Круг в статике и динамике




Представление о языке дизайна

Сегодня мы познакомимся с основными выразительными средствами дизайна – линией, цветом, композицией, фактурой. Они создают форму, помогают сориентироваться в ней при использовании продукта. В этом смысле они с полным правом могут называться языком дизайна.

Эти выразительные средства создают эмоцию и настроение при соприкосновении с продуктом дизайна, и в дальнейшем вы сможете учитывать это и в своей повседневной жизни – в костюме, интерьере, при оформлении страницы в социальных сетях или выборе подарка.

Лидер немецкой школы дизайна Bauhaus В. Гропиус говорил о «визуальном языке» дизайна, знаками которого являются пропорции, оптические эффекты, отношение света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба. Сегодня, с расширением дизайна, можно говорить и о «тактильном», и о «слуховом», и даже об «обонятельном» языках: каждая специальная отрасль имеет свой арсенал выразительных средств [1, гл. 4]. Эту тему развивает авторитетный дизайнер Пол Рэнд, чьи работы переведены на русский язык.

Поскольку наш курс имеет вводный характер, то, конечно, это будет первое и не самое полное знакомство. Но оно поможет при проектировании и при обосновании проектных решений – достаточно понять общие принципы и дальше развивать их на основе собственного опыта.

Психологи до сих пор дискутируют, что именно человек воспринимает в первую очередь, форму (очертания) предмета или цвет. Мы остановимся по очереди на этих важнейших выразительных средствах. Опуская психологическое обоснование, приведем наиболее значимые сведения и примеры: линия, круг в статике и динамике, квадрат и четырехугольники, цвет.

Линия

Тем, кого заинтересует эта тема, можно посоветовать работы художника и дизайнера В.В. Кандинского («О духовном в искусстве» [4], «Точка и линия на плоскости. К анализу живописных элементов»). Подчеркнем, что в 1920-х гг. Василий Васильевич преподавал в знаменитой дизайнерской школе «Bauhaus » и воспитал первое поколение немецких дизайнеров, в свою очередь, оказавших влияние на дизайн во всем мире. В России его авторитет как художника тоже сказался на становлении мышления первых советских дизайнеров.

В.В. Кандинский понимает линию, в первую очередь, в связи с движением, с динамикой: «Геометрическая линия – это невидимый объект. Она – след перемещающейся точки, то есть ее произведение. … Здесь произошел скачок из статики в динамику. Таким образом, линия – величайшая противоположность живописного первоэлемента – точки» [4].

Линия, - говорит художник, - возникает под воздействием какой-либо силы на точку как простейшую форму. Если это сила одна, то она порождает прямую; если взаимодействуют две силы, возникает зигзагообразная линия или кривая. Положение и направление прямых не лишены значения. Горизонталь – «холодная и плоская», вертикаль – «теплая и высокая», диагональ – «холодно-теплая», – отмечал В.В. Кандинский. Диагонали склонны отделяться от плоскости; им подчинены определенные цветные тона. Горизонталь и вертикаль, напротив, остаются на плоскости; их цветовые свойства – черный и белый. Диагонали оказываются простейшим и универсальным путем создания живого динамичного образа. Впечатление движения будет тем сильнее, чем незавершеннее диагональ. Если ритм диагональных полос прерывается пределами плоскости, устремляясь как бы за ее рамки, то для достижения динамического эффекта достаточно небольшого кусочка поверхности.

Эти закономерности до сегодняшнего дня учитываются в дизайне. Восходящая диагональ – из левого нижнего в правый верхний угол – говорит о развитии и воспринимается более положительно. Нисходящая диагональ используется для выражения темы заката, упадка, завершения.

Круг в статике и динамике

Круг, окружность воспринимаются человеком положительно, как нечто целостное, определенное и единое. В хаосе возникает порядок, дающий физическое ощущение определенности и покоя. Культура связывает его с представлениями об единстве, которое редко случается в реальной жизни, поэтому при дальнейшем осмыслении круг чаще всего относится к небу, космосу, божественному началу.

Положительное восприятие круга свойственно представителям всех культур, начиная с древнейших времен. Прокл писал, что первая, простейшая и наиболее совершенная из фигур – круг. Китайский мыслитель Люй Бувэй (II в. до н.э.) говорит: «Есть великий Круг в вышине // И великий Квадрат в глубине». Современные авторы пытаются аргументировать геометрически, подчеркивая, например, что «именно круг охватывает самую большую площадь при данной длине замкнутой линии, которая к тому же строится лишь по одному измерению – величине радиуса» [1]. Эта трактовка уводит в сторону повышенной рациональности в понимании человека и его восприятия мира, а также отождествления разума и чувств в восприятии. Круглая или сферическая форма оказывается значимой уже в сам момент воздействия, прежде осознания, поскольку соответствует психофизиологическому устройству человека.

Круг с динамической точки зрения – это воспроизведение движения глаза или руки в процессе целостного постижения мира. Он говорит о возможных изменениях внутри уже известного. Колесо или овал представляют собой целостность, наполненную потенциальными изменениями.

Василий Великий, византийский богослов, писал о преобладании в космосе кругового движения и божественном смысле этого движения: «… А в круге чувство наше, с первого взгляда, не может приметить начала…» [1]. Возможно, в силу бесконечности круга человеческий глаз обладает способностью невольно достраивать, дописывать в воображении круглые формы. Простейший пример – чаши или вазы. Наполовину срезанная сфера в случае, когда на ее краю помещена какая-либо фигура, легко превращается глазом в целостный космос, целиком окружающий ее. Чаша, не доходящая до этого рубежа, воспринимается уже как дуга, как отдающее, а не сохраняющее или преемлющее. Все чаши и вазы мира, многие кресла, диваны, интерьеры учитывают это (см. рисунок 1).

Рис. 1. Ваза Apollo. Дизайнер Б. Сипек. Производитель: Swarovski. 1996–2004

В рамках сценарного подхода можно учитывать, что круги способны «вести» глаз воспринимающего к нужной точке, не требуя для этого никаких дополнительных средств.

Подробнее…

Очень показателен в этом отношении византийский портрет, который, при яркости орнаментов и блеске фона, не позволяет сосредоточиться ни на чем, кроме глаз изображенного персонажа. Для христианского искусства важно привлечь к ним внимание, ибо в глазах светится душа. Эффект достигается перемещением от достраиваемой окружности «венец – диадима» к другой подобной «прическа – подбородок» и, наконец, к третьей «бровь – щека». Глаз пленяется этой деятельностью настолько, что даже яркие цветовые пятна, ритмизированные орнаментом, не в состоянии его отвлечь. Глядя на самые красочные мозаики, мы обязательно сталкиваемся со взглядами тех, кто на них изображен. Не столько идея, сколько умелое использование возможностей круга ведет к этому.

Напротив, разорванный пополам круг, части которого каким-либо образом противопоставлены друг другу, как например, в картине В. Делоне «Ритмы 579», воспринимается драматично. Все положительные значения оборачиваются негативными: не бесконечность, а замкнутая в себе конечность и ограниченность, не единство, а отрицание и борьба, не стремящиеся к выходу.

Полукружия, сдвинутые друг относительно друга вдоль оси, могут быть достаточно драматичны. Это тема бесконечного запутанного пути. Примером могут служить готские застежки эпохи Меровингов в форме латинской S. Форма лаконична и цельна, но в ней самой отсутствует цель, как бы вынесенная за пределы разорванного круга. Пространственное мышление средневекового человека [3] дискретно, оно лишено линейной определенности и сомасштабности, поэтому путь видится бесконечным блужданием, цель которого, возможно, известна лишь богу. Эти смыслы выражаются формой застежки плаща, предназначенного для путника или воина. Еще более наглядны одиночество и разорванность на кушетках эпохи барокко такой же формы (см. рисунок 2). Будучи предназначенными для галантных игр, они усиливают остроту недостижимости другого человека, а также определяют для каждого из сидящих свое, четко отделенное от другого, пространство, которое, в свою очередь, открыто навстречу всем опасностям бесконечного мира.

Рис. 2. Диван. XVIII век

Разорванный круг задает дисгармонию, беспокойство, драматизм восприятия мира и себя. У человека возникает потребность достраивания половины до целого, подгонки, своеобразной состыковки фрагментов круга. Соответственно, чем больше незавершенных или разорванных окружностей взаимодействуют между собой на одной плоскости, тем интенсивнее будет работа глаза, тем напряженнее воспринимающий. В случае, когда дизайнеру важно создать ощущение динамизма, движения, органической живости (например, какой-либо сугубо техногенной формы), разорванные окружности сыграют свою неповторимую роль – при внешней простоте подобного решения.

Сфера, не приведенная к завершению, может восприниматься различно в зависимости от того, насколько глаз способен угадать в ней законченность и цельность. Правильная полусфера приемлет и отдает – в равной степени. Прохождение линии горизонта усиливает ее замкнутость, стремление огородить и защитить, аккумулировать или обособить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: