Им. Б.Д. Карвасарского – новые возможности профессионального образования




Институт психотерапии и медицинской психологии

 

Королева И.С.

проректор Института психотерапии и медицинской психологии

им. Б.Д. Карвасарского

 

С целью совершенствования подготовки специалистов в области психотерапии создан негосударственный Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского. Институт является научно-практическим центром и учреждением, осуществляющим образовательную деятельность. Институт осуществляет дополнительное профессиональное образование – профессиональную переподготовку в области психотерапии, психиатрии-наркологии, клинической (медицинской) психологии и других дисциплин в области охраны психического здоровья, а также другие программы обучения специалистов.

Создание Института было обусловлено двумя взаимоисключающими тенденция в психотерапевтической помощи нашей страны: с одной стороны это расширение границ клинического применения психотерапии – практически все психические (и не только пограничные) расстройства имеют психологические и социальные причины возникновения, что определяется ведущей биопсихосоциальной концепцией в медицине, а с другой стороны в течение ряда лет отмечается неуклонное снижение показателей психотерапевтической службы. Более чем на 60% за последние пять лет.

Проведенный анализ этих тенденций показал, что причинами недостаточной интеграции психотерапии в здравоохранении в большей степени являются недостатки подготовки специалистов и их относительная неготовность осуществлять свою деятельность в условиях современного здравоохранения.

Условиями же развития психотерапии в медицине являются

1) Экономическая эффективность психотерапии – она не должна быть значительно дороже чем психофармакотерапия;

2) Практическая результативность – результат должен быть не хуже, чем при психофармакотерпии;

3) Надежность – эффект психотерапии не должен снижаться так же как при завершении фармакотерапии.

Еще одни важным условием является воспроизводимость результата – смена психотерапевта не должна приводить к заметному ухудшению качества лечения. Другими словами психотерапия в медицине должна стать еще более прагматичной – психотерапия должна не только давать объяснительную схему расстройства и предлагать путь выздоровления, но и вписываться в условия клиники.

Другой стороной нашего анализа были результаты исследования такого понятия, как «Эффективный психотерапевт» - это условный термин, который описывает набор востребованных качеств (образ) специалиста со стороны «заказчиков» (общество, администрация ЛПУ, пациенты,родственники) и его «потребительские характеристики».

И если раньше большее внимание уделялось личным характеристикам психотерапевта (таким как эмпатия, безоценочность, энтузиазм, ум, способность объяснять, способность вызывать доверие, то, что связано с психотерапевтической теорией, и др.), то в настоящее время требуются результативность, которая понимается потребителями как воспроизводимость результата психотерапии клинических условиях, другим словами – компетентности.

Сам по себе термин компетентность и тенденции перестройки профессионального образования на основе компетентностных подходов определяются и социально-экономическими причинами. К числу которых можно отнести и естественный переход к рыночным отношениям и развитию рынка труда (за что платят специалисту), необходимость совмещения результатов профессионального образования (чему учат – программа обучения) с условиями труда (что делает специалист – должностная инструкция), стандартизации процесса (как предписано лечить – Протоколы ведения больных, клинико-экономические стандарты), а также стандартизации результата (чего достигает психотерапевт).

Эти процессы стимулирует и современное законодательство в области образования и в частности ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», который с одной стороны упрощает отношения в образовательной сфере (создавайте собственные программы и учите как считаете нужным), но и требует измеряемого результата обучения. Компетенции при таком подходеставятся в центре системы обучения и образовательной программы (докажите, что в результате обучения достигнут искомый результат). Переход на компетентностную систему образования в области психотерапии определяется и особенностями психотерапии, с ее 800 психотерапевтическими методами, сложности с доказательными исследованиями, интегративные тенденции и отсутствием «официнального» эффекта при клиническом применении психотерапии.

Кроме проведенный анализ результаты обучения психотерапевтов по программам 3-го уровня (например, т.н. «интегративная концепция обучения в психотерапии», описанная Р.К. Назыровым и М.Б. Ремесло в 2007 году), несмотря на практическое освоение образование показывала более чем скромные результаты. Почему? В частности и потому, что эта система обучения не учитывала современные достижения андрогогики, что приводило, например к снижению эффект обучения при применении личностных групп в программах обучения, снижение качества обучения при разном уровне обучающихся (при принципиальной невозможностью комплектования групп специалистов с идентичным уровнем предварительной подготовки), а также конфликтом аудиторного обучения, ориентированного на получение новых знаний с задачами практического освоения дисциплин с одной стороны и снижением ценности теоретического знания из-за информационной революции и возможностями Интернета с другой.

Нами было проанализированы возможности имеющихся на настоящее время систем профессионального обучения в области психотерапии и медицинской психологии. В результате были сформированы их основные ключевые характеристики:

1. Классическая система образования – нацелена на актуализацию знаний (Пример: повторное усовершенствование при продлении сертификата специалиста).

2. Навыковое обучение – нацелено на формирование умений. (Пример: усовершенствование в рамках выбранного психотерапевтического инструмента – метода, формы, методики).

3. Интегративная дидактическая концепция - нацелена на углубление понимания. (Пример: приобретение или повышение квалификации).

И поскольку существующие системы образования не позволяли решать выявленные проблемы, Институтом была поставлена задача создание программ четвертого уровня.

Эту новую систему обучения было решено создавать на основе компетентностного подхода в профессиональном образовании. Для этой цеди в рамках научно-методического совета Института была проведена серия целевых семинаров с привлечением специалистов в области психотерапии, медицинской психологии, методики и методологии образования.

В центре новой системы обучения было поставлено научно-обоснованное понятие «Компетенция в психотерапии», которое в настоящее время понимается нами как трансформированные знания, умения и навыки в спектр осознанных и воспроизводимых профессиональных приемовс целью достижения клинического результата в условиях реальной медицинской практики. Другим важным вопросом являлось научное определение понятий «Компетентность психотерапевта», под который понимается владение набором профессиональных компетенций, позволяющее осуществить самоидентификацию в качестве психотерапевта. Причем «Компетенцияв психотерапии» очевидно имеет и личностно-психологическое (а не только методическое) содержание, что позволяет рассматривать ее как элемент «внутренней картины профессионального успеха», включающей в себя личностное отношение к знаниям, умениям и практическим навыкам (осознанное использование результатов обучения); ориентацию на клинический результат (создаваемая система не касается всей психотерапии, а ориентируется в первую очередь на применение психотерапии в клинике); учет условий реальной психотерапевтической практики; интериоризация осознанного и воспроизводимого профессионального приема.

Для реализации целей обучения с позиции такого подхода была разработана и система методических принципов, воплощенных в методику компетентностного образования в области психотерапии и медицинской (клинической) психологии «Интегрирующая дидактическая среда»:

1) Актуализация с помощью специальных упражнений «Внутренней картины профессионального успеха»;

2) Формирование но ее основе личностной цели обучения в соответствии;

3) Переосмысление профессионального образования важнейшего принципа современного образования «клиенто-ориентированность»: ориентация обучения на достижение клинического результата с конкретными пациентами;

4) Смещение конечной цели дополнительного профессионального образования со знаний, умений и навыков на воспроизводимость профессионального приема;

5) Погружение в интегрирующую дидактическую среду;

6) Создание партнерских отношений со слушателями;

7) Персонализация обучения. которая предполагает создания персонализированного учебного пособия – рабочей тетради слушателя (фактически – персонализированного учебника).

Еще одной важной частью созданной методики была разработка перечня и профиль профессиональных компетенций для врачей-психотерапевтов и медицинских психологов.

В настоящее время нами предложено рассматривать профиль компетенций с 7-ми плоскостей («7-d модель специалиста в области психотерапии»). Эта модель предполагает учитывать сущностные характеристики применения психотерапии в клинике, которые определяются не только использованием специальных технологий психотерапевтической работы, но и специальные виды психотерапевтической деятельности;

1) Нозологические группы;

2) Формы психотерапии;

3) Методы психотерапии;

4) Социально-демографические характеристики пациентов;

5) Возраст пациентов;

6) Условия проведения (форма организации помощи);

7) Виды психотерапевтической деятельности (практик, организатор, консультант / преподаватель, ученый).

В настоящее время разработанная нами система позволила создать и апробировать целую линейку образовательных программ для различных категорий специалистов.

Мы рассматриваем в качестве нашей основная целевая аудитория врачей-психотерапевтов и клинических (медицинских) психологов. Кроме того мы ориентируемся и на врачей психиатров, психиатров-наркологов и врачи других специальностей, интересующиеся проблемами психотерапии и реабилитации; психологов интересующиеся вопросами психотерапии и заинтересованные в профессиональном развития в клинической (медицинской) психологии; социальных специалистов, работающих в области психотерапии; а также организаторов психотерапевтической помощи и здравоохранения, заинтересованные в развитии психотерапии и реабилитации.

Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского в настоящее время осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной Лицензии № 0988 от 13 мая 2014 г. на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования в соответствии с № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Какие образовательные продукты предлагает наш Институт?

1) переподготовка по специальности «Клиническая (медицинская) психология» (продолжительность 1,5-2 года);

2) переподготовка по специальности «Психотерапия» (продолжительность 1-1,5 года);

3) сертификационные циклы по специальностям «Психотерапия», «Медицинская (клиническая) психология», «Психиатрия», «Психиатрия-наркология» (продолжительность от 144 академических часа);

4) циклы тематического усовершенствования по отдельным методам, видам и формам психотерапии;

5) инновационные образовательные программы для лечебно-профилактических учреждений психотерапевтического, психиатрического и наркологического профиля (например обучения подипрофессиональных бригад).

 

Ниже предлагаются «линейки» для подготовки специалистов по психотерапии и медицинской психологии.

Более подробную информацию и работе Института можно узнать на сайте:

https://obychenie-psihoterapii.ru/

 

Приложение 1

Расписание циклов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: