Методические рекомендации
по проведению самостоятельной работы студентов
Модуль № 2 «Биологически важные классы органических соединений»
учебной дисциплины «Биоорганическая химия»
для специальности 31.05.01 «Лечебное дело»
курс ____ I ___семестр _ II ___
Составитель: преподаватель Мищук В.А.
Рецензент: ст.преподаватель Усова М.Г.
Владивосток, 2016
1. Тема: СРС: Биологически важные классы органических соединений.
2. Мотивация изучения темы: Данная тема позволяет закрепить знания принципов строения биополимеров – клеточных компонентов на стадии их первичной и вторичной структуры, являющихся необходимой предпосылкой к пониманию их биосинтеза и биологической роли. Знание темы необходимо при изучении следующих дисциплин:
- биохимии (разделы – гормоны, углеводы, белков, нуклеиновые кислоты);
-биологии (разделы – биология клетки, наследственность и изменчивость, вопросы эволюции);
- гигиены (оценка пищевых углеводов, белков, липидов в патогенезе различных заболеваний).
3.Цели самостоятельной работы студентов:
- изучить строение и свойства углеводов;
- изучить химические свойства аминокислот(АК), пептидов, белков, уметь писать первичную структуру белка;
- научиться писать структурные формулы нуклеозидов, нуклеотидов и соединять их в общую цепь; используя правило комплементарности.
3.1 Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций ОПК-7 по ФГОС специальности 31.05.01 Лечебное дело
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«знать » - строение и свойства моно-, ди-, полисахаридов: схемы реакций солеобразования, этерификации, с формальдегидом, декарбоксилирования, дезаминирования, трансаминирования, образования и электронного строения пептидной связи, качественного анализа АК; первичную, вторичную, иметь представление о третичной и четвертичной структурах белка; строение и роль нуклеозидов, нуклеотидов (в том числе коферментов НАД+ и АТФ); первичную структуру нуклеиновых кислот; лактим – лактамную таутомерию и комплементарность нуклеиновых оснований; вторичную структуру ДНК, РНК; роль АК и белков, нуклеотидов, ДНК, РНК в процессах жизнедеятельности;
|
«уметь» - представлять структуру пентоз и гексоз в циклической пиранозной и фуранозной формах в виде α- и β-аномеров, описывать уравнениями реакций важнейшие свойства углеводов; на основе знаний о структуре АК определять реакцию растворов АК и изменять рН среды, чтобы достичь изоэлектрическую точку (ИЭТ) АК; писать первичную структуру белка и давать название пептидов; объяснять поведение белка в водном растворе; механизмы реакций превращения НАД+ в НАДН; писать структурные формулы нуклеозидов, нуклеотидов и соединять их в общую цепь; используя правило комплементарности, схематически изображать двойную спираль ДНК; объяснять роль иРНК, тРНК при синтезе полипептида в рибосомах; объяснять
«владеть » - навыками прогнозирования направления и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ для использования этих знаний при изучении последующих разделов биоорганической химии и других медицинских дисциплин.
4. Контрольные вопросы.
1. Углеводы (моно-, ди-, поли-, гетерополисахариды).
|
2. Аминокислоты (АК), пептиды, белки.
3. Нуклеиновые основания, нуклеозиды, нуклеотиды, в том числе коферменты НАД+ и АТФ.
4. Нуклеиновые кислоты.
Задания для самостоятельной работы студентов.
Вопросы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы | |
1. Углеводы (моно-ди-,поли-гетерополисахариды). | Для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекций №4
- работа с обязательной и дополнительной литературой, интернет – ресурсами;
Тест № 1
Какое из перечисленных соединений получается в условиях взаимодействия следующих соединений:
а) метил-β-D-галактопиранозид б) метил-2,3,4,6-тетра-О-метил-α-D-галактопиранозид в) метил-α-D- и метил-β-D галактопиранозиды г) 2,3,4,6-тетра-О-метил-β-D-галактопираноза |
Тест № 2
Соотнесите моносахариды с их структурными формулами:
1) α-Д- маннопираноза 2) β-Д-галактопираноза
а) б) в) г) Тест № 3
α- и β-аномеры различаются конфигурацией:
а) последнего хирального атома углерода
б) полуацетального атома углерода
в) второго атома углерода, считая от альдегидной или кетогруппы
Для формирования умений:
Задача № 1
Поясните явление цикло-оксо-таутомерии на примере D- галактопиранозы
Задача на составление открытой и циклической формы моносахарида.
Задача № 2
Какие продукты образуются при взаимодействии a-D-глюкопиранозы а) с этанолом в безводной кислой среде; б) с СН3I в щелочной среде? Напишите схемы реакций с помощью формул Хеуорса.
Задача на механизм SN1, моносахарид в циклической форме.