педагог дополнительного образования
Назмутдинова Алсу Рустамовна
МАУДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1»
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве не обязательно "дочка" или "сынок", она - партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит "замена" реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения.
Куклотерапия - это метод коррекции с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок - взрослый.
Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться с взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Куклы, по мнению многих психологов, позволяют чувствовать себя защищенным при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь.
Куклотерапия помогает детям развивать некие навыки, такие как:
- развитие коммуникативных навыков.
- развитие самосознания.
- развитие грубой и мелкой моторики.
- разрешение внутренних конфликтов.
- профилактика и коррекция страхов.
- развитие речи.
Применение куклотерапии в сфере образования становится более эффективной, так как это позволяет не только повысить активность детей во время занятия, но и влияет на их эмоциональное состояние.
На своих занятиях в объединении «Театр добрых дел» я часто применяю метод куклотерапии. Цель программы объединения «Театр добрых дел» является создание кукольного театра для оказания волонтерской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
На индивидуальных занятиях использую прием - «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Я замечаю, как в ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как она должна себя вести, что делать, и говорить. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки (сценке). Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, формируют коммуникативные навыки. Опыт использования куклы-марионетки рекомендую в группах как компенсирующей, так и общеразвивающей направленности дошкольных образовательных учреждений, всем кто работает с детьми.
Структура занятия:
1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.
2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.
3. Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.
4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.
5. Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
Поэтому именно театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Список литературы
1. Григорьева, Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. [Текст] / Т.С. Григорьева. – М.: ТЦ – Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
2. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Капщук, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся играя. — Ростов-на-Дону, 2011.
4. Развитие ощущений восприятия у от младенчества младшего школьного: игры, упражнения, / Н.В..- Ростов н/.: Феникс, 2007. — 319 с.
5. Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольника." [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=24455