Развитие зрительного восприятия величины




Кол-во часов Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
       
Сентябрь
  Тема: «Сопоставление предметов по длине». Задачи: – упражнять в зрительном сравнении предметов разной длины; – закреплять навык ран-жирования 10 предметов по длине в убывающей последовательности; – учить измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки; – развивать зрительный анализ, внимание, память Раздаточный материал: натуральные овощи, фрукты разной величины (огурцы, баклажаны, кабачки, цукини), полоски разной длины и цвета, карточки с изображением овощей, фруктов разной величины (два одинаковые), фланелеграф, ножницы Задание 1. На столе фрукты (овощи). 1. Рассмотри, сравни, найди отличие (по длине). 2. Разложи овощи (фрукты) по величине в убывающей последовательности (возрастающей). Сделай вывод (по длине). Задание 2. «Кто быстрее». На столе кабачки (баклажаны) разной величины. По сигналу дети раскладывают овощи по величине. Объясняют свои действия (по длине). Задание 3. «Измеряем столы». Дети измеряют условной меркой длину, ширину столов. Сравнивают величины, находят и объясняют одинаковые измеренные стороны столов. Задание 4. На столе овощи (фрукты), выложенные в ритмической последовательности. Дети рассматривают, сравнивают. Педагог накрывает овощи (фрукты). Дети по памяти выкладывают сериационный ряд, объясняя свой выбор (по длине). Задание 5. «Одинаковые овощи, фрукты». На столе овощи, фрукты разной длины (морковь, баклажаны, кабачки, цукини).

Продолжение табл.

       
      Дети рассматривают, сравнивают, находят отличия. Отбирают одинаковые по величине (по длине). Задание 6. «Найди пару». На карточке изображение овощей (фруктов). Дети находят одинаковые по длине и соединяют фломастером. Задание 7. На фланелеграфе сериационный ряд из полосок разного цвета и длины. Дети рассматривают, сравнивают, находят отличия. Делают вывод
Октябрь
  Тема: «Длинные и ко-роткие». Задачи: – учить находить на ощупь предметы заданной длины; – упражнять соотносить предметы по длине зрительно (длиннее, короче, чем образец); Раздаточный материал: палочки Кюизенера, маски для глаз (индивидуальные), чудесный мешочек, карточки с изображением полосок (внутри силуэтное и контурное изображение), фломастер, листы разной длины Задание 1. «Найди такую же». Дети рассматривают палочки. Затем закрывают глаза масками, находят на ощупь палочки по инструкции педагога: «Найди самую короткую, самую длинную, такую же». Задание 2. «Найди пары». На карточках в контурном и силуэтном изображении находят пару одинаковых палочек и соединяют фломастером. Объясняют свои действия.

Продолжение табл.

       
  – развивать мышление детей   Задание 3. «Длинные и короткие предметы». Дети измеряют лентами (палочками, полосками, линейками) предметы; находят предметы длиннее, короче лент (палочек, полосок, линеек). Самый внимательный получает приз. Задание 4. «Измени полоски». Дети измеряют длину трех полосок (полоски желтая, зеленая, синяя). Педагог предлагает изменить длину полосок ножницами (короче, длиннее). (Желтая стала короче синей, но длиннее зеленой.) Затем сравнивают полоски между собой. Задание 5. «Найди одинаковые ленты». На фланелеграфе 10 лент разной длины (две пары одинако-вые). На расстоянии 1 м дети рассматривают их, сравнивают, находят отличия и одинаковые ленты. Проверяют свой выбор. Практическая работа. «Закрась ленточки».

Продолжение табл.

       
      – Какая самая длинная? – Какая самая короткая?
Ноябрь
  Тема: «Ширина». Задачи: – упражнять в зрительном соотнесении предметов разной ширины; – формировать умение пользоваться схемой при построении ряда из объектов разных по ширине предметов; – развивать глазомер Раздаточный материал: шарфы разной ширины (8 штук), параллелепипеды разные по ширине, схема построения ряда, условные мерки: линейки, полоски, палочки для измерения предметов, коробки разной ширины (4–5 штук); три полоски одинаковой ширины; ножницы, фломастер, фланелеграф, 10 полосок разной ширины; краски, кисти, вода; три контурных изображения шарфиков разной ширины: Задание 1. «Чем отличаются?». На столе восемь шарфов разной ширины. Дети называют самый узкий (широкий) шарф. Проверяют правильность выбора. Задание 2. «Построй ряд по схеме». У детей схема построения ряда и параллелепипеды. По схеме выстраивают ритмический ряд. Проверяют друг у друга правильность выполнения задания. Задание 3. «Найди широкие и узкие предметы». Дети линейкой (полоской, палочкой) находят самые широкие предметы (узкие). Кто больше найдет, тот победитель. Задание 4. «Измерь ширину коробок». 1. Покажи длину коробки. 2. Покажи ширину коробки. 3. Покажи высоту коробки. 4. Измерь коробки условной меркой (мерки у всех одина- ковые). Правила измерения ширины: – от нижнего угла вверх, делая отметку карандашом на конце мерки; – перемещать мерку точно от отметки; – перемещать мерку, не забывая считать количество прикладывания меркой.

Продолжение табл.

       
      Затем сравнивают ширину коробок. Задание 5. «Измени ширину полоски». 1. Рассмотри полоски. 2. Измени так ширину полосок, чтобы красная стала уже зеленой, но шире голубой. Дети делают отметки на полосках. Затем отрезают лишние кусочки. Делают вывод. Задание 6. «Найди пары». На фланелеграфе 10 полосок разной ширины. Дети рассматривают их на расстоянии 1 м, сравнивают, называют отличия. Находят две пары одинаковых. Проверяют правильность выбора способом наложения. Задание 7. Задачу озвучивает педагог. На витрине магазина висят три шарфика. Красный уже синего, синий уже зеленого. Какой шарфик был самым узким? После решения задачи, дети раскрашивают шарфики красками (фломастером)
Декабрь
  Тема: «Сравниваем ширину». Задачи: – упражнять в сравнении предметов разной шири-ны на ощупь; Раздаточный материал: 10 широких и 10 узких коробок (одна коробка средней ширины); ширма, набор из 10 дощечек разной ширины; салфетка, повязки для глаз(индивидуальные); 5 широких Задание 1. «Чем отличаются?». Набор дощечек под салфеткой. 1. Определи на ощупь, чем отличаются дощечки. 2. Найди самую широкую. Положи слева от себя. 3. Найди самую узкую и положи справа. 4. Сравни предметы между собой.

Продолжение табл.

       
  – совершенствовать осязательное восприятие; – формировать умение схематично изображать ряд из предметов разной ширины в ритмической последовательности, локализовывать пары объектов из нескольких изображений в контуре и силуэте; – учить изменять ширину полосок по словесной инструкции педагога; – развивать зрительную память и 5 узких полосок (одна полоска средней ширины); карточки шарфы два одинаковых по ширине, один узкий Задание 2. «Выложи ряд». На столе ряд коробок разной ширины, заданным педагогом. 1. Рассмотри и выложи такой же ряд из узких и широких полосок. 2. Назови величину полоски в ряду. 3. Проверь ритмичный ряд. Задание 3. «Запомни и выложи так же». Педагог меняет ритмический ряд коробок. 1. Рассмотри ритмический ряд (20–30 с). 2. Построй из полосок ряд по памяти, проверь правильность выполнения, сравни чередование коробок и полосок между собой. Затем усложняется задание. Вносится коробка средней ширины. Задание 4. «Вставь окошки». На карточке шесть домиков с контурами окон разной ширины и силуэтные изображения данных окон. Рассмотри дома и вставь окна. Задание 5. «Измени ширину полосок». У детей четыре разноцветные полоски одинаковой вели- чины. 1. Измени ширину полосок так, чтобы красная стала самой узкой, желтая – самой широкой, зеленая – шире, но уже синей, а синяя – шире зеленой, но уже желтой. Задание выполняется поэтапно. Сначала определяют цвет и самую широкую полоску, отложив её в сторону (её изменять не нужно.) Затем определяют самую узкую, проведя

Продолжение табл.

       
      линию среза фломастером. Сравнивают зеленую с красной и синей, намечают линию среза на середине полоски. Затем так же сравнивают синюю полоску с зеленой и красной, определяют линию среза ниже середины полоски. Срезают лишний кусочек. Выкладывают полоски в ряд в возрастающей последовательности. Задание 6. «Реши задачу». У Тани, Кати и Лены были две широкие ленты и одна узкая. У Тани и Кати были одинаковые ленточки. У кого была узкая ленточка? Варианты ответов: а) у Тани; б) у Кати; в) у Лены. Задание 7. «Раздай шарфы детям». Рассматривание шарфов разной величины. – Леше – широкий, Свете – узкий, Коле – такой, как у Леши.
Январь
  Тема: «Сравниваем высоту». Задачи: – упражнять в сравнении предметов по высоте зрительно, соотнесение предметов по высоте; – развивать зрительное внимание, память; Раздаточный материал: цилиндры разной высоты (6 штук высоких и 6 штук низких); условные мерки – палочки разной высоты (как цилиндры); подставка с десятью отверстиями для палочек разной высоты (диаметр палочек и отверстий одинаковый); ширма; набор из 10 палочек разной высо- Задание 1. «Чем отличаются?». 1. Рассмотри подставку с отверстиями (в них хаотично вставлены палочки разной высоты). 2. Сравни, найди отличие. (Педагог закрывает подставку ширмой.) 3. Вспомни, какого цвета самая высокая палочка, низкая. 4. (Педагог убирает ширму.) Назови цвет палочек, которые ниже желтой, выше синей и т. д.

Продолжение табл.

       
  – закреплять умение строить сериационные ряды в убывающей последовательности; – учить находить ошибки, допущенные в построении сериационного ряда; – упражнять в выборе предметов разной высоты по заданному образцу – мерке в большом пространстве, развивать глазомер ты (диаметр палочек и отверстий одинаковый); маски для глаз; карточки с изображением ритмического ряда (с ошибкой); набор из высоких шести цилиндров и шести низких; домики разной величины (высокие и низкие); конструкторы. Образец схемы задачи: 5. Сравни одну из палочек с соседними, со всеми предыдущими и последующими. Задание 2. «Кто быстрее построит ряд». У детей подставка с отверстиями и набор палочек разной высоты и цвета. 1. Построй ряд по схеме в возрастающей последовательности (убывающей). 2. Назови высоту каждого элемента в ряду. Задание 3. «Запомни и выложи так же». На столе ритмический ряд из цилиндров разной высоты. 1. Рассмотри ряд, запомни. 2. Выложи аналогичный ряд по памяти, на ощупь. 3. Сравни ряды. Задание 4. «Найди ошибку». Карточки с ритмическим рядом из предметов разной высоты, в них ошибки. 1. Рассмотри образцы и найди ошибку. 2. Разложи цилиндры правильно с учетом исправления ошибки на образце. Задание 5. «Расставь домики по высоте». «Расставь матрешки по высоте». «Построй башенки разной величины, начиная с самой низкой». Объясни свои действия.

Продолжение табл.

       
      Задание 6. «Кто быстрее найдет». По мерке (ленточке) дети находят предметы выше или ниже мерки. Затем – предметы, равные мерке. Победитель получает приз. Задание 7. «Реши задачу». Клепа выше Степы, но Клепа не выше Кнопы. Кто ниже всех? Варианты ответов: а) Клепа; б) Кнопа; в) Степа
Февраль
  Тема: «Измеряем высоту». Задачи: – закреплять умение классифицировать предметы разной высоты на ощупь; – развивать умение зрительно соотносить пред-меты по высоте, закреп-лять знания правил измерения с помощью условной мерки; – учить строить ритми-ческий ряд из предметов разной высоты на ощупь, находить и исправлять Раздаточный материал: пять пар цилиндров разной высоты (разность 1–2 см); десять цилиндров (четыре высоких, три средней, три низких); маски для глаз; условные мерки для измерения; подставка с отверстиями для цилиндров (диаметр отверстия равен диаметру цилиндров); два набора из цилинд-ров разной высоты (высокие, средние, низкие) Задание 1. «Раздели на группы». 1. Рассмотри цилиндры. 2. Разложи цилиндры на ощупь на три группы (низкие, средние, высокие). 3. Проверь правильность выполнения задания, сняв маску для глаз. Задание 2. «Найди пару по условной мерке». 1. Рассмотри пять пар цилиндров разной высоты. Сравни их. Найди отличие. 2. Найди пару цилиндров по условной мерке. 3. Проверь правильность своего выбора с помощью условной мерки. Задание 3. «Определи высоту мебели». 1. Определи высоту шкафа (кровати, стола и т. д.) на глаз. 2. Определи высоту мебели с помощью условной мерки.

Продолжение табл.

       
  ошибки в схемах и реальных образцах; – развивать глазомер, логическое мышление   Задание 4. «Исправь ошибку в схеме». 1. Рассмотри ритмический ряд из цилиндров одного цвета разной высоты. 2. Определи закономерность в расположении цилиндров на ощупь. (Ряд с ошибкой.) Найди ошибку, исправь её. 3. Рассмотри схему. Найди ошибку. Задание 5. «Запомни и выложи так же». 1. Педагог меняет местами цилиндры. (Дети не видят.) 2. Определи и запомни расположение нового ритмического ряда и выложи такой же из другого набора цилиндров на ощупь. 3. Сняв маски, дети проверяют правильность построения ряда. Задание 6. «Найди лишний предмет». 1. Рассмотри карточку ритмического ряда из одиннадцати разноцветных цилиндров разной высоты. 2. Найди лишний.

Продолжение табл.

       
      Задание 7. «Реши задачу». Оля не ниже, чем Лена. Лена не ниже, чем Катя. А Ира выше Оли. Кто выше всех? Варианты ответов: а) Оля; б) Лена; в) Катя; г) Ира.
Март
  Тема: «Длина, высота, ширина». Задачи: – упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте зрительно; – совершенствовать умение находить одинако- Раздаточный материал: десять брусков разной величины (ширины, длины, высоты); карточка-схема с изображением сериационного ряда; карточка с изображе-нием трех разноцветных брусков разной величины; три полоски из разноцветной бумаги одина- Задание 1. «Чем отличаются бруски». 1. Рассмотри бруски. 2. Сравни бруски. (Первый брусок длиннее, выше, шире второго.) 3. Замени один брусок на другой, равный по длине. (Бруски равной длины, но разной ширины и высоты.) 4. Аналогично педагог предлагает поменять один из брусков на брусок равной высоты (ширины).

Продолжение табл.

       
  вые по величине предметы с расстояния 1 м, развивать глазомер; – формировать умение производить изменение величины предметов по словесной инструкции педагога; – тренировать в совмещении трех сериационных рядов разной длины, ширины, высоты предметов, в нахождении пропущенного элемента в ряду; – развивать зрительное внимание, логическое мышление ковой величины; ножницы; фломастер Задание 2. «Кто быстрее». 1. Рассмотри десять брусков разной величины и карточку- схему. 2. Сравни их. 3. Определи отличия. 4. Разложи по порядку, как на схеме. 5. Назови величину каждого элемента. 6. Найди самый длинный (короткий) брусок в каждом ряду. 7. Найди самый высокий (низкий) брусок в каждом ряду. Назови его порядковый номер, который он занимает. Задание 3. «Найди такой же брусок». 1. Дети рассматривают по одному бруску с расстояния 1 м. 2. Найди такой же в своем наборе. 3. Проверь свой выбор способом наложения или прило- жения. Задание 4. «Кто больше увидит отличий». 1. Рассмотри карточки с изображением трех разноцветных брусков разного размера. 2. Назови их отличительные признаки (цвет, длину, ширину, высоту). Внимание уделяется не точное определение размерных отношений – длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже.

Продолжение табл.

       
      Задание 5. «Измени полоски». 1. Рассмотри три разноцветные полоски одинаковой вели- чины. 2. Оставь зеленую без изменения (она должна быть самой длинной и широкой). 3. С помощью ножниц сделай так, чтобы синяя стала самой узкой и короткой, а красная уже и короче зеленой, но шире и длиннее синей. 4. Выложи полоски в ряд. Определи их величину относительно друг друга. Задание 6. 1. Рассмотри три набора брусков. (Один набор – бруски разной длины, другой – разной ширины, третий – разной высоты.) 2. Выложи в ряд бруски с самого длинного (одного бруска в ряду нет). 3. Найди место недостающему бруску. 4. Разложи бруски разной ширины по порядку. 5. Разложи бруски разной высоты по порядку. Объясни свои действия. Задание 7. «Реши задачу». У Гали, Ларисы, Нины и Наташи было три длинных ленты и одна короткая. У Нины и Гали были разной длины ленты, а у Ларисы и Нины – одинаковой. У кого была короткая лента? Варианты ответов: а) у Гали; б) у Ларисы; в) у Нины; г) у Наташи.

Продолжение табл.

       
     
Апрель
  Тема: «Задаем вопросы и отвечаем». Задачи: – развивать умение грамотно задавать вопросы о величине предметов, отвечать на них; – упражнять в определении закономерности расположения предметов на ощупь; – учить находить и исправлять ошибку в построении ритми- ческого ряда; – развивать глазомер; Раздаточный материал: три куба разного размера, цвета, книга, три игрушки разной высоты, условная мерка; подставка с десятью цилиндрами разной высоты (высокие, низкие); маски для глаз (индивидуальные); сюжетная кар-тина (изображено 3–4 предмета, в которой допущены ошибки (удаленные предметы изображены крупнее)); карточка, разделенная горизонтальной линией, вверху – цветные разномерные точки, расположенные хаотично Задание 1. «Вопрошайка». 1. Рассмотри кубы разного цвета и величины. 2. Задайте друг другу вопросы как можно больше о величине данных предметов. Задание 2. «Исправь ошибку». 1. Рассмотри цилиндры на подставке: разной толщины, разной высоты, построенные в ритмической последовательности (с ошибкой). 2. Надень на глаза маску. На ощупь определи ритмический рисунок. Найди и исправь ошибку. 3. Проверь правильность выполнения задания, сняв маску. Задание 3. «Определи величину предметов». 1. Рассмотри книгу. 2. Закрой глаза. 3. Покажи руками длину книги. (Ребенок разводит руками.) 4. Открой глаза, сравни, соответствует ли величина разведенных рук длине книги.

Продолжение табл.

       
  – совершенствовать способность зрительному анализу, локализации предметов по величине, цвету и количеству; – учить составлять задачи; – развивать логическое мышление 5. Закрой глаза и по памяти покажи руками ширину книги. 6. Открой глаза. Проверь. Задание 4. «Определи высоту». 1. Рассмотри игрушки на полу (разной высоты). 2. Определи высоту игрушек на глаз. 3. Определи высоту игрушек с помощью условной мерки. Задание 5. «Найди ошибку». 1. Рассмотри сюжетное изображение (3–4 предмета). 2. Найди ошибки. (Удаленные предметы изображены крупнее.) Объясни их. Задание 6. «Сколько нас». 1. Рассмотри карточки. 2. Соедини точки соответствующего цвета и размера с цифрой, обозначающей их точное количество вверху карточки. Задание 7. «Составь задачу». 1. Рассмотри карточку-схему. 2. Составь по ней задачу. (Например, У Кати три карандаша разного цвета и размера. Она взяла самый длинный карандаш, и он не голубого цвета. Какой карандаш выбрала Катя?)
Май
  Тема: «Загадки-описа- ния». Задачи: – закреплять умение составлять загадки- Раздаточный материал: предметы разной величины, сал-фетка, три игрушки разной ширины, условная мерка; игрушки, салфетки, две подставки с отверстия- Задание 1. «Узнай предмет». 1. Педагог рассказывает о предметах под салфеткой: из чего они сделаны, какой величины, для чего применяются. 2. Дети отгадывают. Кто первым отгадал, получает фишку. 3. Придумай загадку-описание о своем предмете.

Продолжение табл.

       
  описания о предметах разной величины; – упражнять в определении ритмического рисунка из предметов разной величины, нахождении пропущенного звена в сериационном ряду на ощупь; – закреплять умение определять величину предметов в большом пространстве, отражать это расположение и величину предметов в плане; – развивать зрительное внимание, глазомер; – закреплть знания о законах перспективы, умение применять их в практи-ческой деятельности; – развивать логическое мышление ми для палочек, десять палочек разной величины; условная мерка (карандаш); предметы-заместители (полоски бумаги разной ширины);фланелеграф; набор предметных изображений разной величины; карточки с изображениями разно-цветных точек разных по величине, расположенных хаотично; карточка-схема для составления задачи; маски для глаз (индивидуальные) Задание 2. «Вставь пропущенное звено». На столах по две подставки для палочек разной величины. На одной подставке ритмический ряд, где одно звено из двух элементов цепочки пропущено. На другой подставке – три варианта ответов, один правильный. 1. Определи на ощупь закономерность расположения эле- ментов. 2. Найди ответ на второй подставке. 3. Сними маску, проверь ответ. Задание 3. «Кто точнее». 1. Возьми условную мерку. 2. Закрой глаза и определи, сколько мерок уложится при измерении ширины стола. 3. Открой глаза, измерь данную величину условной меркой. 4. Уточни количество мерок. Задание 4. «Определи величину предметов и составь план». 1. Рассмотри на ковре три игрушки (в разных направлениях). 2. Определи ширину предметов на глаз. 3. Проверь ширину предметов условной меркой. 4. Составь план, используя предметы-заместители (полосок бумаги разной ширины) с учетом величины реальных игрушек. Задание 5. «Найди ошибку». 1. Рассмотри изображение предметов разной величины.

Окончание табл.

       
      2. Составь картину на фланелеграфе, опираясь на законы перспективы. (Чем ближе предмет, тем он больше. Чем дальше предмет, тем он меньше.) 3. Внеси ошибку в перспективу. (Дети меняются местами и находят друг у друга ошибки, исправляют их.) Объясняют свое решение. Задание 6. «Собери бусы». 1. Рассмотри изображение разноцветных бус (точек), расположенных хаотично. 2. Собери бусы так, чтобы ни одна бусинка не повторялась ни по цвету, ни по величине. Задание 7. «Составь задачу». 1. Рассмотри карточку-схему. 2. Составь по ней задачу. (Например: У лягушки три шляпы: большая, средняя и маленькая. Красная шляпа больше синей, но меньше желтой. Какого цвета каждая шляпа?)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: