Задания по педагогической психологии к летней сессии 2019 года
Курс ЗФО
1. Проведите психологический анализ занятия (школа, детский сад, доп. образование, колледж и др.). Можно использовать приведенные ниже формы анализа занятий или другие формы.
2. Определите модели общения педагога с учащимися, используя диагностику Юсупова. Напишите заключение по результатам диагностики и ваши рекомендации исследуемому.
3. Составьте подборки игр (не менее 7) для детей (учащихся) определенного возраста (например, для младших школьников, старших школьников, студентов и т.п.) или диагностик по темам:
- на развитие навыков учебного сотрудничества,
- игры ‑ коммуникации,
- игры – мотивации,
- игры - знакомства,
- игры – развития внимания,
- игры – развития памяти,
- игры – развития логики,
- игры – развития воображения.
- подборку методик, с помощью которых можно выявить ведущие мотивы деятельности современного педагога
- подборку методик по мотивации учащихся
- подборка методик по исследованию развития когнитивных навыков учащихся
4. Проанализируйте одну из ситуаций.
А) Ученица 10‑го класса полностью игнорирует один из предметов в школе. Умная, способная, независимая, она посещает уроки по этому предмету, но демонстративно ничего не делает, читает книги, журналы. Открыто выражает свое неуважение к учителю и откровенно говорит ему об этом. Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует предпринять классному руководителю?
Б) Учитель ставит двойку отличнице, которая отказалась отвечать на уроке из солидарности с остальными учениками класса. Возмущенный отец (мать) приходит в школу и требует разъяснений у учителя. Смоделируйте диалоги в системах: «учитель–отец (мать)»; «учитель–ученица
В) «Ученик сорвал урок, и учитель вызвал его для беседы». Смоделируйте диалог
Г) «Ученик курит в школе» Смоделируйте диалог
Д) «У старшеклассницы резко снизилась успеваемость», учитель приглашает ее на беседу. Смоделируйте диалог
5. Существуют три основных подхода в работе психолога с педагогами: психоаналитический, бихевиоральный и гуманистический. Познакомьтесь с каждым из них и выделите ключевые характеристики личности успешного педагога и его поведения в рамках каждого подхода. Какой подход выбрали бы вы и почему?
Литература рекомендуемая для выполнения заданий
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000..
2. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия. – М., 1991
3. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. – М., 1998.
4. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1986.
5. Кан‑Калик В. А. Грамматика общения. – М., 1995.
6. Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. – М., 2000.
7. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М., 1983.
8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. – М., 1990.
9. Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя. – М., 1990.
10. Митина Л. М, Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М., 2001.
11. Молодцова Н.Г. «Практикум по педагогической психологии: 2‑е изд»: Питер; Спб.; 2009
12. Педагогическая психология: Методы и тесты / Авторы‑сост.: М. В. Демиденко, А. И. Клюева. – Самара: Бахрах‑М, 2004
13. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. –М., 1998.
14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М., 1998
15. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993.
16. Цетлин В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. – М., 1989.
17. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. – М., 1994.
Приложения.
Психологический анализ занятия (по А.И.Зимней)
Ф.И.О. педагога_____________________________________________________
Категория ___________ Стаж педагогической деятельности _____________
Возраст_______Предмет_______________________________________________________________
Тема учебного занятия _________________________________________________________________
Компоненты анализа | Критерии оценки | ||
+ | +- | - | |
1. Психологическая цель занятия: – развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; - стимулирование мыслительной активности детей; - формирование высоких моральных качеств и убеждений; - учет основных мотивов учебной деятельности (познавательные, коммуникативные, социальные); - учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей; - учет уровня предметной подготовки к занятию; - учет межличностных отношений в группе 2 Стиль деятельности педагога2.1. Подготовленность педагога к занятию: - степень овладения содержание и структурными компонентами занятия; - степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению; 2.2. Рабочее самочувствие педагога в начале занятия и в процессе его осуществления; - собранность - энергичность - настойчивость в осуществлении поставленной цели; - оптимистический подход ко всему происходящему - педагогическая находчивость 2.3. Педагогический такт педагога2.4. Психологический климат в группе: - атмосфера мажорного общения детей друг с другом; - деловые контакты с педагогом 3. Организация познавательной деятельности детей: - использование приемов активизации внимания (концентрации, устойчивости, сосредоточенности и др.) - формы работы для актуализации в памяти детей ранге усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с группой, упражнения для повторения ранее пройденного материала и др.) · уровень формирования знаний детей: · конкретно-чувственных представлений; · понятий · обобщающих образов; · «открытый» и т.д. - приемы и формы работы по активизации и развитию самостоятельности мышления детей: · Система вопросов · Создание проблемных ситуаций · Решение проблемно-эвристических задач · Поисковая, исследовательская работа; - какого уровня понимания добивался педагог от детей: · Описательного · Сравнительного · Объяснительного · Обобщающего · Оценочного · Проблемного - использование творческих работ детей на занятии, приемы руководства творческим воображением детей; · побуждение детей к деятельности: комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой · установки, стимулирующие интерес и волевые усилия. 4. Организованность детей, учет их возрастных особенностей: - выделение педагогом детей по уровню обучаемости - сочетание фронтальной работы с групповыми, индивидуальными формами занятий; - дифференцированный подход к детям в процессе обучения и формирования их личностных и интеллектуальных особенностей: · Уровень самооценки и притязаний · Мотивы усвоения знаний и приобретения практических умений и навыков · Тип темперамента · Уровень интеллектуальных способностей и т.д. |