Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях




 

В настоящее время большинство специализированных учреждений и вспомогательных органов ООН имеют постоянные отношения с международными неправительственными организациями и предоставляют им различные категории консультативного статуса.

Хотя первенство в установлении консультативных отношений с МНПО и принадлежит старейшему специализированному учреждению ООН – МОТ, но Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) имеет более разработанную систему связей с МНПО, что позволяет осуществлять активное сотрудничество с большим количеством МНПО.

Среди специализированных учреждений ООН ЮНЕСКО выделяется широтой диапазона своей деятельности. Роль ЮНЕСКО в межгосударственном сотрудничестве в области образования, науки и культуры довольна велика1.

Первоначальные положения об отношениях между ЮНЕСКО и МНПО были сформулированы в Уставе ЮНЕСКО.

Согласно п. 4 ст. 10 Устава ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может принимать надлежащие меры для организации консультаций и обеспечения сотрудничества с международными неправительственными организациями, занимающимися вопросами, входящими в круг ее ведения, а также возлагать на них конкретные поручения. Это сотрудничество может также осуществляться путем участия представителей указанных организаций в работе консультативных комитетов, созданных Генеральной конференцией1.

Международные неправительственные организации в силу целого ряда причин долгое время более эффективно, чем межправительственные организации, действовали в областях обра­зования, науки и культуры, и некоторые из них, например, Между­народный совет научных союзов, накопили немалый опыт в осу­ществлении крупных международных программ.

Первоначально ЮНЕСКО, так же как и ЭКОСОС, предоставляла различные категории консультативного статуса постоянно сотрудничавшим с организацией неправительственным организа­циям на официальной основе. Были установлены три категории консультативного статуса:

А – консультативная и сотрудничающая категория (высшая);

В – информационная и консультативная категория;

С – категория взаимной информации.

Руководствуясь этими положениями, ЮНЕСКО установила официальные отношения на трех различных уровнях или в рамках трех различных категорий примерно с 580 неправительственными организациями.

В соответствии с положениями п. 13 ст. 4 Устава ЮНЕСКО Генеральная конференция может приглашать (по рекомендации исполнительного совета) представителей организаций категории С участ­вовать в работе совещательных комитетов, образованных Гене­ральной конференцией.

Кроме того, важной особенностью ст. 11 п. 4 является указание на отношения лишь с МНПО. Это объясняется тем, что, во-первых, национальные неправитель­ственные организации сотрудничают с национальными комиссия­ми ЮНЕСКО и, во-вторых, тем, что ЮНЕСКО стремилась устано­вить отношения с организациями, выражающими мнение возмож­но более широкого круга общественности или специалистов.

Статус неправительственных организаций, установленный ст. 11 Устава ЮНЕСКО, неуклонно повышался посредством принятия Генеральной конференцией соответствующих директив в 1960, 1966 и 1995 гг. Последняя из них – директива, касающаяся отношений ЮНЕСКО с неправительственными организациями, была принята на 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Ст. 1 Директивы ЮНЕСКО 1995г. устанавливает две категории МНПО:

1. вступающие в консультативные отношения;

2. поддерживающие ассоциативные связи.

Общими для обеих категорий МНПО являются следующие обязанности:

· регулярно информировать Генерального директора о своей деятельности, которая соответствует программам ЮНЕСКО, и о помощи, оказываемой ими для достижения целей ЮНЕСКО;

· знакомить своих членов с программами деятельности ЮНЕ­СКО и результатами, которые их могут заинтересовать;

· по просьбе Генерального директора давать советы и оказывать помощь в связи с консультацией по подготовке программ и ис­следований ЮНЕСКО в рамках их компетенции; вносить вклад своей деятельностью в реализацию программ ЮНЕСКО, включать в повестку своих совещаний специальные вопросы, имеющие отношение к программам ЮНЕСКО;

· приглашать представителей ЮНЕСКО на свои совещания, по­вестка дня которых представляет интерес для ЮНЕСКО; предоставлять Генеральному директору периодические отчеты о своей деятельности, совещаниях и поддержке, оказываемой ЮНЕСКО;

· вносить существенный вклад в подготовку доклада Исполнительного совета Генеральной конференции о вкладе НПО в деятельность ЮНЕСКО;

· направлять представителей, по мере возможности на высоком уровне, на конференции международных неправительственных организаций.

Что касается обязанностей МНПО, имеющих статус соучастни­ков, то они, помимо вышеперечисленных обязанностей, должны:

· тесно сотрудничать с ЮНЕСКО в расширении своей собствен­ной деятельности, которая в рамках ЮНЕСКО находится в их компетенции;

· оказывать помощь ЮНЕСКО в ее усилиях по развитию международной координации деятельности НПО, работающих в сходных областях, и способствовать их объединению в круп­ные организации;

· направлять представителей самого высокого уровня на раз­личные виды консультационных встреч, на которые приглаша­ет Генеральный директор и участие в которых их экспертов является необходимым;

· поддерживать посредством своих сетей, а также региональных и национальных представителей эффективное сотрудничество с органами ЮНЕСКО и национальными комиссиями ЮНЕСКО различных стран.

Генеральный директор может приглашать НПО обеих категорий в качестве наблюдателей на сессии Генеральной конферен­ции. Наблюдатели могут выступать с заявлениями по вопросам, входящим в их компетенцию, в комиссиях, комитетах и вспомогательных органах Генеральной конференции с согласия руководи­телей указанных органов1.

Международная организация труда (МОТ) является трехсторонним учреждением в рамках системы ООН.

Согласно п. 3 ст. 12 Устава МОТ, она может, если сочтет это желательным, принимать любые соответствующие меры для консультаций с признанными неправительственными орга­низациями1.

МНПО, которые проявляют несомненный интерес, по крайней мере, к одной из сфер деятельности МОТ и принимают установ­ленные процедуры, могут быть включены во вторую категорию, а именно – в Специальный список неправительственных организа­ций МОТ.

Международная морская организация (ИМО) предоставляет консультативный статус неправительственным организациям, деятельность которых непосредственно связана с ее целя­ми. Таким неправительственным организациям (в настоящее время их насчитывается около 55) предлагается направлять своих представителей в качестве наблюдателей на сессии руководящих орга­нов ИМО и ее комитетов, а также их вспомогательных органов.

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) предоставил консультативный статус междуна­родным организациям, которые занимаются деятельностью в целях развития и уже получили консультативный статус при ЭКОСОС, осуществляют мероприятия в интересах детей и хотели бы офици­ально оформить свои отношения с ЮНИСЕФ. К числу традиционных областей деятельности МНПО относятся охрана здоровья и развитие де­тей, базовое образование, водоснабжение и экологическая санита­рия и питание детей.

Мировая продовольственная программа (МПП) приглашает МНПО участвовать в засе­даниях ее Исполнительного совета в качестве наблюдателей, и как таковые они могут выступать на заседаниях.

МПП осуществляет сотрудничество в области оперативной деятельности примерно с 1200 МНПО во всем мире, которое охватывает широкий круг мероприя­тий, включая: сбор данных, обмен информацией, определение и разработку проектов, оценку потребностей, обследование положе­ния в области питания, распределение продовольствия, представление докладов, контроль или оценку последствий. В чрезвычайных ситуациях основными областями сотрудничества являются распределение продовольствия и наблюдение за этим процессом.

Всемирная торговая организация (ВТО). В 1996г. была принята процедура, согласно которой МНПО было позволено присутствовать на пленарных заседаниях. Заявки МНПО для участия передаются на регистрацию с Секретариат ВТО. Такие заявки принимаются, если МПНО докажет, что ее деятельность вписывается в работу ВТО.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: