Перечень вопросов к экзамену
По дисциплине «Теория и практика социальной педагогики»
Курс «Введение в профессию»
Для студентов I курса
Специальности 1– 03 04 02 01 «Социальная педагогика»
во II семестре (весенняя сессия) на 2018-2019 учебный год
1. Исторические предпосылки развития социально-педагогической деятельности в Республике Беларусь.
2. Направления и этапы развития социально-педагогической деятельности на территории современной Беларуси в советский и постсоветский период.
3. Социальная защита детства как социально-педагогическая проблема.
4. Причины введения должности «педагог социальный» в Республике Беларусь, социальные условия и факторы, способствующие развитию профессии.
5. Понятие о социально - незащищенных группах населения.
6. Понятие о профессиональной деятельности социального педагога и ее структура.
7. Понятие об объектах профессиональной социально-педагогической деятельности.
8. Общее и особенное в содержании деятельности педагога-предметника, социального работника и социального педагога.
9. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.
10. Социальные роли в деятельности социального педагога и их краткая характеристика.
11. Социально-педагогическая деятельность как категория социальной педагогики.
12. Социально-педагогическая деятельность государства и социальных институтов.
13. Социально-педагогическая деятельность специалистов по защите и охране детства.
14. Социальное обучение и обучение, их сущностные характеристики и отличия.
15. Социальное воспитание и воспитание их сущностные характеристики и отличия.
16. Решение государственных задач в области социальной защиты, социально-педагогической помощи и поддержки детей и молодежи.
|
17. Формирование воспитывающей среды и гармонизация взаимоотношений в социальной среде.
18. Основные направления социально-педагогической деятельности и их краткая характеристика.
19. Социально-педагогическая помощь и основные виды социально-педагогической помощи.
20. Функции социально-педагогической деятельности и их краткая характеристика.
21. Содержание социально-педагогической работы на общественно-государственном уровне.
22. Содержание деятельности формы работы социального педагога в группах.
23. Содержание деятельности и формы работы социального педагога на индивидуальном уровне.
24. Социально-педагогическая работа по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
25. Понятие о социально-педагогической профилактике отклонений в поведении и развитии несовершеннолетних.
26. Социально-педагогическая поддержка семьи в развитии личности несовершеннолетних.
27. Оказание помощи и поддержки детям, находящимся в социально-опасном положении.
28. Индивидуальная помощь и коэффициент ее полезности.
29. Специфика и особенности деятельности педагога социального в учреждении дошкольного образования.
30. Специфика и особенности деятельности педагога социального в учреждении общего среднего образования.
31. Специфика и особенности деятельности педагога социального в учреждении профессионально-технического образования.
32. Специфика и особенности деятельности педагога социального в учреждении средне специального образования.
|
33. Специфика и особенности деятельности социального педагога в СПЦ.
34. Специфика и особенности деятельности социального педагога в СПУ.
35. Специфика и особенности деятельности педагога социального в учреждении дополнительного образования.
36. Особенности работы социального педагога по месту жительства.
37. Особенности работы социального педагога с многодетными, неполными, малообеспеченными, замещающими семьями.
38. Особенности работы социального педагога с детьми, находящимися в социально опасном положении.
39. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
40. Особенности работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями.
41. Особенности работы социального педагога с детьми – инвалидами и одаренными детьми.
42. Критерии эффективности социально-педагогической работы.
43. Гуманистическая направленность личности специалиста по социально-педагогической деятельности.
44. Этические нормы и принципы в деятельности социального педагога.
45. Профессиональная и личностная характеристика педагога социального.
46. Ведущие принципы профессиональной деятельности социального педагога.
47. Профессиограмма социального педагога и ее сущностная характеристика.
48. Понятие о профессиональной культуре социального педагога, ее сущность и структурные компоненты.
49. Понятие о компетентности социального педагога и документах, ее определяющие.
50. Квалификационные требования, должностные обязанности социального педагога.
51. Трудности профессии «педагог социальный» и пути их преодоления.
|
52. Понятие о системе взаимодействия социального педагога со специалистами, организациями, ведомствами и социальными службами.
53. Роль педагога социального в системе воспитания учреждения образования и система его работы.
54. Понятие о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования и ее место в структуре взаимодействия педагогических работников.
55. Виды государственных социальных служб, организаций, заинтересованных во взаимодействии и сотрудничестве.
56. Виды негосударственных социальных служб, организаций, заинтересованных во взаимодействии и сотрудничестве.
57. Социально-педагогическая работа по организации волонтерского движения.
58. Приоритетные направления социальной политики в Республике Беларусь в аспекте социально-педагогической деятельности.
59. Законодательные акты и документы, регламентирующие социально-педагогическую деятельность.
60. Планирование и документирование деятельности педагога социального.
61. Основные виды документации социального педагога, их предназначение.
62. Служебные документы педагога социального и их оформление.
63. Систематизация, классификация и хранение социально-педагогических документов.
64. Система профессиональной подготовки педагогов социальных в учреждениях высшего образования Республики Беларусь.
65. Документы, определяющие подготовку педагогов социальных в учреждениях высшего образования в Республике Беларусь.
66. Академические компетенции будущего социального педагога.
67. Социально-личностные компетенции будущего социального педагога.
68. Профессиональные компетенции будущего социального педагога.
69. Повышение профессиональной квалификации социального педагога: содержание, формы и средства.
70. Перспективы профессионального и карьерного роста педагога социального.