Искусство взаимодействия




Дворко Н.И., От мультимедийных CD-ROM к образовательным веб-проектам. // Материалы V Международной научно-методической конференции «Интерактивные технологии и дистанционное обучение как инструмент повышения качества образования», 2014. – С. 69 – 74.

 

УДК 004.032.6

Дворко Н.И.

От мультимедийных CD-ROM к образовательным веб-проектам

На примере личного опыта использования аудиовизуальных средств в педагогической практике автор статьи анализирует уникальные возможности цифровой среды, важность интерактивных технологий и образовательный потенциал интерактивных нарративов. Рассматривается концепция веб-проекта «Цифровые медиа. Интерактивное путешествие в мир вымысла и реальности», разрабатываемого автором на основе исследования цифрового медиаландшафта.

Ключевые слова:

Аудиовизуальные средства обучения, образование, мультимедиа, интерактивные технологии, интерактивные цифровые медиа, поколение “digital natives”, образовательный веб-проект

Фактически все, что происходит в нашей жизни,

представляет собой интерактивность…

 

С начала 90-х годов и до нынешнего времени тема эффективности интерактивных цифровых медиа в образовании привлекает пристальное внимание педагогов. Многие убеждены в мощном образовательном потенциале цифровой среды, интерактивность и мультимедийность которой способны создать персонализированное обучение и индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Другие обеспокоены судьбой важнейшего звена учебного процесса — прямым контактом и общением педагога со студентами, угрозой их замены пассивным «экранным временем» или виртуальной коммуникацией.

Расширение возможностей медиума, экспериментирование

На протяжении всей своей педагогической деятельности я активно использую разные типы медиа, помогающие оптимизировать память, мышление и восприятие студентов.

С середины 80-х это были аналоговые средства информации: аудиозаписи, статические изображения и кинофрагменты. К концу 80-х к ним добавилось видео. И, наконец, с первой половины 90-х мой арсенал аудиовизуальных средств расширился интерактивными цифровыми медиа, темпы последующего развития которых в те годы трудно было даже представить.

До наступления цифровой эры фрагменты учебной информации хранились в аналоговой форме и эффективность их использования в диалоговом взаимодействии была ограничена рядом обстоятельств. Перечислю лишь некоторые из них:

— отсутствие мгновенного доступа к нужному фрагменту;

— технические неудобства в использовании нескольких медиа одновременно;

— сложность быстрой перекомбинации представляемого студентам набора звуковых/аудиовизуальных материалов.

Преодоление возможностей самого медиума толкало на экспериментирование, поиск нестандартных решений, среди которых были и попытки работать с интерактивностью. Жаль, что в те годы я ничего не знала об инновационной системе «Киноавтомат» и опыте реализации Радузом Чинчера первого в мире интерактивного фильма «A Man and His House». После ряда сенсационных показов чешский фильм много лет пролежал на полке. И не случайно. Его первая демонстрация в 1967 году на всемирной выставке ЭКСПО-67 в Монреале вызвала огромный интерес и стала примером творческого преодоления технологических ограничений медиума с целью вовлечения аудитории в процесс реализации основной идеи фильма — создания пародии на демократию.

Искусство взаимодействия

Фактически все, что происходит в нашей жизни, представляет собой интерактивность. Возможна бесконечная комбинация взаимодействующих вещей: животные и природа, люди и животные, аудитория и театр, учитель и ученик…. Взаимодействовать — значит находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо/чем-либо. Сущность интерактивности — во взаимных эффектах между двумя объектами.

Сам термин «интерактивность» стал использоваться в России в связи с появлением цифровых технологий для описания взаимодействия между человеком и компьютером. Конечно, любое обучение, можно считать интерактивным. Однако в современном мире, когда разговор идет об интерактивных технологиях в образовании, то прежде всего имеют в виду использование компьютера и интернета. Так как до начала 90-х годов позиции аналоговых технологий в сфере создания аудиовизуальных произведений многим казались незыблемыми, а цифровых технологий — далекой перспективой, то слова «цифровой», «интерактивный», «мультимедиа» редко встречались в русской речи. Это обстоятельство не мешало педагогам строить учебный процесс на активном взаимодействии со студентами.

Вспоминаю середину семидесятых. Мне, студентке третьего курса ЛИКИ, посчастливилось стать звукооператором Народной студии «ЛИКИ-фильм» и в течение двух с половиной лет создавать звук к игровым и документальным 35-мм фильмам, параллельно изучая основы профессии в рамках специализации «звукооператорская техника». Работа над реальными проектами в составе студенческой съемочной группы — плодотворное время не только в приобретении знаний и профессиональных компетенций, но и в формировании многих личностных качеств. С благодарностью вспоминаю руководителя студии Олега Павловича Макарова, который был для меня ярким примером полной самоотдачи; преподавателей кафедры звукотехники А. С. Серединского и К. Г. Ершова, всегда готовых прийти на помощь в «борьбе» с неполадками в технических комплексах и в лабораторном оборудовании, на которых проводилась запись музыки, озвучивание речи и шумов, а также перезапись звука создаваемых нами фильмов. Все студенты, члены съемочной группы, были вовлечены в процесс познания многих составляющих профессии кинематографиста, постоянно обменивались информацией, совместно решали проблемы, смело экспериментировали в поисках новых выразительных возможностей.

Не случайно в своей педагогической деятельности, в том числе, в качестве руководителя кафедры, я постоянно возвращаюсь к середине 70-х годов, к тому уникальному опыту симбиоза трех важных составляющих формирования личности профессионала: 1) учебного процесса, обеспечивающего вовлеченность в процесс познания; 2) практической деятельности по созданию проекта в максимально профессиональных условиях, 3) творческого экспериментирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: