Общество — это весьма сложный объект для социально-философского исследования. Так же непросто изучать и историю, которая представляет собой процесс смены форм и состояний общественной жизни, движение и развитие общества в социальном времени и социальном пространстве. История — это ведь прошедшее (вчера, позавчера), которое уже никогда не откроется перед нашим взором во всем своем.живом и неповторимом многообразии.
В истории социальной философии возникли и сформировались две мировоззренческие позиции, два основных подхода к исследованию общественной жизни. Это — подход в рамках философского идеализма ("линии Платона") и подход в философском материализме ("линии Демокрита")*. (* Эти древнегреческие философы символизируют собой распад античной философии в связи с противоположным решением так называемого "основного" вопроса философии ("Что первично: материя или же сознание?").
Они в корне отличаются ответом на вопросы о сущности общества, источниках и механизмах его функционирования и развития.
Суть первого подхода ("линия Платона") заключается в полагании того, что основную роль в общественной жизни якобы играет духовное начало в различных его формах. "Разум правит миром", — так предельно кратко сказал об этом древнегреческий философ Анаксагор. В соответствии с таким подходом и сам человек рассматривается как существо исключительно духовное, носитель религиозных, нравственных и т.п. качеств. Для сторонников "линии Платона" (Фома Аквинс-кии, Г.Гегель и др.) духовное начало ценится несравненно выше материального, и поэтому особое внимание обращается на исследование форм общественного сознания (религия, мораль, искусство и др.), внутреннего мира самого человека. Полагается, что особую роль в истории общества играют так называемые "исторические" личности, которые якобы знают тайны и внутренний смысл истории, ее божественный замысел. Основными в рамках философского идеализма являются такие понятия, как "сознание", "душа", "Бог", "любовь" и т.п.
Суть второго подхода ("линия Демокрита") к исследованию общества и его истории состоит в признании того простого и очевидного факта, что люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное производство. Эта деятельность является истоком и основой всей общественной жизни. В основном, на ее базе складывается общественное бытие как система отношений между людьми и социальными группами, все устройство общественной жизни. Материальное производство — это субстанция общественной жизни и движущая сила истории, которая (субстанция) оказывает определяющее и всестороннее влияние на общественный организм. Что же касается духовной жизни во всех ее формах и проявлениях, то она есть отражение, т.е. порождение общественного бытия людей. С точки зрения философского материализма, духовный фактор ("духовные производительные силы", по определению К.Маркса) весьма активно участвует в историческом процессе. Однако он все же не является основной причиной развития общества. Считается, что выдающиеся личности накладывают печать собственной воли и характера на ход событий в обществе и даже на портрет ("физиономию", по выражению Г.В.Плеханова) эпохи, но основную роль в истории все же играют трудящиеся, народные массы. Основными в рамках "линии Демокрита", как теоретического подхода к познанию общества, являются такие понятия, как "труд", "материальное производство", "классы", "народ", "социальная революция".
Определенное место в истории социальной философии нашел натурализм — принцип исследования, который полагает определяющую роль природной среды в функционировании и развитии общества (Ш.Монтескье и др.). Существуют также учения, в основе которых лежит психологизм — принцип исследования, подчеркивающий особую роль человеческой психики в общественной жизни (3. Фрейд и др.).
Соответственно, общество рассматривается как среда, в которой люди проявляют свои естественные инстинкты, страсти и эмоции. Во второй половине XX в. получил распространение технократизм — подход к исследованию общества, преувеличивающий роль техники и технологий в его существовании и развитии (А.Тоффлер и др.).
В рамках отечественной социальной философии в советский период ее истории господствовал так называемый формационный подход к исследованию общества и его истории. Он сформировался в классическом марксизме XIX в. и развивал основные положения философского материализма. В названном подходе центральным является понятие общественно-экономической формации, сформулированное в свое время К.Марксом. Под ней понималось общество, взятое в единстве всех его сторон и существующее на основе конкретно-исторического способа материального производства. Формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая) рассматривались как ступени восходящего (прогрессивного) развития человечества. Формационный подход выполнял в марксизме задачу прежде всего, обоснования идеи коммунизма как якобы неизбежной и высшей стадии в истории человечества, некоего "царства свободы". Однако эта теоретическая позиция наряду с рядом достоинств имеет и ряд существенных недостатков, что особенно очевидно в наше время.
Формационный подход спрямлял и тем самым упрощал исторический процесс, сводя все его богатство и многообразие лишь к простой схеме "пятичленки" (выделение пяти формаций), по высказыванию Г.В.Плеханова. История становилась похожей на некий локомотив, пассажиры которого безмятежно ожидают прибытия на конечную остановку. Но ведь в своей действительности история отнюдь не есть, говоря словами Н.Г. Чернышевского, "тротуар Невского проспекта"*. Она идет через поля — то пыльные, то грязные, то через болота, а то и через дебри и т.д., являя собой весьма противоречивый, и отнюдь не линейный характер. (Как заметил Г.Гегель, история не есть арена для счастья).
В марксизме история единого человечества умозрительно была разделена на так называемую "предысторию" (до коммунизма) и "подлинную историю" (коммунизм). Социалистическая революция рассматривалась как скачок в "светлое будущее", а само это будущее воспринималось как завершение истории, ее заключительный пункт. Соответственно, в капитализме видели лишь тормоз общественного развития, который подлежит революционному уничтожению, а все, связанное с ним, —это лишь досадный "пережиток прошлого", который непременно следует устранить, не останавливаясь даже перед применением революционного насилия.
Формационное учение подчеркивало особую роль экономического фактора в истории общества — труда, материального производства, техники и технологии. Вообще, понятие труда является исходным и основным в этом подходе, что выражает дух индустриального общества. Человек здесь — преимущественно лишь экономический человек. Тем самым, не раскрывалась в полной мере вся человеческая субъективность, психология людей, их религия и мораль, традиции и обычаи. По сути дела, формационный подход был теорией обезличенной истории, ее макроанализом. А ведь история общества и есть не что иное, как многообразная деятельность человека как живого существа, история его исканий и переживаний, обретений и утрат.
Конечно же, формационный подход к пониманию сущности общества и его истории имел и ряд позитивных сторон. К их числу относятся идея системного характера общества, принцип историзма в его исследовании, высокая оценка роли материального производства и трудящихся масс в истории. Однако в настоящее время он уже во многом не отвечает современным требованиям из-за схематизации исторического процесса и своего утопизма, недооценки новых факторов общественного развития. Поэтому в последние годы в отечественной социальной философии все более активно утверждается так называемый цивилизационный подход к пониманию общества и его истории. Важнейшие идеи этой теоретической позиции состоят в следующем.
Для исследования общества и его истории в этом случае применяется прежде всего понятие ^цивилизация". В социальной философии оно имеет несколько основных смысловых значений. Во-первых, цивилизация рассматривается как некий социально-культурный организм, сложившийся на основе отдельного народа или региона планеты —русская, индийская, европейская цивилизации и т.д. Во-вторых, под цивилизацией принято понимать ту ступень всемирной истории человечества, которая закономерно пришла в свое время на смену дикости и варварству человечества и стала "естественным" ("гражданским") состоянием общества. И в-третьих, цивилизация — это крупная эпоха (стадия) в истории человечества, символизирующая становление и прогрессивное развитие человека как деятеля и творца истории. Эта эпоха имеет свои специфические признаки и черты, а ее основным содержанием является культура во всех ее проявлениях. Именно в этом значении мы чаще всего и будем употреблять данное понятие для исследования общества и его истории.
В отличие от общественно-экономической формации, понятие цивилизации являет собой степень развития всего общества, а не только лишь его экономической сферы. Соответственно, оно показывает, насколько человек сумел в своем становлении и развитии выйти за пределы чисто животного состояния. Понятие цивилизации применяется для человеческого измерения общественной жизни и исторического процесса, и человек здесь — это универсальный человек. С помощью этого понятия общество рассматривается как мир, где человек самореализует себя в различных формах творчества, раскрывает свои сущностные силы. В связи с этим в цивилизационном подходе большое познавательное значение имеет понятие "деятельность". История в таком случае рассматривается как деятельность человека в разнообразных формах ее проявления (не только материальное производство, но и политическое участие, художественное творчество, религиозные верования и т.д.).
Следует заметить, что теория цивилизации не противостоит, а дополняет имеющиеся в формационном учении положительные стороны. Однако она делает акцент не на социально-экономической, а на человеческой (антропологической) стороне исторического процесса, и рассматривает эту сторону всесторонне, во всех аспектах. Без такого измерения истории невозможно объяснить и проследить появление в истории инноваций (новизны), которые наполняют общественную жизнь более жизнеспособным, культурным содержанием. Потребности и интересы, цели и идеалы живых людей есть побудительные силы их деятельности, реальные пружины исторического процесса» При цивилизационном подходе история предстает как органическое единство объективного (застывшая деятельность) и субъективного (живая деятельность), стабильного и изменчивого. Исторический процесс раскрывается как взаимосвязь и переплетение общего (логика развития производительных сил) и особенного (своеобразие в развитии отдельных стран и регионов, народов и конкретных эпох).
Для того чтобы представить общую логику (последовательность) исторического процесса как социокультурного в основе своей явления, необходимо выделить основные исторические типы цивилизаций. Назовем их и укажем на их важнейшие признаки и черты.
Собирателъская (присваивающая) цивилизация вбирает в себя весьма длительный период становления человека как существа разумного и деятельного. Она была основана преимущественно на использовании готовых продуктов ("даров") природы. Здесь человек находился едва ли не в полной зависимости от природы, ее сил, капризов и тайн.
Аграрная цивилизация возникла и существовала благодаря использованию людьми простых орудий труда и приручению животных, эмпирическому познанию, господству мифов и религии. Она олицетворяла собой первые ростки власти человека над природой, переход к производящей деятельности.
Промышленная (индустриальная) цивилизация стала зарождаться в Европе примерно в середине XVIII столетия. В ее основе лежит рациональное восприятие мира и применение научного знания, машин и иных технических устройств, т.е. индустриальный труд. Перекладывая на машины ряд своих естественных функций, человек резко расширил степень своей свободы и диапазон возможностей, вторгся в природную среду. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального пространства, ускорил темпы развития истории.
Постиндустриальная цивилизация в виде отдельных очагов стала зарождаться во второй половине XX в. на волне современной научно-технической революции. Она основывается на принципиально новых ("высоких") технологиях — ядерной, информационной, космической и иных. Здесь человек выполняет уже в основном функции контролера по отношению к машинам и техническим устройствам ("техносфе-ра"), а его деятельность постепенно начинает обретать космические масштабы.
При изучении общества нередко применяют и другие типологии цивилизаций. Так называемая западная ("европейская") цивилизация основана на частной собственности и автономности индивида, рациональном знании и интенсивном промышленном производстве, высоких темпах прогресса. Напротив, для восточной ("азиатской") цивилизации характерны созерцательность в познании, экстенсивное производство, приспособление к природе и общинный образ жизни, большая роль обычаев и традиций. Эти два типа цивилизаций символизируют собой принципиально разные уклады жизни людей, характер их общественного сознания и механизмы развития.
Очевидно, что цивилизационному подходу присущ антропологизм, т.е. восприятие истории как многогранной деятельности человека. Сама цивилизация предстает в таком случае как совокупность всех результатов и достижений в деятельности человека, который является субъектом исторического творчества.
Специфическим социокультурным организмом является русская цивилизация. Россия — это огромный мир, находящийся на стыке двух континентов, на пересечении различных потоков мировой истории и культуры ("Востоке-Запад", по определению Н.А.Бердяева). Русская цивилизация в своей действительности —это своеобразный ментали-тет*( *Под менталитетом принято понимать устойчивые социально-психологические черты индивида, социальных групп и общества в целом.) традиции и верования, способы хозяйствования, образ жизни, политическая культура и особая роль государства, строение души и мышления человека, язык. Своеобразна и история России, в которой нашлось место прогрессу и застою, бунту и покорности, но больше всего в этой истории неуемного стремления россиян к преобразованию своего бытия и неукротимой устремленности в будущее, стремления к Правде и высокому социальному идеалу.
Исторический процесс представляет собой определенную последовательность мировых событий, которые происходят во времени (эпохи) и в определенном пространстве (развитие отдельных стран и регионов). История человечества — это громадный и неисчерпаемый поток событий, чем-то напоминающий канат из тысяч нитей, длинных и коротких, прочных и хрупких. Историю можно также сравнить и с рекой, в которой сосуществуют различные, нередко разнонаправленные, в том числе и скрытые от наблюдения потоки и движения. В истории общества все органично переплетено и все взаимодействует. В каждой капельке потока истории сплетены воедино Прошлое, Настоящее и Будущее, уходящее и приходящее. Что же представляет в этом смысле современное российское общество?
Говоря об этом, заметим вначале, что прежнее советское общество сложилось и существовало как тоталитарное. В своей действительности это означало полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, включая и личную жизнь человека, его внутренний мир. То был так называемый "казарменный", или "административный" социализм. В таком обществе всегда существует отчуждение человека, т.е. его несвобода, порабощение обществом и государством. Экономическое отчуждение в советском обществе проявлялось в отстранении человека от собственности и результатов собственного труда. Отчуждение крестьян от земли проявилось в утрате ими качеств хозяина и труженика, в варварском отношении к окружающей природе. Политическое отчуждение означало строго ограниченное и контролируемое участие людей в публичной политической жизни, в формировании ими органов государственной власти и управления. Духовное отчуждение вело к кризису морали и нравственности, распаду высокой культуры и распространении лжи, бездушия и цинизма. Тоталитарному обществу были присущи и такие негативные явления, как преследование инакомыслящих ("диссидентов"), милитаризация общественной жизни и отсутствие легальной рыночной экономики, культ правящей личности.
Совокупным результатом отчуждения человека стал всесторонний кризис самого способа (образа) жизни людей, устоев общества и его институтов. Определенные достижения в социально-экономической и культурной сфере если и достигались, то лишь огромной социальной ценой (например, за счет бездумного использования природных ресурсов).
В 1985 г. наступил медленный, противоречивый и очень трудный переход от тоталитаризма к более разумному общественному устройству. Началась перестройка, а затем и более радикальные реформы.
В связи с этим современное российское общество — это общество переходного типа. В нем существует острое противоречие между основами рождающейся, но еще несовершенной демократии, и остатками (реликтами) побежденного, но не преодоленного негативного наследия прошлого. Посттоталитарное общество, каким сейчас является Россия, всегда очень быстро и без сожаления отвергает свое прошлое. Но, увы, оно слишком медленно осваивает и накапливает более ра-- зумное новое. В названном нами выше противоречии коренятся источники многих нынешних проблем, например — социальной и политической нестабильности, торможения реформ, межнациональных конфликтов. Но в этом же противоречии имеются источники и возможности для его разрешения — идейные, социальные, политические и иные, —разрешения в пользу новой жизни. Если быть оптимистом, то можно сказать (пусть даже и с оговорками), что основным вектором движения современного российского общества является постепенное преодоление наиболее острых проявлений отчуждения человека и обретение им большей степени свободы.
В философии рассматривается ряд других проблем общественной жизни, имеющих большое мировоззренческое значение. Философия истории пытается постигнуть источники развития общества, находя их в тех или иных противоречиях (между обществом и природой, между отдельными сферами общества, между социальными группами и т.д.). На развитие общества очень большое влияние оказывают потребности, интересы и цели людей, являясь внутренними "пружинами" их действий и устремлений. Развитие общества — это всегда взаимодействие сознательного и стихийного, объективного и субъективного, национального и общечеловеческого начал. Исторический процесс протекает в разных формах — таких, как революции и эволюции, подъемы и спады, застои и прорывы вперед.
Для философии важно также постигнуть смысл человеческой истории, ее внутреннюю "тайну" и призвание. Какое значение имеет история человечества? — На этот вопрос нельзя отвечать, не раскрывая "человеческое" содержание исторического процесса. Что такое история: цепь событий? деятельность государства? борьба интересов? История, в подлинно философском ее понимании — это вечное становление человека в качестве человека как существа всегда незавершенного и поэтому устремленного в неопределенную и таинственную бесконечность. В истории было начало, но у нее, будем надеяться, не окажется завершения, и в силу этого каждый человек сможет проявить себя в ней, исполнить свое собственное призвание и долг.
Итак, общество представляет собой продукт взаимодействия людей, систему их многогранной духовно-практической деятельности. Оно существует тогда и только тогда, когда есть и действуют живые, целеустремленные люди. Общество — это мир деятельности Человека, реальность, которая всегда имеет конкретно-исторические очертания.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
1. Барулин В.С. Социальная философия. — М., 1993.
2.Белик А. П. Социальная форма движения. Явления и сущность. — М.. 1982.
3.Батенин С.С. Человек в его истории. —Л., 1976.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории. —М., 1990.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.
6.Ивин А.А. Введение в философию истории. — М., 1997.
7.Кареев Н.И. Общий ход всемирной истории. Очерки главнейших исторических эпох. — М., 1993.
8.Келле В.Ж., Ковальэон М.Я. Теория и история: (Проблемы теории исторического процесса). — М., 1981.
9. Крапивенский С.Э. Социальная философия. —Волгоград, 1996.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология// Собр. соч. Т. 3.
11. Межу ев В.М. Культура и история. — М., 1981.
12. Основы социологии. — М., 1993.
13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.— М., 1992.
14. Социальная философия. Хрестоматия. — М., 1994.
15. Тойнби А.Дж. Постижение истории. — М., 1991.
16. Философия истории в России. Хрестоматия.. — М., 1996.
17. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. — М., 1993.
18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.