Средства обеспечения освоения дисциплины




2.3.1. Методические указания и материалы по видам занятий (вариант)

Семинарские занятия являются одним из основных звеньев процесса изучения курса «Сравнительное правоведение». Цель занятий заключается в уяснении и усвоении студентами важнейших правовых категорий и понятий, выработанных юриспруденцией и имеющих принципиальное методологическое и практическое значение для всего комплекса правовых наук.

Семинарское занятие – вид учебного занятия, на котором преподаватель организует дискуссию по предварительно определенным проблемам, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Семинарские занятия проводятся в аудиториях или в учебных кабинетах с одной академической группой.

Перечень тем семинарских занятий определяется программой учебной дисциплины. На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает качество выполнения студентами индивидуальных заданий, их выступления, активность в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию и т.п. Оценки за каждое семинарское занятие вносятся в соответствующий журнал и учитываются при выставлении итоговой оценки по данной учебной дисциплине.

В ходе семинаров студент закрепляет и углубляет знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки, приобретает навыки научного мышления, обработки общей и специальной информации о праве, умение последовательно, четко и аргументировано излагать свои мысли, отстаивать собственные позиции.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.

Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо просмотреть основные вопросы плана семинара. Начиная подготовку к семинарскому занятию, студентам необходимо, прежде всего, посмотреть конспекты лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует поработать с дополнительной литературой, сделать конспекты семинарских занятий по рекомендованным источникам.

Конспекты семинарских занятий имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.

Ведение конспекта способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего конспекты, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний.

При конспектировании можно использовать следующие формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.

При ведении конспекта важно развивать умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал, а также составлять конспект с учетом своего будущего устного выступления.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта, тем более учебника. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание учебной и дополнительной литературы, факты и наблюдения современной жизни и т.д.

Во время выступления преподаватель внимательно и критически слушает, подмечает особенное в суждениях студентов, улавливает недостатки и ошибки, корректирует их знания, и, в случае необходимости разрешает спорную ситуацию.

Владение понятийным аппаратом – необходимое условие усвоения предмета. В усвоении их весьма эффективно проведение письменных и устных понятийных контрольных работ, терминологических диктантов.

Семинарские занятия по предложению преподавателя могут быть проведены в виде свободной дискуссии по существу обсуждаемой темы, в форме выступлений с заранее подготовленными докладами по рекомендуемым вопросам и их последующего обсуждения. В ходе занятий студенты могут выполнять письменные задания по вопросам темы, отвечать на контрольные тесты. Также практикуется проведение семинарских занятий в компьютерном классе в интерактивной форме (обучающие игры, тестирование).

Подготовка к семинарским занятиям проходят в несколько этапов: во-первых, необходимо внимательно изучить вопросы и литературу, рекомендованную для анализа; во-вторых, следует произвести поиск дополнительной информации из известных источников (это могут быть электронные ресурсы; домашние, вузовские и городские библиотеки). В третьих, студент может готовиться к семинару как самостоятельно, так и при участии преподавателя, у которого можно проконсультироваться по вопросам семинарского занятия. В-четвертых, подготовка к семинару может быть как индивидуальной, так и коллективной (совместное обсуждение вопросов семинара). В-пятых, подготовку к семинару можно проводить (желательно) в письменном виде, составляя конспект литературы по теме или конспект ответа на вопросы семинара. В-шестых, при подготовке к семинару необходимо проводить репетиции, если это связана с деловыми играми, ролевыми играми. В-седьмых, при подготовке к практическому занятию студенту необходимо особое внимание обратить на состояние законодательства, которое очень динамично и может измениться накануне занятия. В-восьмых, студент должен обратить внимание на степень научной разработанности темы в смежных дисциплинах: философии, политологии, социологии, истории, культурологии и других.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Понятие и содержание сравнительного правоведения

(семинар – 2 часа (для студентов очной формы обучения))

 

План семинарских занятий

(для студентов очной формы обучения)

СЕМИНАР
1. Понятие, предмет и функции сравнительного правоведения.

2. Структура, цели и объекты сравнительного правоведения.

3. Место сравнительного правоведения в системе юридических наук и юридического образования.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности: учебник / А.Х. Саидов; под ред. д.ю.н., проф. В.А. Туманова; Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юристъ, 2007. – 509 с.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид; Пер. с фр. и вступ. ст. В.А. Туманова. – М.: Прогресс, 1988. – 496 с.

3. Теоретические основы сравнительного правоведения: учебное пособие / Л.Т. Бакулина, А.Р. Губайдуллин. – Казань: Казанский ун-т, 2014. – 164 с.

4. Бакулина Л.Т. Введение в сравнительное правоведение: учебное пособие / Л.Т. Бакулина, А.Р. Губайдуллин. – Казань: Казанский ун-т, 2011. – 174 с.

5. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права: в 2 томах. – М.: Статут, 2011.

6. Малько А.В. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. – М.: Норма, 2008. – 352 с.

7. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности / А.Х. Саидов; АН УзССР, Ин-т философии и права. – Ташкент: Фан, 1988. – 217 с.

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А.Х. Саидов; РАН, Ин-т государства и права. – М., 1993. – 148 с.

9. Топорнин Б.Н. Европейское право: учебник / Б.Н. Топорнин; РАН, Ин-т государства и права. – М.: Юристъ, 2001. – 455 с.

10. Цвайгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2т. Т.1, Основы: Пер. с нем. / К. Цвайгерт, Х. Кётц. – М.: Международные отношения, 1998. – 479 с.

 

Темы научных сообщений и рефератов:

1. Соотношение понятий «правовая система» и «система права».

2. Правовая система и правовая действительность: соотношение понятий.

3. Формационная классификация правовых систем: ее основания, значение, достоинства и недостатки.

 

Тема 2. Романо-германская правовая семья

(семинар – 4 часа (для студентов очной формы обучения),

2 часа (для студентов заочной формы обучения))

 

План семинарских занятий

(для студентов очной формы обучения)
СЕМИНАР 1
1. Понятие и признаки романо-германской правовой семьи.

2. История формирования и распространение романо- германской правовой семьи.

3. Система и источники права.

СЕМИНАР 2

1. Правовая система Германии.

2. Правовая система Франции.

3. Различия между французской и германской правовыми группами.

 

План семинарских занятий

(для студентов заочной формы обучения)

СЕМИНАР
1. Понятие и признаки романо-германской правовой семьи.

2. Система и источники права.

3. Различия между французской и германской правовыми группами.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бойцова В.В. Панорама современных правовых систем / В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова // Юридический мир. – 2002. – № 8. – С. 33-49.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози; Пер. с фр. В.А. Туманова. – М.: Междунар. отношения, 2009. – 456 с.

3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник / Ф.М. Решетников. – М.: Юридическая литература, 1993. – 255 с.

4. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права / Л.П. Рожкова; Под ред. М.И. Байтина. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. – 116 с.

5. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности / А.Х. Саидов; АН УзССР, Ин-т философии и права. – Ташкент: Фан, 1988. – 217 с.

6. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А.Х. Саидов; РАН, Ин-т государства и права. – М., 1993. – 148 с.

7. Цвайгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2т. Т.1, Основы: Пер. с нем. / К. Цвайгерт, Х. Кётц. – М.: Международные отношения, 1998. – 479 с.

7.

 

Темы научных сообщений и рефератов:

1. Историческое формирование романо-германской правовой семьи. Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

2. Особенности системы права романо-германской правовой семьи. Соотношение частного и публичного права.

3. Судебная практика, ее функции, значение, роль в романо-германской правовой семье.

 

Тема 3. Англо-американская правовая семья

(семинар – 4 часа (для студентов очной формы обучения))

 

План семинарских занятий

(для студентов очной формы обучения)

СЕМИНАР 1

1. Понятие и признаки англо-американской правовой семьи.

2. История формирования и распространение семьи общего права.

3. Система и источники английского права.

СЕМИНАР 2

1. Возникновение и основные этапы развития правовой системы США.

2. Особенности и источники современного права США.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Богдановская И.Ю. Закон в английском праве / И.Ю. Богдановская; Отв. ред. Н.С. Крылова; АН СССР, Ин-т государства и права. – М.: Наука, 1987. – 143 с.

2. Богдановская И.Ю. Прецедентное право / И.Ю. Богдановская; РАН, Ин-т государства и права. – М.: Наука, 1993. – 237 с.

3. Кросс Р. Прецедент в английском праве: пер. с англ. / Р. Кросс; Под общ. ред. Ф.М. Решетникова. – М.: Юрид. лит., 1985. – 238 с.

4. Марченко М.Н. Основные источники англосаксонского права: понятие, прецедент / М.Н. Марченко // Вестник Московского государственного университета. Сер.11, Право. – 1999. – № 4. – С. 26-41.

5. Боботов С.В. Введение в правовую систему США / С.В. Боботов, И.Ю. Жигачев. – М.: НОРМА, 1997. – 332 с.

6. Гуценко К.Ф. Уголовная юстиция США. Критический анализ правовых институтов, обеспечивающих уголовную репрессию / К.Ф. Гуценко. – М.: Юридическая литература, 1979. – 207 с.

7. Каленский В.Г. Билль о правах в конституционной истории США / В.Г. Каленский. – М.: Наука, 1983. – 280 с.

8. Конституция США: история и современность / Каримский А.М., Маныкин А.С., Марченко М.Н. и др.; Под общ. ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. – М.: Юридическая литература, 1988. – 318 с.

 

Темы научных сообщений и рефератов:

1. Соотношение судебного правотворчества и законодательства.

2. Место и роль обычаев, традиций в англосаксонского права.

3. Закон как источник права в Англии и в США (сравнительно-правовой анализ).

 

Тема 4. Религиозный тип правовых систем

(мусульманское, индусское, иудейское право)

(семинар – 4 часа (для студентов очной формы обучения),

2 часа (для студентов заочной формы обучения))

 

План семинарских занятий

(для студентов очной формы обучения)

СЕМИНАР 1

1. Понятие и признаки религиозного типа правовых систем.

2. Понятие и основные особенности мусульманского права. Источники мусульманского права.

СЕМИНАР 2

1. Понятие и основные особенности индусского права. История развития индусского права.

2. Иудейское право: история формирования, источники, современное состояние и

сфера действия.

 

План семинарских занятий

(для студентов заочной формы обучения)

СЕМИНАР

1. Понятие и основные особенности мусульманского права. Источники мусульманского права.

2. Понятие и основные особенности индусского права. История развития индусского права.

3. Иудейское право: история формирования, источники, современное состояние и

сфера действия.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Басу Дурга Дас. Основы конституционного права Индии / Дурга Дас Басу; Пер. с англ. С.Ю. Кашкина, З.И. Луковниковой; Под общ. ред. М.М. Сайфулина. – М.: Прогресс, 1986. – 661 с.

2. Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока / О.А. Жидков. – М.: Наука, 1963. – 92 с.

3. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность / Н.А. Крашенинникова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 192 с.

4. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право / Л.Р. Сюкияйнен // Государство и право. – 1996. – № 8. – C. 120-128.

5. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен; АН СССР, Ин-т государства и права. – М.: Наука, 1986. – 256 с.

6. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л.Р. Сюкияйнен. – М.: Ин-т государства и права РАН, 1997. – 46 с.

7. Шарль Р. Мусульманское право / Р. Шарль. – М.: Иностранная литература, 1959. – 142 с.

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности: учебник / А.Х. Саидов; под ред. д.ю.н., проф. В.А. Туманова; Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юристъ, 2007. – 509 с.

8.

Темы научных сообщений и рефератов:

1. Прямые и косвенные пути воздействия иудейского религиозного права на израильское светское право.

2. Индусское право: современное состояние и сфера действия.

3. Периодизация истории мусульманского права.

 

Тема 5. Смешанный (гибридный) тип правовых систем

(семинар – 4 часа (для студентов очной формы обучения))

План семинарских занятий

(для студентов очной формы обучения)

СЕМИНАР 1

1. Становление и развитие правовых систем стран Латинской Америки.

2. Основные особенности современного права стран Латинской Америки.

СЕМИНАР 2

1. История возникновения и развития правовых систем скандинавских стран.

2. Источники права и особенности правовых систем скандинавских стран.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Доронина Н.Г. Унификация права стран Латинской Америки / Н.Г. Доронина // Законодательство и экономика. – 2002. – № 10. – С.73-85.

2. Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки / О.А. Жидков – М.: Наука, 1967. – 175 с.

3. Политические и правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки: Сб. науч. тр. / Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы; Отв. ред. и авт. предисл. О.А. Жидков. – М.: УДН, 1983. – 169 с.

4. Чиркин В.Е. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки / В.Е. Чиркин, А.А. Тихонов, С.В. Рябов. – М.: Наука, 1982. – 193 с.

5. Введение в шведское право: Пер. с англ. / С. Стремхолм, О. Нюман, С. Ягерскьолд и др.; Отв. ред. Крылов Б.С. – М.: Юридическая литература, 1986. – 335 с.

6. Кузнецова Н.Ф. Уголовный кодекс Швеции: основные черты / Н.Ф. Кузнецова, С.С. Беляев // Вестник Московского университета. Сер.11, Право – 2000. – № 5. – С. 54-64.

7. Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид; Пер. с фр. и вступ. ст. В.А. Туманова. – М.: Прогресс, 1988. – 496 с.

8. Малько А.В. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. – М.: Норма, 2008. – 352 с.

 

Темы научных сообщений и рефератов:

1. Общая характеристика смешанных (гибридных) правовых систем.

2. Формирование и специфика латиноамериканского права.

3. Источники скандинавского права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: