ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПОСТУПКА УЧАЩЕГОСЯ




Задание по педагогической практике

(ПСИХОЛОГИЯ)

Руководитель по практике (ПСИХОЛОГИЯ):

старший преподаватель кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Корзун Светлана Антоновна,

контактные телефоны: 8-029-767-96-20 (мтс), 8-029-151-42-12 (велком)

e-mail: svk1977.77@mail.ru

Отчетная документация предоставляется на кафедру психологического обеспечения профессиональной деятельности 1 корпус, 13 этаж, ауд. 137.

Психологический компонент производственной практики для студентов непрофильных специальностей: учеб.-метод. пособие / М.Ф. Бакунович, А.М. Гадилия, Е.Л. Головашко и др. – Минск: БГПУ, 2016. (В РЕПОЗИТОРИИ БГПУ)

 

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ

В период прохождения практики студенты должны выполнить 4задания:1. Изучение особенностей личности учащихся подросткового и раннего юношеского возраста.2. Анализ поведения учащегося в конкретной ситуации (анализ отдельного поступка).3. Составление психолого-педагогической характеристики личности учащегося.4. Психологический анализ урока: развитие познавательных процессов учащихся (на примере отдельного познавательного процесса)

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К ЗАДАНИЯМ

Задания № 1, 3

Во время практики каждый студент проводит изучение личности одного учащегося. Так как сроки практики невелики, а объем работы – значительный, необходимо в первые же дни выбрать объект исследования и начать сбор фактического материала с помощью различных методов. Полученные результаты следует фиксировать в специальной тетради или в общем дневнике. Анализ и интерпретация полученных данных позволит студенту составить психолого-педагогическую характеристику личности учащегося (схема характеристики представлена в приложении 1). Содержание основных этапов работы по сбору фактического материала:1. Организационный этап. Студент составляет индивидуальный план работы по изучению психологических особенностей учащегося (обозначает сроки выполнения каждого задания, указывает содержание работы, обосновывает выбор конкретного учащегося в качестве объекта исследования и др.). Объектом исследования может быть любой ученик по выбору студента. В случае затруднения помочь сделать выбор может классный руководитель, школьный психолог. 2. Гипотетический этап. Студент актуализирует знания об особенностях психического развития учеников в подростковый и юношеский периоды, об индивидуально-типологических характеристиках (темперамент, характер, способности), о мотивации учебной деятельности. Для этого необходимо обратиться к учебникам, учебным пособиям, психологическим словарям, конспектам лекций. Студент наблюдает за поведением и деятельностью ученика и выбирает оптимальные методы и методики диагностики.3. Экспериментальный этап. На этом этапе студент самостоятельно проводит сбор данных. Необходимое минимальное количество методик исследования на одного испытуемого – три. Первичные данные (например, ответы учащегося на вопросы анкеты, результаты его диагностики и т. д.) должны быть сохранены студентом и приложены к отчетной документации. Помимо результатов методик, проводимых студентом самостоятельно, в характеристике также должны учитываться и другие, дополнительные данные. К ним относятся: · результаты непротоколированного наблюдения за поведением и деятельностью ученика на уроке (в том случае, когда студент самостоятельно проводил урок или присутствовал на уроке и попутно заметил интересные факты);· мнение о личностных характеристиках ученика, высказанное классным руководителем, учителем-предметником в процессе беседы;· результаты предыдущих исследований данного ученика, которые может предоставить студенту школьный психолог (если информация школьного психолога не является информацией конфиденциального характера);· результаты анализа письменных и\или творческих работ данного учащегося (например, результаты анализа сочинения). После получения первичных данных студент проводит их количественную обработку. Количественная обработка включает подсчет баллов, определение уровней изучаемого психического феномена, составление классификаций, построение графиков, схем (при необходимости).

4. Конструктивный этап. На этом этапе студент оформляет результаты исследования в форме характеристики с выводами, имеющими рекомендательный характер. В характеристике обязательно должны присутствовать примеры, иллюстрирующие конкретное поведение, особенности личности ученика. Целесообразно сформулировать психолого-педагогические рекомендации относительно развития личности учащегося, обозначить пути коррекции плана обучения на основе полученных результатов (сформулировать цели развития, развивающие задачи урока и т. д.).

5. Рефлексивный этап. Студент анализирует собственные впечатления от проведенной работы, выявляет трудности, которые возникали в процессе работы. Важным для профессиональной подготовки является оценка студентом собственной компетентности (уровня оперирования теоретическими знаниями, педагогических и исследовательских умений), формулирование рекомендаций для собственного профессионального и личностного развития.

Задание № 2

Во время практики каждый студент проводит анализ одного конкретного поступка учащегося (примерная схема анализа поведения учащегося в конкретной ситуации представлена в приложении 2). Данное задание ориентировано на формирование умения анализировать поведение учащихся, выявлять внутренние причины их поступков и действий. Студент определяет конкретный поступок для анализа самостоятельно. Примером поведения ученика в конкретной ситуации может быть следующее: «ударил одноклассника», «отказался отвечать на уроке», «помог слабому ученику разобраться в задании» и т. д. Важно соблюдать так называемую «культуру наблюдения»: заметить, выявить не только внешние характеристики поведения, но и те психические процессы, состояния и свойства личности, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Например, отказ ученика выполнить распоряжение учителя не всегда является недисциплинированностью или упрямством. Если обратить внимание на содержание требования, на тон обращения учителя к ученику, на специфику ситуации, то отказ можно интерпретировать, как проявление самолюбия, как оскорбленное чувство собственного достоинства, как попытку утвердить свою самостоятельность и т. д. Специфика поступков (помог однокласснику, заступился за слабого, не побоялся сказать правду и т. д.) показывает сформированность определенных качеств личности, черт характера. Для того чтобы поступок был грамотно интерпретирован, студент должен быть очевидцем событий и описать поведение ученика как можно более подробно. С этой целью важно конспектировать последовательность событий, указывать реплики участников ситуации, характер внешних воздействий, реакции ученика, внешние проявления эмоций и чувств. Конспектировать последовательность событий лучше сразу же после того, как поступок произошел (установлено, что через 2 часа в памяти человека сохраняется примерно 40 % первоначальной информации). Помимо наблюдения целесообразно использовать метод беседы. В результате беседы с учеником можно узнать мотивы и цели поведения, особенности осознания учеником собственного поведения.

Задание № 4

Приобретение навыков психологического анализа урока является одной из главных задач практики. Значимость данного навыка объясняется следующим. Во-первых, учителю необходимо уметь учитывать особенности психического развития учащихся, их индивидуальности в процессе организации обучения, во-вторых, способствовать развитию познавательных процессов и свойств личности школьников, добиваться формирования у учащихся системы научных знаний. Анализ условий и причин действий учителя на уроке, оценка его взаимодействия с учениками, систематизация опыта лучших учителей позволяет студенту осознать значение психологии как основы эффективного обучения, воспитания, общения. Психологический анализ урока проводится на основе наблюдения. Студенту необходимо вести четкую протокольную запись хода урока. Объектом наблюдения является работа учителя и деятельность учащихся. Следует наблюдать не деятельность вообще, а действия, направленные на развитие отдельного познавательного процесса, например, внимания или памяти или восприятия и т. д. Примерные вопросы, ориентирующие студентов в том, как развивать на уроке определенный познавательный процесс, представлены в приложении 3. Фиксация результатов должна проводиться в соответствии со схемой протокола урока (примерная схема приведена в приложении 4).

При наблюдении урока необходимо стремиться к максимальной полноте записи. На основе протокольной записи и ее психологической интерпретации составляется психологический анализ урока с точки зрения развития отдельного познавательного процесса (например, внимания, памяти или восприятия и т. д.). В заключительной части дается общая оценка урока, формулируются выводы и предложения по повышению эффективности деятельности, в частности, студенту рекомендуется ответить на следующие вопросы:

    • Достиг ли урок поставленных учителем целей?
    • Соответствовал ли урок основным психологическим и дидактическим требованиям?
    • Какое воспитательное воздействие оказал урок на личность учащегося?
    • Какие моменты в деятельности учителя были наиболее удачными?
    • Что желательно учесть или устранить при подготовке следующего урока?

 

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося (объем – 3 страницы (компьютерный вариант), 5 – 7 страниц (рукописный вариант). 2. Первичные материалы по изучению личности учащегося (дневники наблюдений, опросные листы и т. д.). Первичные материалы должны показывать, что студент применил для изучения личности учащегося не менее трех методик. 3. Анализ поведения учащегося в конкретной ситуации с описанием анализируемой ситуации. 4. Психологический анализ урока: развитие познавательных процессов учащихся (на примере отдельного познавательного процесса) с протоколом наблюдения. 5. Отчет по психологическому аспекту практики (в отчете необходимо раскрыть следующие вопросы: какая работа проводилась по психологическому изучению личности учащегося; какие конкретные недостатки в своих личностных и профессиональных качествах Вы обнаружили в начале прохождения практики; что вы предпринимали в ходе практики по совершенствованию профессионально-педагогических личностных качеств, и какие результаты были достигнуты).

Итоговая документация должна быть представлена руководителю по психологии своевременно (не позже, чем за неделю до окончания практики).

Отчетная документация может быть оформлена в рукописном или компьютерном варианте.

Если документы оформляются «от руки», требования к оформлению следующие. Текст должен быть написан грамотно, разборчиво и аккуратно, контрастным стержнем (черного или синего цвета), соблюдая поля, абзацы. Новый документ следует начинать с новой страницы.

В том случае, если документы оформляются в электронном варианте, требования к оформлению следующие: Шрифт – 14 пт. Times New Roman, Поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 см. Текст должен быть отформатирован по ширине с соблюдением абзацев, оформлен аккуратно и грамотно.

Ссылки на литературу и интернет-источники оформляются следующим образом: например,[2, 11–20], это значит: источник 2, страницы 11–20. Обязательно оформляются ссылки на источники диагностических методик.

Первичные данные (ответы учащихся, протоколы наблюдений и т. д.) не следует оформлять в « чистом виде » и электронном варианте.

Титульная страница оформляется стандартно и включает название учреждения образования, название работы, указание фамилии, имени, отчества исполнителя, факультета и группы. Кроме этого указывается фамилия и инициалы руководителя практики по психологии, год выполнения работы.

Документация, выполненная без учета требований, возвращается студенту на доработку.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ 1. Общие сведения об учащемся. Ф.И.О ученика, возраст, класс, принадлежность к общественной организации, общее физическое развитие, состояние здоровья. Основные события в жизни ребенка.Взаимоотношения в семье. Особенности семейного воспитания.2. Особенности личности учащегося. Направленность личности ( установки, мечты, убеждения, идеалы и др.). Интересы школьника (содержание, широта, глубина, устойчивость и активность). Жизненные планы. Профессиональные намерения. Особенности самосознания: характер самопознания, самоотношение, самооценка и уровень притязаний, саморегуляция поведения и деятельности. Самовоспитание.3. Личность учащегося в системе межличностных отношений. Социальный статус, социальные роли учащегося и их проявление в поведении (стремление к лидерству, избегание активности и т. д.). Социальные установки, стереотипы, предубеждения. Отношение к социальным ожиданиям группы. Взаимоотношение с одноклассниками, учителями. Барьеры в общении. Референтная группа. Особенности восприятия и понимания другого человека (понимание поступков, стратегий поведения одноклассников и учителей). Самопрезентация и самораскрытие личности в общении. Характер общения, конфликты. Отношение к мнению класса, к требованиям и критическим замечаниям одноклассников. Участие в общественной жизни класса и школы. 4. Особенности эмоционально-волевой сферы. Особенности переживания: виды эмоций, преобладающее настроение, содержание эмоций. Динамические характеристики эмоций: глубина, сила и устойчивость переживания, внешнее выражение эмоций. Умение управлять эмоциональными переживаниями. Эмоциональные реакции на педагогические воздействия, события в жизни класса. Отношение к оценке и критике. Реакция на успех и неудачу. Характеристики воли (умение ставить цели, определять пути и средства достижения целей, преодолевать препятствия и т. д.). Волевые качества личности.5. Характеристика познавательной деятельности. Особенности внимания, памяти, мышления, воображения, устной и письменной речи. Индивидуальные и возрастные особенности познавательных процессов. 6. Индивидуально-типологические особенности учащегося. Особенности темперамента. Сильные и слабые стороны характера. Способности и их проявления.7. Учащийся как субъект учебной и внеучебной деятельности. Сформированность учебной деятельность (отношение к учению, активность на уроках, мотивы и цели учебной деятельности, выполнение учебных обязанностей, учебные действия). Особенности усвоения ЗУН (успеваемость и уровень знаний, уровень освоения умений и навыков). Труд: отношение к труду, его мотивы, трудовые навыки и умения. Досуг: основные занятия в свободное время, внеучебные интересы и формы их проявления (участие в работе кружков, секций и т. д.).8. Психолого-педагогические выводы. Основные достоинства и слабые стороны формирующейся личности, прогноз ее развития. Текущие и перспективные задачи обучения и воспитания учащегося.

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПОСТУПКА УЧАЩЕГОСЯ

  1. Мотивация поведения:
    • мотивы поведения («Почему ученик так поступил?»);
    • цели поведения («Для чего ученик так поступил? Каких результатов он хотел достичь данным поступком?»).
  1. Характеристика действий:
    • способы достижения цели ( их обоснованность, эффективность);
    • соответствие действий условиям ситуации;
    • соответствие результатов целям деятельности.
  1. Особенности личности, проявившиеся в ситуации:

· индивидуально-типологические (свойства темперамента, черты характера);

· эмоционально-волевая сфера (внешнее проявление эмоций, высшие чувства, настойчивость, целеустремленность и др.);

· направленность личности (идеалы, установки, убеждения).


Приложение 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: