Процессы изменения морфологической структуры слова




Словообразование

Основные понятия словообразования

Практические задания

1. Выделите словообразующие и формообразующие суффиксы в следующих словах.

Высота, высочайший, синеть, синее, грубо, грубить, поющий, пение, старость, старше, старейший, чудеса, чудесный, бери, собрание, читал, чтение, поддержав, поддержка.

2. Отметьте слова с производными и непроизводными основами.

Русск.: медвежий, лесник, класс, красота, брюки, скворец, дубняк, малина, кружка, беседка, бегун, юнец, управление, прекрасный, завтра, кофе, человек, шёлковый, прибрежный, природа, отшельник.

3. Определите, в чем различие в морфемном составе следующих русских и английских слов.

Баскетбол – basket-ball, футбол – football, митинг - meeting, лидер - leader, трамвай - tramway, троллейбус - trolleybus, тренер - trainer, бройлер – broiler, рейтинг - rating.

4. Выделите словообразующие морфемы в следующих словах.

Бедность, бездомный, вдуматься, снежный, глубинный, царица, задушевность, принести, стареть, по-английски, тишь, стон, проигрыватель, плавательный, крахмалить, разгуляться, густеть, коротковатый, прилуниться, распылитель, молодежь, безвкусица, беззвучный, верность, качка.

5. Подберите словообразовательные синонимы к следующим словам.

Лесничий, обогнать, заглавие, бедняга, просушка, роспись, высота, тишь, бессердечие, подготовить, героический, доброжелательность, написать.

 

6. Подберите словообразовательные антонимы к следующим словам.

Домик, внести, залезть, надводный, усатый, съехаться, красноватый, закутать.

 

7. Определите, сколько разных суффиксов представлено в следующих словах. Распределите существительные по словообразовательным типам.

а) Актерство, барство, баловство, богатство, воинство, геройство, донжуанство, духовенство, изящество, казачество, коварство, лакейство, лакомство, лихачество, мальчишество, мещанство, попугайство, профессорство, рабство, равенство, ребячество, свинство, студенчество, убийство, учительство, шпионство, юношество;

б) беглец, борец, братец, горец, делец, китаец, морозец, мудрец, певец, резец, рубец, хлебец, храбрец, червонец, старец;

в) ножка, чистка, мойка, лошадка, тетрадка, шляпка, расческа, туфелька, артистка, корка, работка, обновка, доводка, мышка, горожанка, вилка, стройка, пробка, подкормка, гонка, рамка, закваска, англичанка.

8. Распределите слова по словообразовательным типам, отметьте случаи семантического словообразования.

Басок, волосок, волосок (в лампочке), глазок, глазок (в двери), грибок, движок, дружок, едок, ездок, желток, зевок, зятек, каток, кивок, кусок, ледок, мелок, мастерок, набросок, обрубок, петушок, пинок, пирожок, пушок, росток, седок, сгусток, скребок, слепок, толчок, ходок, шлепок.

9. К какой морфеме относится элемент под- в следующих словах?

Подполковник, подкова, подстанция, подмастерье, подсказка, подросток, поднос, подводник, подсказчик, подтекст, подушка, подсобка, подливка, подлец, поддонник, подвеска.

10. Распределите слова с омонимичными корнями по группам.

1. Вода, водить, подводник, проводник, водный, провод, водица, водянка, заводила, водитель, наводнение, вводить, проводы, половодье, подводить, провожатый, уводить, водянистый, проводниковый.

2. Переносица, поднос, переноска, носоглотка, наносной, выносить, занос, носовой.

3. Известие, вестник, навести, провести, повести, возвестить, предвестник.

4. Потоп, растопить, потопить, топка, топливо, утопленник.

11. Одинаковы ли суффиксы в словах?

а) Косточка, ласточка, пробочка, проволочка, строчка;

б) долинка, крупинка, овчинка, снежинка;

в) глубина, жемчужина, родина, домина, долина, скотина, свинина,

осетрина, горошина, орешина, кручина, голосина.

12. Отметьте производные слова с продуктивными и непродуктивными аффиксами.

Пустырь, обходчик, ругань, юнец, крыша, желтизна, пиршество, воровство, списать, правнук, перенести, пастух, попадья, терпеливый, субтропики, контрмеры, движение, чудак.

13. Выделите продуктивные суффиксы в словах, создайте с каждым из них словообразовательный тип.

Русск.: мудрость, пустота, водитель, программист, работник, глинистый, борьба, рубка, запуск, высь, мудрец, журналистка, баловство, перечитать.

 

14. Выделите слова, имеющие нулевое окончание и нулевой суффикс, и укажите, какие грамматические и словообразовательные значения ими выражены.

Стол, пуск, такси, коров, стой, заячий, весенний, зелень, переход, забота, мошенник, шум, торжество, обмен, глупость, медвежий, посол, испуг, звон, доска, суета, старец, миг, молод, подпись.

 

15. Среди имен с общим значением лица выделите производные образования, мотивированные существительными, прилагательными и глаголами, и укажите более частное значение (лицо по профессии или роду занятий, по месту жительства, по национальности, по внутренним или внешним качествам и т.д.).

Австриец, разведчик, конторщик, музыкант, лихач, силач, певец, ваятель, жнец, толстяк, чистильщик, портретист, губитель, лентяй, сибиряк, подлец, голландец, ухажер, холостяк, выдумщик, болельщик, соблазнитель, лгун, клеветник, киевлянин, конюх, украинец, здоровяк, ворчун, суфлер, виноградарь, ученик, лектор.

16. Определите, морфологическим или семантическим способом образованы следующие слова.

Скоропортящийся, многоуважаемый, смельчак, заяц (безбилетный пассажир), больной (сущ.), отцовский, умалишенный, дворник, дворник (очиститель стекол), подстаканник, длинноногий, подполье, подполье (нелегальное положение), соковарка, высокогорный, вечнозеленый, заведующий (сущ.), бумажник, скрипка (лицо), сумасшедший, двухэтажный, лесостепь.

17. Какое словообразовательное значение имеют слова с начальным пере- в следующих примерах? Отметьте случаи семантического словообразования.

а) 1. Придется переварить засахарившееся варенье. 2. Мне понадобится время, чтобы переварить прочитанное в книге. 3. Суп так переварили, что он стал мутным. 4. С больным желудком трудно переварить жирную пищу. 5. Каких только варений она не переварила!

б) 1. Необходимо перевесить груз заново. 2. Если перевесить картины, комната приобретет другой вид. 3. Одна чашка весов перевесила другую. 4. Мнение нашей группы перевесило.

в) 1. Пересыпать соль в другой мешок. 2. Пересыпать соли в суп. 3. Пересыпать вещи нафталином от моли. 4. Пересыпать речь шутками.

18. Употребите следующие слова в контексте таким образом, чтобы приставка пере- выражала разное значение.

Перегрызть, пересолить, перемерить, переоценить, перегрузить.

19. Определите производящие основы для следующих слов. В чем различие в их членимости и словообразовательном значении? Какое явление иллюстрируют приведенные примеры?

Коровник «рабочий при коровах» - коровник «помещение для коров», угольщик «тот, кто добывает уголь» - угольщик «судно, углевоз», голубица «самка голубя» – голубица «кустарник», косарь «косец» – косарь «большой косообразный нож», грибница «женск. к грибник» – грибница «грибной суп», резчик «резальщик» – резчик «резец», разрядник «спортсмен, имеющий разряд» – разрядник «устройство для освобождения от заряда», искатель «человек, занимающийся поисками» - искатель «приспособление у оптических приборов».

20. Определите, как образованы следующие сложные слова.

Русск.: малоопытный, сенокос, мореплавание, кровеносный, долгоиграющий, сухофрукты, белозубый, криводушный, многообещающий, коневодство, ледоход, трехъярусный.

Англ.: rainbow, blackboard, fountain pen, flashlight, oak tree, handshake, son-in-law, passer-by.

 

21. Установите различия в морфемном составе слов-паронимов. Укажите, как участвуют аффиксы в разграничении значений паронимов. Отметьте случаи словообразовательной синонимии.

Академический – академичный, безответный – безответственный, болотистый – болотный, вековой – вечный, венец – венок, желанный – желательный, гнилость – гниль, доброта – добротность, дымный – дымовой, костистый – костлявый, мирный – мировой, представить – предоставить, освещение – освещенность, служба – служение, царский – царственный, шутливый – шуточный.

22. Сгруппируйте сложносокращенные слова по их формальной структуре.

ГЭС, ЗАГС, МИД, ООН, совхоз, собес, хозрасчет, МХАТ, химкомбинат, детсад, ПТУ, МГУ, профорг, вуз, ЦУМ, ТЮЗ, завкафедрой, завуч, универмаг.

23. Произведите морфемный анализ следующих слов.

Русск.: бессознательный, предрасположенность, заинтересованность, предпринимательство, неповоротливый, беспрепятственный.

 

24. Аналогичен ли морфемный состав слов?

Вобрать, вогнуть, водить, воевать, возвысить, возобладать, возобновить, возомнить, возродить.

25. Выделите индивидуально-авторские неологизмы и определите, по каким словообразовательным моделям они образованы.

Но когда дрожливы руки,

не удержишь в них кола,

не рванешь в колокола. (Евт.)

Умирают мои старики –

Мои боги, мои педагоги,

Пролагатели торной дороги,

Где шаги мои были легки. (Слуцк.)

Нет, не надо мне летаргии!

Никакой!

Пусть свинеют с вина

другие…(Кор.)

Чтоб на рельсах -

ни слезинки

от извечной слезности,

наши души,

как светинки,

в свет великий сложатся! (Евт.)

Я уже отошел от игры,

Лишь порою в подпамяти где-то

Бродит хмель позабытой поры

И шумящее ливнями лето. (Гриб.)

Кто отнимет мою звенящесть,

Золотую мою звонкость?

Кто отнимет мою настоящесть,

Боевую мою бойкость? (М.Львов)

 

26. Определите, по каким словообразовательным моделям образованы неологизмы в произведениях Велимира Хлебникова.

Летеж, пареж, лепеж, читеж; мысляр, числяр; чернизна, роковизна, гордизна; седун, мотун; нудь, любь, небыть; боженята, глазята, криченята; звучоба, письмоба, волноба, мертвоба.

Вопросы по теме «Основные понятия словообразования»

1. Что изучается в разделе «Словообразование»?

2. Каковы основные способы образования новых слов?

3. Какие способы наиболее распространены в русском языке?

4. Что такое морфема?

5. Какие вы знаете типы морфем?

6. Что такое аффиксы?

7. Какую роль играют словообразовательные и словоизменительные аффиксы?

8. Что такое продуктивные и непродуктивные аффиксы?

9. Какие основы называются производными, производящими, непроизводными?

10.Что такое соотнесенность и как она определяется?

11.Что такое словообразовательное значение? Чем оно отличается от лексического и грамматического?

12.Что такое словообразовательный тип?

13.Чем отличается словообразовательный и морфемный анализ?

14.Что такое аббревиатуры и как они образуются?

Процессы изменения морфологической структуры слова

 

Практические задания

1. Отметьте слова, в которых произошел процесс опрощения морфологической структуры слова.

Расписание, вкус, жир, листок, окорок, мешок, червонный, вождь, обворожить, окостенеть, мальчик, забава, конец, молодец, писец, борец, брак, позор, предмет, насекомое, трус, подошва, портной, клевать, ожерелье, работник, окно, смородина, пригорок, печаль, коричневый.

2. Укажите причины опрощения в следующих словах.

Вельможа, голубой, дворец, заноза, колесо, кольцо, перчатка, порошок, стрелять, сугроб, заклятый, зелье, копейка, окно, крыльцо, полотенце, коньки.

3. Вследствие какого явления появились в просторечии следующие слова?

Уединенция (вм. аудиенция), вертилятор (вм. вентилятор), штурмовка (вм. штормовка), гульвар (вм. бульвар), полуклиника (вм. поликлиника), мрамориальная (вм. мемориальная).

4. В следующих словах произошел процесс переразложения. Какие морфемы возникли в результате этого процесса? Являются ли они продуктивными?

Действие, грешник, ученик, снежинка, недоделать, обезболить, стрельчатый, спокойствие, создание, взятие, вожатый (из вожатай), обезвредить, недосмотреть, пылинка, веснушка, точилка.

Вопросы по теме «Процессы изменения морфологической структуры

Слова»

1. Как и почему изменяется морфологическая структура слова?

2. Что такое опрощение? Приведите примеры.

3. Что такое переразложение? Приведите примеры.

4. Что такое усложнение? Какие слова подвергаются усложнению?

5. Вследствие какого исторического явления появляются новые морфемы?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: