Задания для домашней работы




Аудиторная работа

1. Перепишите слова и словосочетания, снабдив каждое пометой – книжн., офиц., научн., публ., разг., жарг. Какие слова вам неизвестны? По каким признакам вы определили их стилевую принадлежность?

Полисемичный, среднестатистический, генезис, налогоплательщик, тусовка, договор, нетрудоспособность, идеология, маркированный, тащиться, реорганизация, кайф, санкции, коннотативный, отпад, не кроши батон, иск, фельетон, экспрессия, прикольный, фотосинтез, отрываться, сесть на иглу, прикид, дивиденды, пресс-атташе, баксы, неопровержимые доказательства, брифинг, нижеприведенный, брать на понт, резидент, демилитаризация, ништяк.

2. Объедините фразеологизмы в группы:

а) фразеологизмы, уместные в текстах научного стиля;

б) фразеологизмы, уместные в текстах публицистического стиля;

в) фразеологизмы, уместные в текстах официального стиля;

г) фразеологизмы, уместные в текстах разговорного стиля;

д) фразеологизмы, выходящие за рамки литературного языка, т. е. просторечные.

Какие фразеологизмы можно назвать межстилевыми, т. е. уместными в любом стиле? Объясните значение фразеологических оборотов.

Ахиллесова пята, воротить нос, дамоклов меч, с гулькин нос, кануть в Лету, без сучка без задоринки, шишка на ровном месте, двуликий Янус, козел отпущения, бить челом, белая ворона, дело в шляпе, претворить в жизнь, держать ушки на макушке, халиф на час, филькина грамота, валять дурака, одержать победу, загребать жар чужими руками, вести свою линию, в ус не дуть, стреляный воробей, по крайней мере, как с гуся вода, золотой фонд, семи пядей во лбу, для пущей важности, драть как сидорову козу, играть роль, очертя голову, гнуть свою линию, развесить уши, через пень колоду, без царя в голове, впадать в детство, в чем мать родила, понимать с полуслова, муки Тантала, брать на абордаж, хоть глаз выколи, Авгиевы конюшни, играть в бирюльки, в связи с тем что, подать кассацию, гусь лапчатый, точка зрения, по всей видимости, с жиру бесится, чин чином.

3. К следующим стилистически окрашенным фразеологизмам подберите нейтральные слова­-синонимы:

Сорвать маску, набить карман, разинуть рот, лодыря гонять, у черта на куличках, строить глазки, без году неделя, бить баклуши, вывести на чистую воду, держать язык за зубами, положа руку на сердце, как снег на голову, язык чесать.

К какому стилю речи относятся данные фразеологизмы? Докажите почему.

4. Распределите данные формулы этикета на группы – непринужденные, нейтральные, официальные. Предложите свои варианты. Опишите ситуации, в которых возможно употребление тех или иных формул этикета.

1. Приношу Вам свои извинения. 2. Позвольте Вас представить. 3. Мне очень жаль. 4. Спасибо тебе! 5. Будьте любезны. 6. Разрешите, пожалуйста. 7. Будь другом. 8. Тысяча извинений! 9. Нет проблем! 10. Спасибо за совет. 11. Виноват. 12. Благодарствую. 13. Не за что! 14. Буду должен. 15. Очень вам благодарен. 16. Пардон! 17. Ой, извини! 18. Заметано! 19. Это сущие пустяки! 20. Чрезвычайно признателен Вам.

5. Прокомментируйте рассуждения В. В. Одинцова, написанные в форме воображаемого диалога [1]. Оцените позиции, высказываемые собеседниками с точки зрения такого коммуникативного качества речи, как уместность. В чем, по вашему мнению, заключается уместность речи? О каких видах уместности идет речь в приводимом фельетоне и в рассуждениях Лингвиста? Попробуйте исходя из условий, описанных в фельетоне, смоделировать вариант ответа кандидата в космонавты, который по всем критериям являлся бы уместным. Постарайтесь учесть особенности ситуации общения, возраст говорящих, характер их отношений.

Критик. А ведь русский язык так богат. С помощью синонимов можно выразить тончайшие оттенки: прекрасно, чудесно, восхитительно, великолепно, дивно, отменно, бесподобно, обворожительно, блистательно, волшебно...

Лингвист. Так Вы хотите, чтобы современная молодая девушка говорила: Я смотрела отменный, обворожительный фильм? По мне, пусть лучше скажет потрясный.

Критик. Так Вам нравится молодежный жаргон?

Лингвист. Нет, не нравится. Я только против крайностей. Вот недавно одна газета очень остроумно высмеяла школьный жаргон. В фельетоне рассказывалось, как отбирали для космического полета трех мальчиков. Капитан звездолета спрашивает каждого, как они представляют себе свою задачу после посадки на другую планету.

«Один из мальчиков сказал:

—На этой законной посудине шмякнемся на этот шарик, потом, ясное дело, копыта кверху и хвост набок.

— Как, как?

— Ну отдохнем, поспим...

— Ясно. Продолжайте.

— А после прошвырнёмся к этим лупоглазым потрепаться о культурном контакте...

— Довольно. Следующий».

Первый мальчик не прошел, но и второй оказался не лучше:

«— Брякнусь на эту черепушку и сразу же отключусь на отдых. Потом похромаю к шестилапым насчет культурного обмена...»

А вот как говорит – третий мальчик, речь которого выдается за образец:

«— Ракета превосходная, но все равно после посадка нужен отдых для восстановления сил. Потом можно отправляться к местным жителям с предложением культурного сотрудничества...»

Не дав этому идеальному оратору кончить, капитан в восторге заявил: «Достаточно. Вы приняты!»

А между тем газетное нужен отдых для восстановления сил в устах какого-нибудь семиклассника ничуть не лучше, чем отключиться на отдых. Отправиться с предложением культурного сотрудничества — так мог бы говорить дипломат, а не школьник. Выступая против одного, мы впадаем в другую крайность. Жаргон —это детская болезнь. Хуже, если ребята рано заболеют взрослой болезнью, которую К. И. Чуковский назвал канцеляритом, если они станут говорить штампами деловой или газетной речи. Нужно уметь чувствовать и понимать особенности литературно-разговорной речи, а мы нередко под правильной речью понимаем речь, ориентированную исключительно на нормы книжно-письменного языка.

6. Составьте начало диалогов при встрече людей: 1) в официальной обстановке; 2) старшего и младшего по возрасту в неофициальной обстановке; 3) представителей старшего поколения в неофициальной обстановке; 4) представителей младшего поколения в неофициальной обстановке.

7. Прочитайте отрывок из рассказа А. Чехова «Цветы запоздалые». Объясните, почему ответная реплика доктора медицины Топоркова на вопрос Егорушки производит комический эффект. Найдите в репликах характерные особенности книжной и разговорной речи.

– Правду говорят, что курить вредно? – собрался, наконец, спросить Егорушка.

– Никотин, алкалоид табака, действует на организм как один из сильных ядов. Яд, который вводится в организм каждой папиросой, ничтожен количеством, но зато введение его продолжительно. Количество яда, как и энергия его, находится в обратном отношении с продолжительностью потребления.

Княгиня и Маруся переглянулись: какой он умница! Егорушка замигал глазами и вытянул свою рыбью физиономию. Он, бедняга, не понял доктора.

– У нас в полку, – начал он, желая ученый разговор свести на обыкновенный, – был один офицер. Некто Кошечкин, очень порядочный малый. Ужасно на вас похож! Ужасно! Как две капли воды. Отличить даже невозможно. Он вам не родственник?

Занятие 6

Тема

Разговорный функциональный стиль

Литература

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М., 1978.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.

Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. - М., 1984; 2-е изд., 1989.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение разговорного функционального стиля языка.

2. Какими экстралингвистическими чертами характеризуется разговорный стиль?

3. В чем особенности сниженного стиля произношения?

4. Каковы языковые особенности разговорного стиля?

5. Разграничьте понятия “разговорная речь” и “разговорный стиль языка”.

6.

Аудиторная работа

1. Назовите признаки, на основании которых данные тексты можно отнести к разговорному стилю.

1. (А. Входит в комнату, где работают несколько человек)

А. Здравствуйте //

Б. Здравствуйте //

А. Как я понимаю / вы все пишете отчеты //

Б. Не разгибаясь //

А. А где Вера?

Б. Вера сейчас придет //

А. ладно / я пойду к Толе / мне надо // А потом приду к вам //

Б. Угу // Хорошо //

(А. уходит)

2. (В троллейбусе)

А. (оборачиваясь назад) Не возражаете открыть? (окно)

Б. сейчас // (пытается открыть) Нет / силенок у меня что-то… Не открывается //

А. Ну не надо / не надо //

В. Я вам сейчас помогу // (Встает, старается открыть окно) Нет // Зажато / не идет//

Б. Зажато //

В. Еще зима // (т. е. зимний сезон на транспорте, хотя на дворе апрель)

А. Вся стена горячая!

Б. Батареи //

А. Печки // вся стена //

2. Найдите в словаре десять прилагательных, каждое из которых наряду со стилистически нейтральным значением имеет также и разговорно отмеченное. Употребите их в мотивирующих контекстах.

В своей книге о языке «Живой как жизнь» К. И. Чуковский приводит следующий пример: «…Гордость послышалась мне в голосе одного незнакомца, который подошел к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду, и явно щеголяя высокой «культурностью речи», спросил: «Какие мероприятия принимаете вы для активизации клева?». Прокомментируйте речь незнакомца. Нарушение какого важнейшего коммуникативного качества речи иллюстрирует автор? Приведите свои примеры из повседневной жизни, популярных теле-шоу, политических передач и др., когда речь собеседника явно не соответствовала условиям ситуации общения. Чем, на ваш взгляд, может быть мотивировано использование подобного рода неуместных выражений? (Назовите несколько причин, которые, на ваш взгляд, могли бы мотивировать использование подобного рода неуместных конструкций).

 

Занятие 7

Тема

Стилистический анализ деловой речи

Литература

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М., 1978. - С. 78 - 93.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983. - С. 175 - 183.

Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. - М., 1984; 2-е изд., 1989.

Вопросы для обсуждения

1. Основные черты, функции и сфера употребления официально-делового стиля языка. Жанрово-ситуационные стили деловой речи.

2. Языковые средства официально-делового стиля.

3. Борьба против неуместного использования средств официально-делового стиля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: