Происхождение и существование человека




Введение

Человек жизнь эвдемонизм утилитаризм

Для чего я живу? Какова цель моего пребывания в этом мире? И многие другие вопросы о бытие человека, о его существовании, каждый человек наверняка задавал сам себе. Философия пытается дать ответ на эти насущные вопросы. На сегодняшний день вопросы о сущности и бытие человека очень актуальны. Каждый человек хочет найти ответ на свой вопрос «Для чего я живу?» В таком случае ставлю перед собой цель раскрыть сущность человеческого существования, смысл жизни и бытие человека.

Поставим перед собой следующие задачи для достижения цели:

) Дать определение сущности человека;

) Каково существование человека на земле, бытие человека;

) Каков смысл и назначение человеческого бытия. Жизнь и смерть.

В работе я использую теоретический метод исследования, в этом мне помогут учебники и учебные пособия по философии и философской антропологии, где рассматриваются труды известных психологов и философов таких как Б. Спиноза, Ницше, Л. Мамфорд, Франк и т.д.

 


 

Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность

Сущность и существование человека

 

Сущность человека не заключает в себе необходимого существования, т.е. в порядке природы является возможным как то, чтобы тот или другой человек существовал, так и то, чтобы он не существовал. Человек мыслит. Такие модусы мышления, как любовь, желания и всякие другие так называемые аффекты, могут существовать только в том случае, если в том же самом индивиде существует идея вещи любимой, желаемой и т.д. Но идея может существовать только в том случае, если бы никакой другой модус мышления и не существовал. Мы чувствуем, что некоторое тело подвергается различного рода действиям. Мы не чувствуем и не воспринимаем никаких других отдельных вещей, кроме тел и модусов мышления (Спиноза Б.) [3: с 213].

Человек - многоплановое, многогранное, весьма и весьма сложное явление жизни. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена, создавались раз личные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения. Человек - продукт природы, планетарно-космическое существо, он - результат эволюции всего живого. Влияние на его психофизическое состояние энергии Космоса, электромагнитных волн, радиации и др. воздействий огромно. Социум может существовать только в рамках природы. Отсюда следует, что гармония с природой - необходимое условие жизни человека. Вместе с тем человек зависит и от общественных отношений.

Сущность человека - это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой. Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность. Как явление человек богаче сущности, он - биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его - относительно стабильное - главное качество, второе - способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств [2: с. 59].

На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих:

. биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);

. психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);

. социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.).

Человек - представитель Homosapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало). Человек - это живая система. Следует отметить, что, с точки зрения марксистской концепции человека, социальной составляющей в этой триединой связи принадлежит приоритет как в филогенезе, так и в онтогенезе. Абсолютизация одной из сторон в оппозиции «биологическое-социальное», которая нередко формулируется как в частных науках о человеке, так и в философии, ведет либо к биологизаторству (социал-дарвинизм, фрейдизм, расизм и др.), смысл и назначение человеческого бытия либо к социологизаторству,что в обоих случаях вызывает определенные сомнения[2: с. 60 - 61].

 


Происхождение и существование человека

 

Возникновение человека на земле - это чудо. Прежде чем возник человек, возникла - жизнь. До сих пор не известно, была ли жизнь в виде спор занесена на Землю из космоса или возникла химическим путем. Но как бы то ни было, жизнь не должна была развиваться до уровня человека, она могла вполне существовать в виде грибов или плесени. Во Вселенной однако, нет такого однонаправленного развития в сторону усложнения, скорее наоборот - Вселенная изменяется от космоса к хаосу.

Возникновение человека это совершенная случайность, непредсказуемой мутацией. Развитие человека от питекантропов до нас подобных существ (homosapiens-человек разумный), на сегодняшний день совершенно не приспособленных существ к выживанию в природных условиях. Но для выживания человеку дано - разум. Ни какое животное не может себе позволить оберегать и кормить свое дитя 10-15 лет.

Такая неприспособленность дает человеку преимущество в отличие от детёныша животного, ведь человек рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположений. Формированию человека способствует то, в какой среде человек обитает. Если он растет в среде волков, то будет волком, в среде обезьян - обезьяной, а если в среде людей, возможно, он станет человеком. Поскольку человек рождается с открытой программной, из него можно слепить что угодно.

Много лет в исторической науке, антропологии, философии господствовала точка зрения, согласно которой труд сделал человека человеком. Человек поднялся над животным состоянием только тогда, когда стал производить орудия труда, и в этом его главное отличие от животного. Сейчас положение подобных дел представляется неверным: примитивные каменные орудия - топоры, дубины просуществовали почти миллионы лет, не подвергаясь значительным изменениям, за это время согласно данным археологии, существенного усовершенствования техники не произошло. Животные в этом деле преуспели значительно больше, оно оказались более искусными изобретателями и строителями. Плотины бобров, геометрически правильные ульи, термитники свидетельствуют о том, что животные значительнее прогрессировали в такого рода деятельности, чем человек [1: с 573 - 575].

Благодаря чрезмерно развитому и постоянно активному мозгу, человек с самого начала обладал большей умственной энергией, чем ему было необходимо для выживания на чисто животном уровне. И он давал выход этой энергии не только при добывании пищи и размножении, но и в производстве очень странных с точки зрения насущных потребностей вещей: наскальных рисунков, культурных предметов. Культурная работа заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд.

Особенно быстро человек стал развиваться с возникновением языка - теперь уже производство «культурных» предметов намного обогнало создание орудий труда и, свою очередь, способствовало быстрому развитию техники. Расширявшая границы жизни «культурная работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд [1: с578].

До этого ничего уникального в технической деятельности человека не было, не было ничего специфически человеческого в орудиях труда. Главным орудием потрясающим и великолепным, было его тело. Удивительно пластичное, приспособленное к любому типу деятельности, управляемое разумом, оно могло создать гораздо более важные и сложные вещи, чем примитивные топоры и деревянные колья. «Даже рука, - полагал Л. Мамфорд - была не просто мозолистым рабочим орудием; оно ласкало тело возлюбленной, прижимало ребенка к груди, делала важные жесты или выражала в упорядоченном танце и в современном ритуале некотором образе невыразимые чувства жизни или смерти о запоминавшемся прошлом или желаемом будущем [1: с 575].

Любая культурная деятельность человека, производство оружия были направлены не только на подчинение окружающей среды, увеличения добычи пищи, сколько на укрощение самого себя. Контроль над своей психикой с помощью создания символической культуры был более существенным, чем контроль над внешней средой.

Пока человек не сотворил самого себя в своем символическом образе, он мало, что мог сделать в окружающем мире. Борьба за существование не завладела полностью энергией и жизнеспособностью человека и не отвлекла его от более насущной потребности - внести порядок и значение в каждую часть своей жизни. [1: с 577].

Наука сводит бытие человека лицом к его природному существованию и дает беспомощное объяснение происхождения человека. С точки зрения теории эволюции человек с его душой, разумом постепенно развивался из амебы или протоплазмы. Теория эволюции - это наивная мифология, полагал Франк. Человек не мог развитьсяиз того, что в принципе ему чуждо, он возникает совсем из другого источника. Можно сказать, что он не возникает, а в определенном смысле всегда есть. И если человек остается одиноким перед лицом холодного и равнодушного к нему космоса, если он в нем беззащитный скиталец, то это лишь значит, что он имеет родину совсем в иной сфере реальности.

Об этом свидетельствует само рождение и первые младенческие годы существования человека. Удивительные строки посвятил Разанов человеку, только, что появившемуся на свет. Маленький человек, считал он, явственно обнаруживает бездонную тайну своего происхождения. Младенец - это не только сияние жизни не только свежесть и чистота, которую мы утрачиваем с годами, но это еще явление той единственно бесспорной безгрешности, которую на земле знает и испытывает человек. Мало сказать, что младенец невинен (нив, чём невиноват и камень). Младенец обладает положительной невинностью, в нем есть не только отсутствие греха, но и присутствие святости. Понимающий человеческую природу не может смотреть на младенца без слез, без «переполненного сердца». (Гете). [1: с 578].

Встав взрослыми люди, вспоминают свое гениальное детство, свою память, свои способности к языкам, и спрашивают себя: было ли это? Ведь взрослому человеку бывает трудно выучить хотя бы один иностранный язык, так трудно расшевелить свое воображение, так быстро все забывается и совершенно не верится, что когда-то в детстве мы все были гениями, по крайней мере, в наших задатках.

К сожалению, большинство людей - это слишком люди, слишком заземлены, слишком погружены в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны стремится сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим качествам, которыми обладают философы или святые. Такие люди чаще всего похожи на обложки ценнейших художественных эскизов, где все взывает: придите, помогите, завершите, соедините! Они как бы еще не произошли и существуют как истинные люди только потенциально.

Но каким образом жизнь отдельного человека может иметь высшую ценность и глубочайшее значение? При каких условиях оно менее всего растрачивается даром? Надо, считал Ницше, что бы человек смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем как на свидетельство величайших намерений этой художницы. Каждый человек должен сказать себе: на этот раз ей не удалось, но я буду стараться, что бы, когда ни будь у нее это получить. Я буду работать над воспитанием в себе философа, художника или святого.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: