Смысл и назначение человеческого бытия




Смерть и бессмертие

 

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое -чаяния людей каждой данной эпохи. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции(Приложение) [2: с 65 - 66].

Рассмотрим основные концепции смысла жизни (Рис.).

Гедонизм. Кратко суть этой концепции выражается в суждении «Жить - значит наслаждаться». Наслаждение - высший смысл бытия человека независимо от того, каким целям служит его жизнь. Во всех случаях жизни, во всех его проявлениях человек должен стремиться к удовлетворению своего собственного наслаждения [4: с. 219].

Фрейд считал, что жизненная цель просто определяется программой принципа наслаждения. Этот принцип, по его словам, главенствует в деятельности «душевного» механизма с самого начала. Его целенаправленность не подлежит никакому сомнению, в то время как его программа ставит человека во враждебные отношения со всем миром. Такая программа не осуществима. По замечанию Фрейда, «в плане «творения» отсутствует намерение сделать человека «счастливым» [5: с. 412].

Эвдемонизм. С точки зрения представителей этой концепции, жизнь является стремлением к счастью как подлинному предназначению человека. К счастью, которое не осознает наслаждение само по себе, но которое является наслаждением лишь в той мере, в кокой оно ведет к безмятежности духа, выраженный в отсутствии страха перед Богом, перед страданием и смертью, к бесконечной устремленности к духовному обогащению, умеренности в телесных наслаждениях. В таком понимании счастья его не принесут ни богатство, ни слава, ни головокружительная карьера.

Религиозная концепция смысла жизни. Основание этой концепции - вынесение цели жизни за пределы жизни человека. Цель жизни - «Царство Небесное», являющее собой идеальное совершенство. Религиозная концепция смысла жизни ориентирована на достижение этого идеала через праведную жизнь на Земле во имя веры и любви к Богу. При этом считается, что основой праведной жизни должен быть аскетизм, призывающий к отречению от мирской суеты, умерщвлению плоти ради искупления грехов и ревностного служения богу. Таким образом, земная жизнь человека в религиозной концепции теряет свою смысловую направленность, она становится лишь средством перехода в потусторонний, виртуальный мир. [4: с 219].

Концепция долга. Жизнь в этой концепции предстает как самопожертвование во имя служения идеалу. Человек вынужден действовать по велению долга, согласно общим для того или иного сообщества людей моральным принципом с целью утверждения общего блага. Все поступки человека обуславливаются не внешними обстоятельствами (интересами, выгодой, служением Богу), а внутренним нравственным законом, имеющим силу категорического императива. Альтруизм, отречение от всего личного во имя общественного - вот в чем состоит предназначение человека.

Утилитаризм. В концепции утилитаризма смысл жизни лежит в расчете, связанном с умением извлекать пользу из всего, в том числе и из человека, который превращается здесь в функцию социальной организации.

Прагматизм. Кредо прагматизма «Цель оправдывает средства». Из этого основополагающего тезиса следует, что смысл жизни здесь видится в служении к практическому действию, выгоде успеху. Такая целевая установка оправдывает любые средства ее осуществления [4: с 220 - 221].

Представленные концепции смысла жизни показывают, что человечество находится в неопределенном поиске идеалов и ценностных установок, на основе которых можно было бы раскрыть человеческое в человеке, задать смысл его существования.

Смысл жизни - это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Иными словами, смысл жизни человека - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциализм, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду. Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами. Конечность человеческого бытия - естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство). Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей [2: с. 66 - 67].

Проблема смысла жизни рано или поздно встает перед каждым человеком, и тогда он задает себе вопросы, на которых нет и быть не может однозначных ответов. «Во имя чего, зачем я живу?» - спрашивает себя человек и со временем начинает понимать, что если он сам не даст на это ответа, не привнесет определенный смысл в свою собственную жизнь, то за него этого никто и никогда не сможет сделать. Перед лицом вечности, перед лицом смерти каждый в конечном счете остается наедине с самим собой.

Чтобы лучше понять эту ситуацию и обреченность человека на принятие собственных решений, американский социальный психолог, философ В. Эрхард предлагает тем, кто этого еще не осознал, выйти глубокой ночью на пустынный берег океана и, глядя на яркие звезды чистого неба, рассказать им и океану всю правду о своей жизни, поведать им о своих бедах и радостях, страхах и волнениях, доверить самое сокровенное и личное, что волнует до глубины души. И вы увидите, говорит он, как звездам и океану глубоко безразличны все ваши беды и переживания, желания и сомнения, мучающие, раздирающие вас.

Конечно, в обществе человек не чувствует себя так одиноко, но, как утверждают экзистенциалисты, лишь до поры до времени, пока он не поймет, что у других, таких же, как он, своя жизнь и что они стоят перед необходимостью так же самостоятельно решать те же самые глубоко личные проблемы - о смысле собственной жизни и своем предназначении.

Отсюда проблема одиночества в философии экзистенциализма, да и в философской антропологии в целом, становится одной из главных в анализе человеческого бытия. «Разве мы часто говорим о тех, кто умер? - задается вопросом крупнейший представитель экзистенциальной философии Ж.П. Сартр и продолжает: - Нам не хватало времени. Нет. Меня нигде не ждут. Я не оставлю пустоты. Метро набито битком, рестораны переполнены, головы трещат от кучи мелких забот. Я выскользнул из жизни, а она осталась неизменной, полной как яйцо. Я должен помнить, что я заменим. А я хотел быть незаменим. Для чего-то и для кого-то» [4: с. 217].

Проблема смысла жизни и проблема смерти самые главные и самые сложные для человека. Не получив удовлетворительного решения, они остаются крайне мучительными для него, так как никто не может считать себя свободным и независимым от этих вопросов. И хотя во все времена, указанные проблемы глубоко волновали людей, лишь в XXв. они обрели особый, драматический смысл и актуальность, так как появление глобальных проблем поставило уже не только перед отдельным человеком, но и перед всем человечеством роковой вопрос: «Быть или не быть?».

В этой связи и давний спор о соотношении биологического и социального, коллективного и индивидуального начала в человеке получил иное звучание.

Как биологическое существо каждый человек смертен, но смертен он и как существо социальное. В современной науке выделяются четыре стадии наступления смерти, которая приходит постепенно - в обратном порядке по сравнению с тем, как развивается жизнь. Предшествует этим стадиям необратимые биологические изменения в организме, характеризующие его старение. Так начиная уже с 25-летнего возраста и особенно после 45 лет у человека ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток (нейронов), которые «укомплектовываются» к моменту рождения и больше уже не обновляются. Но в коре головного мозга их насчитывается около 40 млрд, и потому «для нормально стареющего мозга это не сопряжено с серьезными последствиями, так как в нем продолжают нормально функционировать еще десятки миллиардов нейронов» [4: с. 218].

Реально уход из жизни человека начинается тогда, когда наступает социальная смерть, характеризующая тем, что он все больше уходит в себя, отдаляясь от людей и изолируясь от общества. Затем следует смерть психическая, когда для человека конец жизни становится очевидным и неотвратимым. С наступлением мозговой смерти происходит полное прекращение деятельности головного мозга, прекращается контроль над различными функциями организма. И завершается этот процесс физиологической смертью, при которой все функции человека, характеризующие его как живой организм, окончательно угасают.

Конкретный человек может и не осознавать перечисленных стадий своего угасания (да по большей части так оно и есть), но осознанно или по наитию, день, за днем выстраивая свою жизненную линию, он уже отвечает на вопрос: зачем, во имя чего он живет? Отвечает своими поступками, действием, и если они еще не получили полного осмысления, то решение такой задачи остается одинаковой безмерно трудным делом для того, кто еще только выбирает свой жизненный путь, и для того, кто на склоне лет, оглядывается назад, итожит прожитое.

На эту кардинальную проблему человеческого существования обратили внимание давно. Так, наш великий соотечественник Ф.М. Достоевский писал, что «тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласиться жить и скорей истребит себя, чем останется на Земле». В этом извечном стремлении людей непременно оставить свой след на Земле проявилась некая общая закономерность, отражающая естественную потребность всего живого сохранить преемственность, не исчезнуть бесследно.

 


 

Заключение

 

Сущность человека - это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой. Сущность человека необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием, способом жизнедеятельности человека меняющиеся в зависимости от обстоятельств. Сущность - это главные, основные, существенные признаки объекта. Скажем сущностью «самолета» будет «полет»; «оружия» - убийство; «красоты» - рождение любови, привлечение к себе, безмолвный призыв к вечному полету своих генов во времени и пространстве. Сущность рыбы возможность жить под водой, все время молчать и ничего не соображать. А сущность человека - говорить, мыслить, создавать новые объекты, создавать добро, сознательно совершенствовать тело и дух.

Существование - это способность объектов разворачивать свое бытие во времени. Приведем пример существования. Существование растений неподвижно. Жизнь животных более свободна. Но они полностью подчинены тесным ограничениям поведенческим программам своих инстинктов. Вся жизнь животного подчинена поиску еды и размножения. Животные не могут мыслить об абстрактном, не могут создавать текста. Существование человека действительно свободно и в огромной степени определяет сущность человека. Сущность человека не исчерпывается его наследственным кодом, внешними данными, годовым доходом. Хотя для многих «много иметь» значит «действительно существовать».

Существование человека - это то, как он живет. Если человек живет и делает добро, то и сущностью его будет добро. Если человек делает зло, то он оказывается злодеем. То как человек, его поведение определяет самого человека. Для человека, для его существенной характеристики более важным оказывается то, как он проживает свою жизнь. И часто получается так, что слабый, бедный, от рождения лишенный возможностей для развития человек с помощью личных усилий, достойно существуя в этом трудном мире, решительно меняет к лучшему себя и свою человеческую сущность. Доля прояснения этих туманных мыслей можно воспользоваться такой метафорой (сравнением). Наша жизнь изначально дана нам пустой, пока мы наполним ее своими целями, смыслами, хорошими или плохими стремлениями. Наша жизнь изначально пуста, как пустая ничем не заполненная бутылка. И каждый сам должен заполнить эту пустоту каким-то своим выбором, делом. Чем заполнил свою жизнь то и пьешь.

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне.

Смысл жизни - это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Иными словами, смысл жизни человека - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциализм, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

Наш великий соотечественник Ф.М. Достоевский писал, что «тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласиться жить и скорей истребит себя, чем останется на Земле». В этом извечном стремлении людей непременно оставить свой след на Земле проявилась некая общая закономерность, отражающая естественную потребность всего живого сохранить преемственность, не исчезнуть бесследно.

 


 

Литература

 

.Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Гардарики, 2005. - 828 с.

.Философия: 100 вопросов - 100 ответов: пособие для студентов вузов / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 127 с.

.Философский практикум: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 572 с.

.Философия: Учебное пособие / Е.Н. Мананикова. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2010. - 304 с.

.Философская антропология: учеб. Пособие / П.С. Гуревич - 2-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010 - 607 с.

 


 

Приложение

 

Рис. Концепции смысла жизни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: