Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля




Методические рекомендации

по проведению самостоятельной работы студентов

Модуль № 2 «Биологически важные классы органических соединений»

учебной дисциплины «Биоорганическая химия»

для специальности 31.05.01 «Лечебное дело»

курс ____ I ___семестр _ II ___

 

 

Составитель: преподаватель Мищук В.А.

Рецензент: ст.преподаватель Усова М.Г.

 

 

Владивосток, 2016

1. Тема: СРС: Биологически важные классы органических соединений.

2. Мотивация изучения темы: Данная тема позволяет закрепить знания принципов строения биополимеров – клеточных компонентов на стадии их первичной и вторичной структуры, являющихся необходимой предпосылкой к пониманию их биосинтеза и биологической роли. Знание темы необходимо при изучении следующих дисциплин:

- биохимии (разделы – гормоны, углеводы, белков, нуклеиновые кислоты);

-биологии (разделы – биология клетки, наследственность и изменчивость, вопросы эволюции);

- гигиены (оценка пищевых углеводов, белков, липидов в патогенезе различных заболеваний).

3.Цели самостоятельной работы студентов:

- изучить строение и свойства углеводов;

- изучить химические свойства аминокислот(АК), пептидов, белков, уметь писать первичную структуру белка;

- научиться писать структурные формулы нуклеозидов, нуклеотидов и соединять их в общую цепь; используя правило комплементарности.

3.1 Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций ОПК-7 по ФГОС специальности 31.05.01 Лечебное дело

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«знать » - строение и свойства моно-, ди-, полисахаридов: схемы реакций солеобразования, этерификации, с формальдегидом, декарбоксилирования, дезаминирования, трансаминирования, образования и электронного строения пептидной связи, качественного анализа АК; первичную, вторичную, иметь представление о третичной и четвертичной структурах белка; строение и роль нуклеозидов, нуклеотидов (в том числе коферментов НАД+ и АТФ); первичную структуру нуклеиновых кислот; лактим – лактамную таутомерию и комплементарность нуклеиновых оснований; вторичную структуру ДНК, РНК; роль АК и белков, нуклеотидов, ДНК, РНК в процессах жизнедеятельности;

 

«уметь» - представлять структуру пентоз и гексоз в циклической пиранозной и фуранозной формах в виде α- и β-аномеров, описывать уравнениями реакций важнейшие свойства углеводов; на основе знаний о структуре АК определять реакцию растворов АК и изменять рН среды, чтобы достичь изоэлектрическую точку (ИЭТ) АК; писать первичную структуру белка и давать название пептидов; объяснять поведение белка в водном растворе; механизмы реакций превращения НАД+ в НАДН; писать структурные формулы нуклеозидов, нуклеотидов и соединять их в общую цепь; используя правило комплементарности, схематически изображать двойную спираль ДНК; объяснять роль иРНК, тРНК при синтезе полипептида в рибосомах; объяснять

«владеть » - навыками прогнозирования направления и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ для использования этих знаний при изучении последующих разделов биоорганической химии и других медицинских дисциплин.

4. Контрольные вопросы.

1. Углеводы (моно-, ди-, поли-, гетерополисахариды).

2. Аминокислоты (АК), пептиды, белки.

3. Нуклеиновые основания, нуклеозиды, нуклеотиды, в том числе коферменты НАД+ и АТФ.

4. Нуклеиновые кислоты.

Задания для самостоятельной работы студентов.

Вопросы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
1. Углеводы (моно-ди-,поли-гетерополисахариды). Для закрепления и систематизации знаний: - работа с конспектом лекций №4 - работа с обязательной и дополнительной литературой, интернет – ресурсами; Тест № 1 Какое из перечисленных соединений получается в условиях взаимодействия следующих соединений:

а) метил-β-D-галактопиранозид

б) метил-2,3,4,6-тетра-О-метил-α-D-галактопиранозид

в) метил-α-D- и метил-β-D галактопиранозиды

г) 2,3,4,6-тетра-О-метил-β-D-галактопираноза

Тест № 2

Соотнесите моносахариды с их структурными формулами:

1) α-Д- маннопираноза 2) β-Д-галактопираноза

а) б) в) г) Тест № 3

α- и β-аномеры различаются конфигурацией:

а) последнего хирального атома углерода

б) полуацетального атома углерода

в) второго атома углерода, считая от альдегидной или кетогруппы

Для формирования умений:

Задача № 1

Поясните явление цикло-оксо-таутомерии на примере D- галактопиранозы

Задача на составление открытой и циклической формы моносахарида.

Задача № 2

Какие продукты образуются при взаимодействии a-D-глюкопиранозы а) с этанолом в безводной кислой среде; б) с СН3I в щелочной среде? Напишите схемы реакций с помощью формул Хеуорса.

Задача на механизм SN1, моносахарид в циклической форме.

 

2. Аминокислоты (АК),пептиды, белки. Для закрепления и систематизации знаний: - работа с конспектом лекций №5 - работа с обязательной и дополнительной литературой, интернет – ресурсами; Тест № 1 Качественной реакцией на ароматические аминокислоты является а) Селеванова б) Вагнера в) ксантопротеиновая Тест № 2 Трансаминирование - основной путь биосинтеза α-аминокислот из а) α-гидроксикислот б) β-гидроксикислот в) α-оксокислот Для формирования умений: Задача №1 Напишите реакции декарбоксилирования и дезаминирования аспаргиновой кислоты, протекающих in vivo и in vitro. Задача на получение аминокислот в организме и экспериментально. Задача № 2 Приведите строение трипептида Тре-Глу-Асп. Определите область рН, в которой находится ИЭТ данного трипептида. Задача на образование пептидной связи.
3.Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. Для закрепления и систематизации знаний: - работа с конспектом лекций №6 - работа с обязательной и дополнительной литературой, интернет – ресурсами. Тест № 1 К пуриновым основаниям относится а) урацил б) тимин в) аденин Тест № 2 При гидролизе нуклеотида в щелочной среде гидролизу подвергается а) сложноэфирная связь б) сложноэфирная и N-гликозидная связи в) ангидридная связь Для формирования умений: Задача № 1 Напишите таутомерные превращения цитозина. Задача на лактим–лактамную, амино–иминную таутомерию. Задача № 2 Напишите строение участка ГТЦ в ДНК. Задача на построение фрагмента ДНК. Задача № 3. Напишите строение цитидина и дезоксиаденозина, укажите в них N-гликозидную связь. Задача на построение нуклеозидов.

Источники информации

6.1. Литература:

а) обязательная

1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. – М: Дрофа, 2014.

2. Биоорганическая химия: руководство к лабораторным занятиям: учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. Н.А. Тюкавкиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

3. Лекции по биоорганической химии.

б) дополнительная

1.Белобородов В. Л., Зурабян С.Э., Лузин А. П., Тюкавкина Н. А. Специальный курс; под ред. Н. А. Тюкавкиной.- М.: Дрофа, 2009. – Кн.1, 2.,.

2. Лемешко, Т.Н. Методическое пособие по химии: биохимия и биоорганическая химия Учебное пособие Владивосток: Медицина ДВ,2010.-108 с.

3.ЭБС «Консультант студента» https://Studmedlib.ru

4.ЭБС «Университетская библиотека online» https://www. biblioclub.ru

Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля

Приведены в учебном пособии «Биоорганическая химия: руководство к практическим занятиям», тема 10,11,12,13,14, с.104-156.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем при выполнении письменной работы – отчёта по модулю № 2 «Биологически важные классы органических соединений».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь