ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана для надомного обучения учащегося 3 «Б» класса МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода им. Ф.С. ХихлушкиСамарина Георгия в соответствии с индивидуальным учебным планом начального общего образования, обеспечивающим реализацию ООП НОО в соответствии с ФГОС.
Данная программа реализуется с 09.10.2017г.(Приказ №346 от 03.10.2017г.)
Цель обучения:
· развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышлениякак умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
· освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Задачи курса:
• систематизировать имеющиеся у детей представлений об окружающем мире;
• формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
• познакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
• способствовать социализации ребенка;
• развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
• воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность;
• формировать самостоятельную познавательную деятельность;
• воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.
Учебно – методическое обеспечение:
· Авторская программа «Окружающий мир 1-4»: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Программа УМК «Перспектива» общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение 2014г.
· Окружающий мир Учебник для 3 класса в 2 ч. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. – М.: Просвещение, 2013.
· Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс в 2 ч. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. – М.: Просвещение, 2015.
· Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс.Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В.
· Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК «Перспектива».Ситникова Т.Н.
· «Окружающий мир. Технологические карты» для 3 класса – сайт издательства «Просвещение»https://www.prosv.ru.umk/perspektiva/.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Окружающий мир» в 3 классе изучается в качестве самостоятельного предмета, входит в предметную область «Обществознание и естествознание».В соответствии с учебным планом НОО (1-4 классы) МБОУ «Гимназии №12» рабочая программа рассчитана на 58уроков, из которых 1 час отводится на работу с учителем, 1час на самостоятельную учебную работу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел/тема | Кол-во часов, предусмотренное Рабочей программой (1-4) | Кол-во часов, предусмотренное Рабочей программой учителя |
Радость познания | 3 ч | 1ч +2 резерв | |
Мир как дом | 19 ч | 19 ч + 3 резерв | |
Дом как мир | 20 ч | 20 ч + 3 резерв | |
В поисках Всемирного наследия | 8 ч | 8 ч + 2 резерв | |
Резерв учебного времени | 10 ч | ||
Итого | 58 ч | 58 ч |
Изменения, внесенные в рабочую программу:
· 3 резервных урока в разделе «Мир как дом»:
1) Свойства воды, круговорот воды в природе.
Практическая работа «Исследование свойств воды»
2) Свойства воды, круговорот воды в природе.
Практическая работа «Исследование свойств воды»
3) Систематизация и обобщение знаний. Проверочная работа по разделу «Мир как дом».
· 3 резервных урока в разделе «Дом как мир»:
1) Систематизация и обобщение знаний. Проверочная работа «Родной дом».
2) Школа первой помощи.
Проект «Что мы делаем для здоровья».
3) Систематизация и обобщение знаний.
Проверочная работа по разделу «Дом как мир».
· 2 резервных урока в разделе «В поисках Всемирного наследия»
1) Итоговая контрольная работа за 3 класс.
2) За страницами учебника. Обобщающий урок.
Половина часов программы отведено на самостоятельное изучение, темы, отведенные на самостоятельную работу включены в материалы проверочных, контрольных работ.
Урок в 3 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетаний.
Практическая часть программы:
Вид работы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Практическая работа | - | ||||
Проверочная работа | |||||
Проектная работа | |||||
Контрольная работа | - | ||||
Комплексная контрольная работа | - | - | - |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 3 КЛАСС (58 Ч)
АВТОР УЧЕБНИКА: А.А. ПЛЕШАКОВ, М.Ю. НОВИЦКАЯ
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Примечание | |
План | Факт | ||||
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ (3 ЧАСА) | |||||
1. | 10.10 | Транспорт. Проект: «Любознательный пассажир» | Разработка предложений об использовании общественного транспорта в просветительских целях. Творческая работа. Рисование воздушного транспорта будущего. | ||
2. | 12.10 самостоятельная работа | Средства информации и связи. | Беседа о средствах связи и её роли в жизни людей. Телефонные номера службы срочной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. Р/Т №1 стр.32 задание 1,2. Сообщение детей о телеграфе и телефоне. | ||
3. | 17.10 | Систематизация и обобщение знаний. Проверочная работа по разделу «Радость познания» | Применение полученных знаний при работе с текстом. | ||
МИР КАК ДОМ (22 ЧАСА) | |||||
4. | 19.10 самостоятельная работа | Мир природы в народном творчестве. | Знакомство с представлением о едином доме-мире в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Повторение связи живой и неживой природы. Р/Т №1 стр.34 задание 3. | ||
5. | 24.10 | Из чего состоит всё. Тела и вещества. | Умение различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполнять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества. | ||
6. | 26.10 самостоятельная работа | Из чего состоит всё. Практическая работа «Вода – растворитель» | Порядок проведения опыта, необходимое оборудование, результаты. Выводы и самооценка. (Р/Т №1 стр.38-39 задание 6) | ||
7. | 09.11 самостоятельная работа | Мир небесных тел. | Подготовка сообщения по материалам учебника. Разбор схемы движения Солнца в разные времена года. Моделирование строения Солнечной системы. Выполнение задания 3 в Р/Т №1 стр.40 | ||
8. | 14.11 | Невидимое сокровище. Практическая работа «Исследование свойств воздуха» | Ответы на вопросы в рубрике «Вспомним». Чтение стихотворение «Воздух». Выполнение задание 3в Р/Т №1 на стр.43. | ||
9. | 16.11 самостоятельная работа | Самое главное вещество. | Выяснения различий пресной и солёной воды. Составление провокационных вопросов учителю. Игра «Интервью». Выяснение, почему воду часто называют главным веществом на планете. Работа по карточкам. | ||
10. | 21.11 | Свойства воды, круговорот воды в природе. Практическая работа «Исследование свойств воды» | Исследование свойств воды в ходе практической работы в группах. | ||
11. | самостоятельная работа23.11 | Природные стихии в народном творчестве. | Разгадывание тайны старинных узоров. Р/Т №1 стр.46 задание 1, стр.47 задание 3) С помощью цвета обозначают стихии. | ||
12. | 28.11 | Кладовые Земли. Практическая работа «Состав гранита» | Исследование состава гранита в ходе практической работы в группах. | ||
13. | 30.11 самостоятельная работа | Чудо под ногами. Практическая работа «Исследование свойств почвы» | Исследование состава почвы в ходе практической работы в группах.(Р/Т №1 стр.50-51) | ||
14. | 05.12 | Систематизация и обобщение знаний. Проверочная работа «Вода. Воздух. Почва» | Применение полученных знаний при работе с текстом. | ||
15. | 07.12 самостоятельная работа | Мир растений. Проект «Наше путешествие в мир растений» | Работа с таблицей дыхания растений. Приводят примеры группы растений с помощью атласа-определителя. Работа по вопросам рубрики «Проверь себя». (Р/Т №1 стр.56 задание 1). | ||
16. | 12.12 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | Определение четвёртой природной стихии – плодородной земли. Выполнение опыта с теннисным шариком и спичечным коробком. Работа над символическим образом мирового дерева. (Р/Т №1 стр.56 задание 1). | ||
17. | 14.12 самостоятельная работа | Мир животных. | Чтение и анализ статей о животных из атласа-определителя и книги «Великан на поляне». | ||
18. | 19.12 | Животные в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. | Определение колыбельной песне. Сказки, знакомые с детства. Животные в сказках - добрые и злые. Земноводные и пресмыкающиеся. Образы животных в постройках людей, народных игрушках, пряниках. Составление схем питания для различных групп животных. | ||
19. | 21.12 самостоятельная работа | Рубежная контрольная работа. | |||
20. | 26.12 | Работа над ошибками. Лес – волшебный дворец. | Беседа о разнообразии деревьев в лесу и с опорой на опыт детей. Составление схемы - взаимосвязи между предметами живой и неживой природы. Разыгрывание сценки, показывающей зависимость обитателей леса друг от друга. | ||
21. | 11.01 самостоятельная работа | Луг – царство цветов и насекомых. | Чтение и обсуждение статьи «О дружбе цветов и насекомых». Приведение примеры связей в луговом сообществе. | ||
22. | 16.01 | Водоём – дом из воды. Проект«Фоторассказ о жизни животных родного края». | Повторение о значение солнечного света и воды для всего живого на земле. Составление схемы природного сообщества водоёма, схемы круговорота веществ в природе. Проектное задание: Вместе со взрослыми наблюдать за жизнью животных природных сообществ родного края и приготовить фоторассказ о своих наблюдениях. | ||
23. | 18.01 самостоятельная работа | Как сохранить богатства природы. | Выделение основных природоохранных направлений: защита воздуха, воды, почвы, полезных ископаемых, растений, животных, природных сообществ как единого целого, в котором связаны друг с другом все его составные части. Придумывание условных знаков и рассказывание по ним об охране природы. | ||
24. | 23.01 | Охрана природы в культуре народов России и мира. Проект «Ботанический сад». | Рассуждение о том, какая из трёх стихий сильнее. Определение качества человека помогающие бороться с природными стихиями. Объяснения смысла пословиц. Работа с репродукциями картин. | ||
25. | 25.01 самостоятельная работа | Систематизация и обобщение знаний. Проверочная работа по разделу «Мир как дом». | Применение полученных знаний при работе с текстом. | ||
ДОМ КАК МИР (23 ЧАСА) | |||||
26. | 30.01 | Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. | Определение главной мысли сказки «Гвоздь из родного дома». Работа над значением словосочетания «родной дом». Какие дела решали в старину всем миром? Участие в посильных общественных делах (Р/Т №2 стр.4 задание 3) Рассуждение о материале для постройки домов. Объяснение, почему для здоровья полезнее жить в деревянных домах. Рассматривание внутреннее убранства старинного деревянного дома. Нахождение общего и различного. | ||
27. | 01.02 самостоятельная работа | В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. Проект «Юный краевед». | Роль церкви в жизни семьи. Рассуждение о месте в доме, которое называют красным углом. Рассказ о том, какие отношение между членами семьи приняты у них в доме, какое место является в их доме красным углом (Р/Т №2 стр.8-9 задание 1,3) Сопоставление особенности старинного жилища разных народов. Умение отличать общие и различные черты (стр.21 Рубрики «Обсудим» и «Подумаем»). | ||
28. | 06.02 | На свет появился – с людьми породнился. | По репродукции картины определяют время и место действия. Выяснение степень родства изображённых людей. Разыгрывание сцены – схема семейной жизни (стр.24-25) | ||
29. | 08.02 самостоятельная работа | Родословное древо. Проект «Моя родословная» | Составление родословного древа своей семьи до 3-4 поколений. Рассказывание о профессиях старших членов семьи. Самостоятельная работа: оформление поздравления родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). | ||
30. | 13.02 | Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. | Повторение материала второго класса по теме урока. Вспоминание легенды, предания, сказки о супругах и супружеской жизни. (Р/Т №2 стр.19 задание 3) Рассуждение о смысле обычая – угощать пересолёной кашей гостей при рождении ребёнка. Описывание чувства молодых отца и матери с опорой на иллюстрацию учебника. Самостоятельная работа: изготовление куклы - пеленашки по схеме (Р/Т №2 стр.20 задание 2) | ||
31. | 15.02 самостоятельная работа | Добрые дети – дому венец. | Рассуждение над смыслом пословицы – темой урока. Работа с репродукциями картин в учебнике: описывание, какими они представляют изображённых детей (Р/Т №2 стр.23 задание 3) | ||
32. | 20.02 | Детские игры – школа здоровья. | Рассуждение о том, зачем нужны игры. Объяснение, что дают для здоровья игры со свистульками; как игры спортивного вида способствуют укреплению здоровья. Игры «Скороговорки», «Чистоговорки» (Р/Т №2 стр.25 задание 5,6). Самостоятельная работа: изготовление рукодельных подарков для младших членов семьи. | ||
33. | 22.02 самостоятельная работа | Систематизация и обобщение знаний. Проверочная работа «Родной дом». | Применение полученных знаний при работе с текстом. | ||
34. | 27.02 | Строение тела человека. | Знание народной мудрости (пословицы, поговорки, фразеологизмы) о частях тела человека. Религия против анатомии. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Урок анатомии» (Р/Т №2 стр.27-29) - заполнение таблицы «Системы органов человека». | ||
35. | 01.03 самостоятельная работа | Системы органов. | |||
36. | 06.03 | Системы органов. | |||
37. | 08.03 самостоятельная работа | Обобщение знаний.Проверочная работа по теме «Организм человека» | |||
38. | 13.03 | Как работает наш организм. Практическая работа «Измерение частоты пульса» | П/р «Измерение частоты пульса» (Р/Т №2 стр.32-33) | ||
39. | 15.03 самостоятельная работа | Что такое гигиена. Практическая работа «Уход за зубами» | Работа над правильной осанкой (с опорой на иллюстрации в учебнике). Беседа об опасности для здоровья быстрой еды (фаст-фуда). Самостоятельная работа: составление меню на день для своей семьи (Р/Т №2 стр. 36-37 задание 3-4) | ||
40. | 20.03 | Наши органы чувств. | Знакомство со строением и работой органов чувств. Вывод правила по гигиене органов чувств. Оценивание своего отношения к собственному здоровью. Работа в группах: составить памятку «Как уберечь зрение», «Как уберечь слух», «Как уберечь органы обоняния и вкуса», «Как уберечь орган осязания» | ||
41. | 22.03 самостоятельная работа | Школа первой помощи. Практическая работа «Измерение температуры тела» | Сравнение устройства медицинских термометров (ртутного и электронного). | ||
42. | 03.04 | Здоровью цены нет. | Рассуждения о здоровье телесном и здоровье духа. Оказание помощи людям с ограниченными возможностями. Забота государства о здоровье населения (Р/Т №2 стр.47 задание 2) | ||
43. | 05.04 самостоятельная работа | Школа первой помощи. Проект «Что мы делаем для здоровья». | Применение полученных знаний при работе с текстом. | ||
44. | 10.04 | Дом не велик, а стоять не велит. | Знакомство с правилами ведения домашнего хозяйства – домоводством. Рисование по теме «Моя будущая семья, дом и домашнее хозяйство» (Р/Т №2 стр.49 задание 4) | ||
45. | 12.04 самостоятельная работа | Семейный бюджет. | Знакомство с понятием «семейный бюджет». Беседа о том, как научиться в обычной жизни распоряжаться деньгами так, чтобы они приносили радость и служили людям добром? (Р/Т №2 стр.51 задание 3) | ||
46. | 17.04 | Мудрость старости. Комплексная контрольная работа. | Разыгрывание сценки «Поездка в автобусе». Обсуждение ситуаций, заданных учителем. Обсуждение, какие качества в характере человека ценит народная мудрость? Работа над репродукцией картины «Старый да малый» В.Н.Нестерова из учебника стр.81 (Р/Т №2 стр.51 задание 1). | ||
47. | 19.04 самостоятельная работа | Путешествие на машине времени. | Самостоятельная работа: составление родословного древа А.С.Пушкина (Р/Т №2 стр.57 задание 3) | ||
48. | 24.04 | Систематизация и обобщение знаний. Проверочная работа по разделу «Дом как мир». | За страницами учебника. Рисунки на тему «Моя семья». Подбор пословиц и поговорок о семье. Поиск старых вещей, фотографий, документов, хранящихся в семье. | ||
В ПОИСКАХ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ (10 ЧАСОВ) | |||||
49. | 26.04 самостоятельная работа | Всемирное наследие. | Знакомcтво с понятием «Всемирное наследие», эмблемой Всемирного наследия. Рассказ об одном-двух объектах Всемирного наследия (Р/Т №2 стр.59 задание 4) | ||
50. | 01.05 | Московский Кремль. | Знакомство с историей строительства Кремля. Строения, входящие в ансамбль Большого Кремлёвского дворца. | ||
51. | 03.05 самостоятельная работа | Озеро Байкал. | Знание местонахождение озера на карте. Рассуждение о том, почему в песне Байкал называют священным, морем, а не озером. | ||
52. | 08.05 | Путешествие в Египет. | Местоположение Египта и его столицы показывать на карте. Знание облика египетских пирамид. Главная мелодия Египта. Священный жук – скарабей. Главная река Египта. Чтение путевых заметок (Р/Т №2 стр.67 задание 3) | ||
53. | 10.04 самостоятельная работа | Путешествие в Грецию. | Знакомство с местоположением Греции на карте. Самостоятельное путешествие по Греции с помощью умного Совёнка. Рассказ о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции. (Р/Т №2 стр.70 задание 4) | ||
54. | 15.05 | Путешествие в Иерусалим. | Показ на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Знакомство с Библейским преданием – чудо, которое совершил Иисус Христос на израильской земле. Объекты Всемирного наследия в Иерусалиме. (Р/Т №2 стр.72 задание 2) | ||
55. | 17.05 самостоятельная работа | Путешествие в Китай. | Слушание китайской сказки о женщине Мын Цзян-нюй. Выражение своего отношения к поступкам героев. Проводят аналогии с теми качествами характера, которые одобряются в сказках других народов. Древний китайский календарь. Китайский философ Конфуций. Важнейшие открытия китайских мастеров и учёных. | ||
56. | 22.05 | Итоговая контрольная работа за 3 класс. | Самостоятельно выполняют контрольную работу, состоящую из трёх блоков. | ||
57. | 22.05 | Работа над ошибками. Всемирные духовные сокровища. | Перечисление качества человеческого характера. Высказывание своей точки зрения о том, что такое человечность. Игра-викторина. (Р/Т №2 стр.78 задан. 2) | ||
58. | 24.05 самостоятельная работа | За страницами учебника. Обобщающий урок. | Восприятие себя частью окружающей природы, способность почувствовать общую для всех красоту мира, зарождение в душе ребенка чувства причастности к окружающему. |