. Назови геометрические фигуры. |
Продолжение табл.
Кошка
![]() ![]() | 3. Выложи по образцу фигуру. Назови, кто это? 4. Выложи по памяти. (Для усложнения задания можно дать больше фигур для отбора нужных среди ненужных.) Покажи и назови трапецию. Задание 7. «Выложи из спичек (палочек)». 1. Рассмотри образец изображения домашнего животного. Кто это? 2. Выложи из палочек (спичек) контур домашнего животного по образцу, по памяти. Назови геометрические фигуры. Покажи трапецию | ||
Ноябрь | |||
Тема: «Диктанты». Задачи: – дать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и само- стоятельным, уверенным в себе; – развивать восприятие, внимание, память, воображение | Раздаточный материал: спички, палочки Кюизенера, наборы геометрических фигур, фланелеграф на стене, фланелеграфы для каждого ребенка, образцы изображений диких зверей из геометрических фигур.
Медведица
![]() | Диктанты.
1. Выложи из спичек (палочек) фигуру, у которой все стороны одинаковые. (Квадрат.) Назови её. Расскажи о ней.
2. Выложи фигуру, у которой три стороны (дорожки). Назови её. Расскажи о ней.
3. Выложи фигуру, у которой две одинаковые стороны, одна длинная и одна короткая. Назови её. Расскажи о ней.
4. Найди фигуры и разложи их так:
![]() |
Продолжение табл.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 5. Диктант для товарища. Роль педагога выполняет ребенок. Остальные дети выполняют задание по инструкции ребенка. Ребенок показывает детям образец диких зверей, изображенных из геометрических фигур. Называет из каких выложены части зверей. Отбирает фигуры и выкладывает из них зверя на большом фланелеграфе (коврографе). Дети наблюдают за ребенком. Затем выполняют задание самостоятельно, выкладывая зверя на своем фланелеграфе. Объясняют свои действия. Задание 6. «Выложи сам». Дети по своему воображению, памяти выкладывают из геометрических фигур дикого зверя. Объясняют свои действия. Задание 7. «Выложи зверя из модулей». (Коллективная работа.) Дети на полу из большого напольного модуля выкладывают дикого зверя. Объясняют свои действия. (Педагог следит, чтобы все дети участвовали в работе.) |
Продолжение табл.
Декабрь | |||
Тема: «Мозаика». Задачи: – учить детей находить закономерность элементов мозаики на игровом поле и недостающий элемент; – развивать зрительное внимание, тактильную память | Раздаточный материал: игровые поля с геометрическими телами, плоскостные игровые поля с элементами мозаики.
Маски для глаз
![]() ![]() ![]() | Задание 1. «Расставь все по местам».
1. Рассмотри на полу игровое поле с объемными геометрическими телами.
![]() ![]() |
Продолжение табл.
![]() | 3. Рассматривание карточек с рельефным изображением геометрических фигур.
4.Ощупывание карточек с рельефным изображением геометрических фигур.
5. Нахождение места карточек с рельефным изображением геометрических фигур на игровом поле на ощупь.
![]() ![]() |
Продолжение табл.
![]() ![]() ![]() ![]() |
Продолжение табл.
Январь | |||
Тема: «Сделай фигуру». Задачи: – закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету; – развивать зрительное внимание, память | Раздаточный материал: палочки Кюизинера, 5 фиолетовых, 9 красных, 1 желтая.
Образец изображений «Подружки»:
![]() ![]() | Задание 1. «Веселые фигуры».
1. Отсчитайте три красные палочки.
2. Сделайте из них треугольник.
3. Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
4. Из четырех палочек фиолетового цвета сделайте ромб.
5. Из остальных палочек сделайте трапецию.
6. Сколько всего фигур?
7. Который по счету прямоугольник?
8. Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?
9. Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.
10. Какое число обозначает фиолетовый цвет?
11. Из каких палочек состоит трапеция? Какие по длине её стороны?
![]() |
Продолжение табл.
Образцы изображений «Подружки»:
![]() ![]() | ![]() |
Продолжение табл.
![]() ![]() |
Продолжение табл.
![]() ![]() ![]() |
Продолжение табл.
4. Сравни постройки. Расскажи, из каких фигур состоят дома. На какой дом ушло больше палочек, меньше? | |||
Февраль | |||
Тема: «Посуда. Мебель». Задачи: – учить составлять сложную конфигурацию из простых геометрических форм; – учить целостно прослеживать контур предметов сложной формы; – формировать на этой основе более точную характеристику предмета; – развивать зрительное восприятие, внимание | Демонстрационный материал: посуда, мебель, изображение посуды, мебели, контурные и силуэтные изо-бражения посуды, мебели. Раздаточный материал: спички, палочки Кюизинера, набор геометрических фигур. | Задание 1. «Посуда».
1. Рассматривание посуды.
![]() |
Продолжение табл.
Задание 4. «Мебель».
1. Рассматривание мебели.
2. Выложи из палочек мебель. Какой формы мебель?
![]() ![]() ![]() ![]() | |||
Март | |||
Тема: «Веселые фигуры». | Раздаточный материал: листы бумаги с изображением точек, фломастеры. | Задание 1. «Локализация фигур». 1. Рассмотри геометрический набор. |
Продолжение табл.
Задачи: – формировать умение локализовывать пяти-угольник, треугольник, трапецию в заданном пространственном рас- положении (узор, изо- бражение) | ![]() ![]() ![]() ![]() | 2. Отбери из массы все пятиугольники, все треугольники, все трапеции.
3. Объясни свой выбор.
Задание 2. «Соедини по точкам».
![]() ![]() ![]() |
Продолжение табл.
Набор геометрических фигур:
![]() ![]() ![]() | ![]() | ||
Апрель | |||
Тема: «Транспорт». Задача: продолжать учить создавать из гео- метрических фигур пред- | Раздаточный материал: набор геометрических фигур, трафа- реты, фломастеры, бумага, ножницы, клей, кисти, салфетки, лист бумаги, | Задание 1. «Машина». 1. Рассмотри образец. 2. Из каких частей состоит машина. 3. Назови знакомые геометрические фигуры. |
Продолжение табл.
метные изображения, сложные геометрические фигуры (два треуголь- ника – ромб, треугольник и квадрат – пятиугольник и т. д.) | спички; контуры изображения частей парохода:
![]() | 4. Выложи из набора те геометрические фигуры, которые на изображении и выложи из них машину.
![]() ![]() |
Продолжение табл.
![]() ![]() ![]() |
Продолжение табл.
Как убрать три спички, чтобы остался один треугольник?
Задание 7. «Квадрат».
1. Выложи из спичек квадрат. Возьми одну спичку и положи её так, чтобы из квадрата получилось два треугольника.
2. Сколько геометрических фигур ты видишь?
Задание 8.
1. Рассмотри фигуру.
2. Назови их. Сколько треугольников? Сколько ромбов? Сколько трапеций? Покажи их.
![]() | |||
Май | |||
Тема: «Новые фигуры». Задачи: – учить составлять новые фигуры из имеющихся более точно выделять геометрическую фигуру в окружающем; | Раздаточный материал: треугольники разной конфигурации,
![]() | Задание 1. «Сотвори чудо». 1. Рассмотри треугольники разной конфигурации. Покажи углы, стороны. Посчитай углы, стороны. Скажи, чем похожи фигуры, чем нет. 2. Выложи из спичек (палочек) такие же. 3. Из каждой выложенной фигуры «сотвори чудо», придумай новую фигуру. Дай её свое название. |
Продолжение табл.
– развивать различительную способность при раз-личении треугольников в четырехугольниках; – развивать зрительное внимание, воображение, проявление фантазии | тов четырехугольников (2 экземпляра) на каждого ребенка,
![]() | Задание 2. «Разрежь фигуры».
1. Рассмотри фигуры. Назови их одним словом. (Четырех-угольники.)
2. С помощью линейки и фломастера проведи диагонали. (Педагог объясняет детям, что вершины углов можно соединять диагональной линией. Эта линия называется диагональ. Дети показывают вершины углов, размещая от них линейку, проводят диагональ.)
3. Что получилось с четырехугольниками?
![]() |
Продолжение табл.
(Дети используют второй экземпляр силуэтов четырех-угольников для сравнения. Могут выполнять задание путем наложения треугольников на образец, но желательно самостоятельно с помощью сравнения на глаз.) Задание 4. «Найди и назови». Педагог загадывает детям загадки. Дети отгадывают их и находят предмет, о котором была загадка, описывают его форму, цвет, место положения. 1. Что за чудо самобранка, Белоснежная убранка, Чашки, ложки, все на ней Она ждет к себе гостей. (Скатерть на столе.) Чевычелова Е. Примерные ответы детей: (Скатерть и стол прямоугольной формы, бывает и круглой, чашка – трапециевидной, ложки – овальной.) 2. Дожидаются ребят Куклы, мишки, сто солдат. Аккуратно все стоят, Где же их у нас хранят? (Шкаф для игрушек.) Чевычелова Е. (Шкаф – прямоугольной формы. Дети объясняют, где стоит шкаф для игрушек, какой он формы и т. д.) |
Окончание табл.
3. Тишина, а они стучат И не как не замолчат. Тик и так, тик и так Не умолкнут, ну ни как. (Часы.) Чевычелова Е. (Дети находят часы, описывают их цвет, форму, место нахождения.) Задание 5. «Выложи узор». Дети из геометрических фигур выкладывают разнообразные узоры по образцу, по памяти, по своему воображению. Практическая работа. 1. Обводка геометрических фигур по трафарету, через аппарат для обводки, кальку. 2. Составление цветов из треугольников разной конфигурации. 3. Рисование геометрических фигур фломастерами, карандашами, кистью, на мокром песке палочками. 4. Аппликация на тему «Растение» с использованием геометрических фигур. 5. Конструирование с использованием объемных геометрических тел |