Политика управления дебиторской задолженностью является часть политики управления оборотными активами, направленной на увеличение объема реализации путем оптимизации уровня данной задолженности и обеспечения своевременной ее инкассации.[12,с148]
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации осуществляется в следующей последовательности:
1. Анализ дебиторской задолженности организации, сложившейся в предшествующем периоде, основной задачей которого выступает оценка объема и состава дебиторской задолженности, а также эффективности вложенных в нее финансовых ресурсов.
Анализ дебиторской задолженности включает определение ее уровня в оборотных активах и динамики данного показателя, далее рассчитывается период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Затем переходят к оценке состава дебиторской задолженности по отдельным «возрастным группам», рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности. Кроме того, определяется сумма эффекта, полученная от вложения средств в дебиторскую задолженность, которая рассчитывается по формуле:
Эдз =Пк – Здз – Пдэ (9)
где Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность;
Пк – дополнительная прибыль организации, полученная от увеличенная объема реализации с предоставление кредита;
Здз- затраты организации, связанные с формированием и обслуживанием дебиторской задолженности;
Пдз – сумма потерь от списания безнадежной дебиторской задолженности.
2. Определение основных принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции, при этом основными формами реализации продукции вступают:
|
· Коммерческий кредит, т.е. оптовая реализация продукции на условиях отсрочки платежа;
· Потребительский кредит, т.е. розничная реализация товаров покупателям с отсрочкой платежа.
Важное значение для эффективной деятельности организации имеет выбор типа кредитной политики, которая характеризует соотношение уровня доходности и риска кредитной деятельности организации, при этом различают следующие ее разновидности:
· Консервативный тип кредитной политики, который направлен на минимизацию кредитного риска и включает следующие мероприятия в процессе реализации:
- сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска;
- минимизация размера и сроков предоставления кредитов;
- ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости;
- ужесточение процедуры инкассации дебиторской задолженности;
· Умеренный тип кредитной политики организации, который характеризует типовые условия ее реализации и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа;
· Мягкий тип кредитной политики, основной целью которого является максимизация дополнительной прибыли при увеличении реализации продукции в кредит за счет:
- распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции;
- увеличения размера и срока предоставления кредита;
- снижение стоимости кредита до минимального допустимого уровня;
- предоставления покупателям возможности пролонгирования кредита.[23,с.310]
|
На выбор организацией кредитной политики влияют следующие основные факторы:
· Состояние экономики и сложившаяся коньюктура товарного рынка;
· Финансовые возможности покупателей и уровень их платежеспособности;
· Потенциальная возможность организации увеличить объем производства продукции при расширении ее реализации в кредит;
· Финансовые возможности организации в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность и другие.
3. Определение основных условий кредитования:
· Срока предоставления кредита, т.е период на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию;
· Размер предоставляемого кредита, который характеризует предельную сумму задолженности покупателя по товарному или потребительскому кредиту;
· Стоимости предоставления кредита, которая определяется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за продукции.;
· Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, которая формируется в процессе разработки кредитных условий и предусматривает соответствующие пери, штрафы, неустойки, и т.д.
4. Определение стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий, в основе которых лежит кредитоспособность потребителей, т.е. возможность привлекать кредит в различных формах и выполнять все связанные с ним обязательства.[4,с.231]
Система стандартов оценки покупателей содержит следующие элементы:
-формирование системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
|
-создание информационной базы для оценки кредитоспособности покупателей;
- определение методов оценки кредитоспособности покупателей;
- группировка покупателей по степени кредитоспособности;
- дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности.
5. Определение процедуры инкассации дебиторской задолженности, включая:
· Установление сроков и форм предварительного и последующего оповещения покупателей о дате платежа;
· Предоставление возможности и разработка условий пролонгирования долга по предоставленному кредиту;
· Определение условий возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
6. Создание условий для использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности, т.е. преобразования в другие виды оборотных активов организации(денежные средства, высоколиквидные ценные бумаги и т. д.)
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности выступают:
-факторинг;
-форфейтинг;
-учет векселей и.т.д.
7. Формирование эффективной системы контроля за оборотом и своевременной инкассацией дебиторской задолженности, одним из видов которой является система «АВС», при этом:
· В категорию «А» включается наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности;
· В категорию «В» входят кредиторы средних размеров и сроков;
· В категорию «С» остальные виды дебиторской задолженности;
Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью позволяет увеличить количество ее оборотов, уменьшить ее размер и тем самым повысить ликвидность организации.