Устная речь: ее ведущие признаки.




Билет №2

1.Текст и его основные признаки

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.
Основные признаки текста:
тематическое и композиционное единство всех его частей;

наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);

смысловая цельность, относительная законченность.

2.Напишите публичное выступление на тему: «Лидерство-призвание или самоцель?»

Здравствуйте уважаемые слушатели!!! Сегодня я бы хотел поговорить на тему: «Лидерство-призвание или самоцель?»

Для начало давайте разберемся что есть лидерство? Я размышляю над этим словом, исходя из своего, личного понимания. Можно, конечно, заглянуть в словарь. Но самому думать интереснее, чем брать готовое.

Лидер - это тот, кто умеет повести за собой. Или тот, кто просто умеет идти впереди всех, увлекая других своим примером. И то, и другое правильно. Считается, что быть лидером – это круто, выражусь молодежным языком. Некоторые считают, что нужно обязательно стремиться быть лидером, а если ты не лидер – то как бы и никто. Вот тут и начинаются ошибки.

Часто считается, что лидер – это тот, кто умеет подавить других, манипулировать другими, вовлечь против их желания в какое-то дело. Что лидер – это самый громкий человек, простите. Часто видишь, что ребята лезут из кожи вон, чтобы во всем быть первыми, а силенок-то не хватает. Они пытаются утвердить свое лидерство силой и криком. Иногда получается, но ненадолго. Лидером по-настоящему становится тот, кого правдиво уважают.

Лидерство по-разному проявляется в разных ситуациях. Кто-то является лидером в драке, где нужно отстоять свои права кулаками. Кто-то – лидер в учебе, в профессии. А кто-то – бесспорный лидер в семье, где к нему все прислушиваются. Бывает в коллективе лидер-начальник и неформальный лидер. Наверное, не стоит пытаться всегда и везде пробиваться в лидеры. Встречаются, конечно, исключительные личности, которым удается все. Но, конечно, не потому, что они жаждут лидерства. А потому, что они умны, талантливы, отважны, душевны.

Лидерство – это выражение внутренней силы человека, уверенности в себе. Такой человек не боится, не сомневается, потому что знает, что он прав. И такой человек берет ответственность и за себя, и за других. Сначала – за себя, за правильность выбранного пути. А потом и за других, которые идут за ним. Лидерство – в ответственности, в понимании, что твои поступки означают для других и для всего мира.

3. Перепишите, заменяя придаточные предложения с союзным словом который на причастные обороты.
Начало широкому использованию пластмасс положило изобретение целлулоида, созданная на основе целлюлозы. В 1845 году было установлено, что при обработке целлюлозы (хлопковой ваты) азотной и серной кислотами образуется азотнокислый эфир, известеный под названием пироксилина. В 1869 году братья Хайет получили таким образом целлулоид, ставшие производить промышленно с 1872 года. В 1908 году английский исследователь Бакеланд нашел способ производства из того же сырья фенопластов,обладающие способностью при нагревании переходить в неплавкое и нерастворимое состояние. Большое распространение в технике получили прочные прозрачные пластмассы, с успехом заменяющие хрупкое стекло. Наиболее пригодным для этих целей оказался полиметилметакрилат, получающий из ацетона, синильной кислоты и метилового спирта.

Билет 3

1)Диалогическая речь - вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава.

Монологическая речь – вид речи, обращенном к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием: например, «речь про себя».

Устная речь: ее ведущие признаки.

Устную речь нередко характеризуют слова: произносимая, звучащая, говоримая.

Языковые черты устной речи обусловлены ее непосредственностью. В устной речи словоупотребление свободнее, чем на письме – говорящий Словарный состав устной речи невелик, из грамматических форм наиболее часто употребляются местоимения, частицы, именительный и родительный падежи существительных. Наблюдается синтаксическая неполнота конструкций.

Устная речь – это живая речь, которая не только произносится. Звучит, но – главное – создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это – творимая, говоримая речь.

2) Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Жанрами письменной речи являются:

аннотация – краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов: аннотация статьи, монографии;

выписка – выдержка из текста, цитата, то, что выписано из произведения, документа: делать выписки из статей;

заметка – 1. краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти; 2. краткое сообщение в печати: газетная заметка;

изложение – пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами: изложение своими словами;

комментарий – толкование, объяснения к тексту: комментарий к статье;

конспект – краткое, письменное изложение содержания чего-либо: конспект лекции, конспект статьи;

обобщение – общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений: перейти к обобщениям;

описание – сочинение, изложение, в котором описывается что-либо: описание эксперимента;

письмо – 1. средство общения с помощью графических знаков, позволяющее фиксировать речь при передаче ее на расстоянии; 2. написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо;

план – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо: план статьи;

резюме – краткое изложение речи, статьи, краткий вывод;

реферат – краткое изложение содержания книги, статьи (статей), а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи;

рецензия – критическая оценка научного, художественного и др. сочинения, спектакля, фильма: рецензия на спектакль;

статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете: статья на какую-либо тему;

тезис – 1. основная мысль, положение, доказываемое в каком-либо сочинении, в речи: выдвинуть тезис; 2. тезисы (мн. ч.) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции: тезисы доклада.

2)Составьте текст на тему Абылкас Сагинович Сагинов.Роль ученого в становлении нашего вуза

План

1Биография Абылкас Сагинович Сагинов

2) Награды и Премии

3) Научные работы

Родился 27 декабря 1915 года в селе Баян-Аул Павлодарской области[1]. С родителями переехал в Каркаралинск, где окончил школу.

Работал на Успенском руднике мотористом. Окончил Карагандинский горный техникум, а в 1939 году Днепропетровский горный институт.

Далее работал на шахтах Караганды: главный инженер, начальник шахты, главный инженер треста, начальник горного района.

В 1951 году Сагинов успешно защитил диссертацию и стал третьим горным инженером в Казахстане, удостоившимся учёной степени.

В 1952 по 1955 Сагинов руководит Карагандинским научно-исследовательским угольным институтом (КНИУИ).

В 1955 году Абылкас Сагинович становится первым ректором Карагандинского Горного института, созданного в 1953 году.[КарГТУ|]].

Член КПСС с 1941 года. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР (1966—1970), Карагандинского областного и городского Советов народных депутатов, членом обкома Компартии Казахстана.

Герой Социалистического Труда (1971).

Награждён двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Дружбы народов, медалями[2].

Лауреат Государственной премии КазССР (1974).

В 1993 году решением Карагандинского городского Совета народных депутатов за большой вклад в области науки и техники, развитие Карагандинского угольного бассейна и подготовку кадров для народного хозяйства А. С. Сагинову присвоено звание «Почетный гражданин города Караганды».

Указом Президента Республики Казахстан в декабре 1995 года А. С. Сагинову присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники Республики Казахстан».

Казах Научные работы

Абылкас Сагинов был специалистом в области разработки угольных пластов и совершенствования технологии их эксплуатации. Под его руководством в Карагандинском угольном бассейне проводилось внедрение трёхслойной разработки мощного пологопадающего пласта:

Методы анализа и оптимизации технологических схем угольных шахт. Москва, 1974 (соавтор).

Проблемы разработки угольных пластов Карагандинского бассейна. Алма-Ата, 1976.

 

3)Переобразуйте придачные определительные в причасные обороты расставляя знаки препинан

3)Машинастроение является самой сложный и дефференцированной отраслью промышленности производящий машины и станки приборы и агрегаты разнообразные механизмы промышленного бытового и военного назначения приборы и оборудование для научных исследований2).Существует классификация отраслей машиностроения по технико-экономическим особенностям производства определяющий основные различия в требованиях к условиям размещения металлоемкое,трудоемкое и наукоемкое машиностроение.3)Деталь которая установлена в патрон начинает вращаться а деталь установленная в суппорте приближается к первой и достаточно большим давлением воздействует на неё.4)При постоянстве режимов обеспечиваются автоматикой оборудования обеспечивается постоянство качества сварного соединения что в сюав очередь позволяет исключить дорогостоящий 100% ы контроль при обеспечении качества.5)Доменные печи работающися на коксе называются коксовыми а те работающися на древесном угле –древесноугольными.

№ 5 билет

1.Типы текстов, их особенности (описание, повествование, рассуждение).

2. Составьте назывной, вопросный, тезисный планы по предложенному тексту.

3. Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания и вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

Ответ

Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором изображают какое-либо явление действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция: объект описания – его признаки – общая картина – авторская оценка, вывод, заключение. Языковые особенности: перечислительная структура однородных компонентов, перечислительная интонация, преобладание именных частей речи (имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений) и наречий.

Повествование – функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах. Композиция: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Языковые особенности: ряды глаголов со значением последовательности действий, видовременная динамика, особая значимость союзов, порядка слов; выраженность авторской позиции, сценичность повествования.

Рассуждение– функционально-смысловой тип речи, предполагающий словесное выражение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлеченные понятия). Композиция: тезис (высказывается какая-то мысль) – доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождаемые примерами – вывод или заключение.

ответ

Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).
Например:
Кого поймали в море?

О чем плакала пойманная черепаха?

Почему черепаха плакала на самом деле?

Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например:
В море поймали черепаху.

Пойманная черепаха все время плачет.

Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например:
Пойманная черепаха.

Черепашьи слезы.

Настоящая причина слёз черепахи.

 

3 ответ

Компьютерный терроризм (кибертерроризм) — использование компьютерных и телекоммуникационных технологий (прежде всего, Интернета) в террористических целях.

Термин был предложен в 1980-х годах старшим научным сотрудником Института безопасности и разведки Барри Коллином, который использовал его в контексте тенденции к переходу терроризма из физического в виртуальный мир, возрастающего пересечения и срастания этих миров.

Общепринятого определения данного понятия не существует: зачастую, «кибертерроризмом» называют проявления киберпреступности, кибервойны или «обычного»терроризма[2]. Отмечается, что термин используется чрезмерно часто, а опасность явления преувеличивается СМИ и производителями средств информационной безопасности, желающими увеличить продажи своих продуктов.

Если при определении понятия «кибертерроризм» использовать такой же подход, как и в случае с общим понятием «терроризм», то к актам кибертерроризма можно отнести лишь такие атаки на компьютерные системы (особенно через Интернет), которые угрожают имуществу или жизни и здоровью людей, либо способные повлечь серьёзное нарушение функционирования инфраструктурных объектов, и осуществляются негосударственными агентами. Прочие атаки необходимо расценивать как проявления киберпреступности или кибервойны.

Центр стратегических и международных исследований определяет кибертерроризм как «использование компьютерных сетевых инструментов для прекращения функционирования критических объектов национальной инфраструктуры (в частности, энергетических, транспортных, правительственных), либо для принуждения или устрашения правительства или гражданского населения»

Потенциальная опасность актов кибертерроризма является предметом внимания общества, учёных и правительственных организаций, однако назвать какие-либо конкретные атаки такого рода практически невозможно.

Институт технолитики определяет кибертерроризм как «предумышленное совершение действий, нарушающих функционирование компьютеров и/или телекоммуникационных сетей, либо угроза совершения таких действий, с намерением причинить вред или совершённая по социальным, идеологическим, религиозным или политическим мотивам; а также угроза личного характера, совершённая по тем же мотивам»

Билет №6

1 Научный стиль – один из стилей литературного языка, для которого характерна точность, монологичность, нормированность, нацеленность на факты. Примерами научных текстов служат научные статьи, тексты из учебников, монографии, справочники, рефераты и т. д. Можете заглянуть в любой из этих источников, и Вы сразу заметите, что они написаны в научном стиле. Выделим его основные особенности:

Точность и фактографичность;

Монологический характер речи;

Нормированность языка;

Логичность и последовательность изложения;

Использование научной терминологии;

Доказательность изложения;

Объективность изложения;

Отвлеченность и обобщенность;

Ясность и строгость.Цель текста, написанного в научном стиле, - точно и полно изложить научную информацию, основанную на фактах, показать причинно-следственные связи, выявить закономерности. Научный текст стремится к однозначности и точности.

2. Храахтеристика

Студента 1 курса горного факультета

КарГТУ(полностью)

Ф.И.О

Ф.И.О родилась(ся) в 1997 году, по национальности- Монгол. В 2015 году закончив казахскую среднюю школу № 18 г. Копенгаген, поступил(а) КарГТУ (полностью) на горный факультет. В настоящее время учиться на первом курсе.

В процессе учебы (имя) показывает себя в качестве ответственным, требовательным, коммуникабельным и прилежным студентом. Он обладает организаторскими способностями, имеет творческий подход к поставленным задачам.

Занимаеться чем-то, играет на чем-то. В совершенственно владеет русским языком и англииским со словарем.

Характеристика дана для представления по месту требования.

Дата

Декан факультета: подпись

Зав.кафедрой: подпись

Куратор: подпись

3 Штриховое кодирование

В данном тексте говориться об внедрении системы кодирования.

 

№7 билет

 

 

1. Официально-деловой стиль и его особенности.

 

2. Правила публичного выступления. Регламент публичных выступлений.

 

3. Замените причастные обороты придаточными определительными.

 

Часть печи, находящаяся между колошником и распаром, называется шахтой. Часть печи, обращенная усеченным конусом вверх и поддерживающая шихту в распаре вместе с шихтой и колошником, носит название заплечиков. Нижняя часть печи, имеющая форму цилиндра, где скапливаются продукты плавки — жидкий чугун и шлак, — называется горном. Через фурмы вдувается вентилятором или воздуходувными машинами нагретый в воздухонагревателях (кауперах) горячий воздух. Фурмы охлаждаются водой, циркулирующей в пространстве между стенками труб. Огнеупорная кладка печи заключена в стальной кожух, изготовленный из склепанных или сваренных между собой листов.

Основные величины электрического тока

Действия электрического тока могут быть сильными или слабыми. Сила действия электрического тока зависит от величины заряда, который протекает по цепи за определенную единицу времени. Чем больше электронов переместилось от одного полюса источника к другому, тем больше общий заряд, перенесенный электронами. Такой общий заряд называется количеством электричества, проходящим сквозь проводник.

От количества электричества зависит, в частности, химическое действие электрического тока, т.е. чем больший заряд прошел через раствор электролита, тем больше вещества осядет на катоде и аноде. В связи с этим количество электричества можно подсчитать, взвесив массу отложившегося на электроде вещества и зная массу и заряд одного иона этого вещества.

Силой тока называется величина, которая равна отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, к времени его протекания. Единицей измерения заряда является кулон (Кл), время измеряется в секундах (с). В этом случае единица силы тока выражается в Кл/с. Такую единицу называют ампером (А). Для того чтобы измерить силу тока в цепи, применяют электроизмерительный прибор, называемый амперметром. Для включения в цепь амперметр снабжен двумя клеммами. В цепь его включают последовательно.

1. Официально-деловой стиль – это стиль, который обслуживает правовую и административно-общественную сферы деятельности. Он используется при написании документов, деловых бумаг и писем в государственных учреждениях, суде, а также в разных видах делового устного общения.

Среди книжных стилей официально-деловой стиль выделяется относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, но многие его черты: исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, морфология, синтаксические обороты – придают ему в целом консервативный характер.

Для официально-делового стиля характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения.

В официальных бумагах набор используемых языковых средств заранее задан. Самая яркая черта официально-делового стиля – это языковые штампы, или так называемые клише (франц. clich).

Официально-деловой стиль – это стиль документов разных жанров, таких как:

международных договоров,

государственных актов,

юридических законов,

постановлений,

уставов,

инструкций,

служебной переписки,

деловых бумаг и т.д.

Но, несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется общими и самыми важными чертами. К ним относятся:

1) точность, исключающая возможность истолкований;

2) языковой стандарт.

Эти черты находят свое выражение:

 

а) в отборе языковых средств (лексических, морфологических и синтаксических);

 

б) в оформлении деловых документов.

 

Лексические признаки официально-делового стиля речи

Лексическая (словарная) система официально-делового стиля, кроме общекнижных и нейтральных слов, включает:

1) языковые штампы (канцеляризмы, клише): ставить вопрос, на основании решения, входящие-исходящие документы, контроль за исполнением возложить, по истечении срока.

2) профессиональную терминологию: недоимка, алиби, черный нал, теневой бизнес;

3) архаизмы: оным удостоверяю, сей документ.

В официально-деловом стиле недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются крайне редко и, как правило, принадлежат одному стилю:

снабжение = поставка = обеспечение, платежеспособность = кредитоспособность, износ = амортизация, ассигнование = субсидирование и др.

Официально-деловая речь отражает не индивидуальный, а социальный опыт, вследствие чего ее лексика предельно обобщена. В официальном документе пред­почте­ние отдается родовым понятиям, например:

прибыть (вместо приехать, прилететь, прийти и т.д.),

транспортное средство (вместо автобус, самолет, "Жигули" и т. д.),

населенный пункт (вместо деревня, город, село и т.д.) и др.

 

Морфологические признаки официально-делового стиля речи

К морфологическим признакам данного стиля относится многократное (частотное) использование определенных частей речи (и их типов). В их числе следующие:

1) существительные – названия людей по признаку, обусловленному действием (налогоплательщик, арендатор, свидетель);

2) существительные, обозначающие должности и звания в форме мужского рода (сержант Петрова, инспектор Иванова);

3) отглагольные существительные с частицей не- (лишение, несоблюдение, непризнание);

4) производные предлоги (в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании);

5) инфинитивные конструкции: (провести осмотр, оказать помощь);

6) глаголы настоящего времени в значении обычно производимого действия (за неуплату взимается штраф …).

7) сложные слова, образованные от двух и более основ (квартиросъемщик, работодатель, материально-технический, ремонтно-эксплуа­тационный, вышеуказанный, нижепоименованный и т.п.).

Использование указанных форм объясняется стремлением делового языка к точности передачи смысла и однозначности толкования.

 

Синтаксические признаки официально-делового стиля речи

 

К синтаксическим признакам официально-делового стиля относятся:

1) употребление простых предложений с однородными членами, причем ряды этих однородных членов могут быть весьма распространенными (до 8–10), например:

штрафы в качестве меры административного взыскания могут устанавливаться в соответствии с законодательством России за нарушение правил техники безопасности и охраны труда в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве;

2) наличие пассивных конструкций (платежи вносятся в указанное время);

3) нанизывание родительного падежа, т.е. употребление цепочки имен существительных в родительном падеже: (результаты деятельности органов налоговой полиции …);

4) преобладание сложных предложений, в особенности сложноподчиненных, с придаточными условными:

При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника.

 

Жанровое многообразие официально-делового стиля речи

 

По тематике и разнообразию жанров в рассматриваемом стиле выделяют две разновидности:

I – официально-документальный стиль и II – обиходно-деловой стиль.

В свою очередь в официально-документальном стиле можно выделить j язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов (Конституция РФ, законы, уставы), и k язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями (меморандум, коммюнике, конвенция, заявление). В обиходно-деловом стиле различают j язык служебной переписки между учреждениями и организациями, с одной стороны, и k язык частных деловых бумаг – с другой.

Все жанры обиходно-делового стиля: служебная переписка (деловое письмо, коммерческая корреспонденция) и деловые бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол, заявление, доверенность, расписка, автобиография, и др.) – характеризуются известной стандарти­зацией, облегчающей их составление и использование и рассчитанной на экономию языковых средств, на устранение неоправданной информационной избыточности.

2. Правила и особенности публичного выступления

 
 

Для формирования благоприятного имиджа выступающему особенно важны первые минуты контакта с аудиторией. На этом этапе речевого состязания выступающий сможет «выиграть», только овладев навыками эффектного «вхождения» в речь (первые 3-5 минут), когда голос оратора воспринимается комфортно, с удовольствием. Более 38 % передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонация оратора. Если, предположим, оратор находится в состоянии эмоционального возбуждения, излишнего волнения, страха, депрессии, усталости, то по закону эмоционального «заражения» у его слушателей тоже возникнут аналогичные (и нежелательные для них) ощущения. Здесь главное — расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего выступления, заинтересовать собой как неординарной личностью. При этом можно использовать следующие приемы:

сопереживание;

парадоксальное начало;

неожиданный вопрос;

интригующее описание;

интересный или необычно поданный факт;

оригинальная цитата;

комплимент всем собравшимся;

наглядный пример;

шутка;

обращение к непосредственным интересам аудитории.

Возможную реакцию аудитории на будущее выступление можно предугадать, заранее составив социальный портрет слушателя:

социальный состав аудитории (если она неоднородна, нужно выделить наиболее многочисленные группы);

количественный состав аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек);

приблизительный возраст слушателей;

круг особых интересов аудитории и набор «запретных тем», обсуждение которых в данной аудитории нежелательно;

характер образования аудитории, вкусы, пристрастия, потребности.

Кроме того, надо ответить на вопросы: почему и зачем собрались слушатели? Как выступление связано с их интересами и потребностями? Чего они ждут от выступления? Где, когда и как они могут использовать полученную информацию?

Наука риторика предлагает ряд рекомендации, которые могут принести успех:

входите в аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям. Важно всем своим видом убедить их в том, что вам как оратору есть, что сказать, и вы знаете, как это сделать именно в этой аудитории;

дайте возможность слушающим вас рассмотреть. Встаньте так, чтобы аудитория вас хорошо видела, и вы сами легко могли бы «встретиться» взглядом со всеми (по возможности) присутствующими в аудитории. Эта тактика позволит создать у каждого слушателя впечатление, что вы будете выступать именно для него, и даст сигнал для аудитории к управлению своим вниманием;

рассматривая аудиторию, еще раз подкорректируйте ее социальный портрет, созданный на этапе подготовки выступления. При этом скройте ваше «исследование» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброжелательным приветствием. Если ваше выступление начинается в дружественной манере, даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

В ходе многовековой риторической практики выяснилось, что человек психологически не способен слушать оратора более 45 мин (так возник «академический час» в системе обучения). Первые 5-10 мин человек слушает, не отвлекаясь. Затем необходимо привлекать его внимание, вставляя в свою речь каждые 5-10 мин какую-то легкую реплику — шутку, анекдот, яркий пример. В итоге аудитория позднее свяжет выступление воедино в своей памяти с помощью таких «легкомысленных» связок.

Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи — для выступающего 100-120 слов в мин. При такой скорости слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего.

В памяти слушателей сохраняются дольше и прочнее отдельные идеи и фразы в речи оратора, если они эффектно отделены границами — переменой позы, жестом, паузой, изменением громкости голоса, его высоты, интонации. Здесь важно избежать категоричности утверждений, для чего применяют такие приемы, как вводные слова (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме утверждения «Не кажется ли вам, что...?», обращения (дорогие друзья, уважаемые коллеги). Подобные фразы не фиксируются в сознании слушателей, но в подсознании формируют позитивное отношение к выступающему.

На заключительном этапе выступления оратор должен закрепить в эмоциональной памяти слушателей впечатление от увиденного и услышанного. Поэтому разумно повторить ключевые моменты выступления, прибегнуть к выразительной цитате, афоризму (краткому и меткому изречению). Финальные слова опытный оратор всегда скажет «на подъеме», с оптимистической ноткой, чтобы оставить в этом состоянии уходящих слушателей. В заключительной части выступления следует: обобщить самое существенное в выступлении, усилить впечатление, закрепить сказанное, поставить конкретные задачи. Нельзя выносить в заключение какие-то новые мысли и новые факты, так как они не будут восприняты.

 

 

3. Часть печи, который находятся между колошником и распаром, называется шахтой. Часть печи, обращенная усеченным конусом вверх и который поддерживають шахту в распаре вместе с шихтой и колошником, носит название заплечиков. Нижняя часть печи, и который имееть форму цилиндра, где скапливаются продукты плавки — жидкий чугун и шлак, — называется горном. Через фурмы вдувается вентилятором или воздуходувными машинами нагретый в воздухонагревателях (кауперах) горячий воздух. Фурмы охлаждаются водой, который циркулирувает в пространстве между стенками труб. Огнеупорная кладка печи заключена в стальной кожух, изготовленный из склепанных или сваренных между собой листов.

Билет №8

Общая характеристика функциональных стилей речи.


Функциональный стиль речи представляет собой определенную систему языка, которая отвечает за цели и условия общения в определенной сфере и сочетает в себе совокупность стилистических языковых средств. По своей сущности функциональные стили неоднородные, они отличаются друг от друга четко определенной жанровой разновидностью, терминологией и литературной подачей.

Виды функциональных стилей речи

В зависимости от сфер общественной жизни, в которой на сегодняшний день применяется язык, выделяют такие функциональные стили: официально-деловой, научный, публицистический, разговорно-обиходный и художественный.

Официально–деловой стиль

Официально-деловой стиль речи применяется для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). С помощью этого стиля создаются нормативно-правовые акты, протоколы, справки, расписки и т.д.

Официально–деловой стиль имеет ряд особенностей, которые отличают его от остальных стилей речи: императивность, точность (не допустимо применять два толкования), отсутствие эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом стиле широко используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные.

Научный стиль

Главной функцией этого стиля является передача и распространение научной информации, а также доказательства ее истинности. Основными свойствами научного стиля является употребление общенаучных терминов, абстрактной лексики, описание каких – либо открытий либо прецедентов. В научном стиле преобладают краткие вещественные существительные.

Наиболее часто научный стиль встречается в статьях, научно-исследовательских работах, школьных сочинениях, монографиях и учебной литературе.

Публицистический стиль

Данный функциональный стиль речи используется для воздействия, чаще всего идеологического, на широкую публику с помощью средств массовой информации и ораторства. Публицистический стиль чаще всего встречается в таких жанрах как очерк, статья, репортаж, интервью. От других речевых стилистик, научный стиль отличается присущей только ему повышенной эмоциональностью и употреблению общественно-политической лексики.

Разговорный стиль

Этот стиль выступает в роли инструмента непосредственной передачи и обмена информации, касающийся бытовых вопросов и не требующей официальной обстановки. В нем используется преимущественно простая лексика, которая несет в себе эмоциональность, экспрессивность и логическое насыщение. Наиболее распространенный жанр – диалог. Большое значение в разговорном стиле имеют невербальные факторы: жесты и мимика. В нем также допустимы повторы, неполные предложения и вводные слова.

Художественный стиль

Художественный стиль используется при создании художественной литературы. С его помощью автор воздействует на читателя, управляет его чувствами. В художественном стиле присущее богатство лексики, образность и эмоциональность. Возможно также смешивание всех других стилей. Художественный стиль выпол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: