Задача расширения предложения услуг в социальной сфере, предоставляемых негосударственными организациями, определена недостаточным развитием сектора негосударственных некоммерческих
в Российской Федерации, а также организаций бизнеса, оказывающих услуги в социальной сфере.
Одной из причин, сдерживающих развитие негосударственных организаций, работающих в социальной сфере, является недостаточно развитая инфраструктура поддержки со стороны государства.
В частности, необходимо внедрить практику государственной поддержки заемного финансирования некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, аналогично механизму поддержки организаций малого и среднего предпринимательства (предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок), в том числе с участием институтов развития.
В целях развития инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций также предлагаются такие меры, как совершенствования механизмов формирования и использования целевого капитала, расширение поддержки ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих центров и центров инноваций в социальной сфере.
Относительно новым направлением расширения участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере является социальное предпринимательство.
Термин «социальное предпринимательство» использован в Приказе Минэкономразвития России от 1 июля 2014 г. №411 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации»[1], однако в законодательных актах данный термин не определен.
|
Для обеспечения полноценного законодательного регулирования социального предпринимательства и благотворительной деятельности целесообразно рассмотреть вопросы введения в федеральное законодательство понятия «социального предпринимательства» и провести разработку соответствующих подзаконных актов.
Необходимо масштабировать складывающуюся практику отнесения социального предпринимательства к приоритетным направлениям предпринимательской деятельности, поддерживаемым государством.
2.3. Развитие механизмов частно-государственного партнерства
в социальной сфере
Современная мировая практика демонстрирует значительные возможности в использовании механизмов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) по привлечению ресурсов в социальную сферу,
в частности, в здравоохранение и образование. Существующее федеральное законодательство[2] допускает реализацию проектов в социальной сфере
в рамках концессионных соглашений, однако не регулирует возможность реализации проектов ГЧП в рамках иных возможных форм, используемых
в мировой практике, что снижает возможности привлечения внебюджетных средств в целях инвестиций в социальную сферу.
Данные ограничения предполагается снять в результате принятия федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства
в Российской Федерации» и необходимых подзаконных актов. В целях обеспечения формирования эффективной правоприменительной практики реализации данного закона предполагается разработка рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по их тиражированию.
|
Также планируется обеспечить реализацию на региональном уровне пилотных проектов, предусматривающих привлечение негосударственных управляющих компаний в сферу управления объектами социальной инфраструктуры, а также распространение практики передачи отдельных видов услуг, оказываемых государственными предприятиями
и учреждениями, на исполнение негосударственным организациям.
В качестве отдельного направления рассматривается внедрение практики привлечения добровольческих организаций для работы
в государственных учреждениях.
Расширение поддержки негосударственных организаций, работающих в сфере оказания социальных услуг, будет осуществляться также через механизмы стимулирования благотворительности физических
и юридических лиц, содействия дальнейшему развитию системы корпоративной социальной ответственности, проведения информационных кампаний, включая обеспечение эффективного использования механизмов социальной рекламы.