Телосложение — пропорции тела, которые во многом определяются наследственностью. Различают в основном три типа телосложения: астенический — узкая грудная клетка; нормостенический — нормальная грудная клетка; гиперстенический — широкая грудная клетка.
Сравнивая свои показатели роста и массы с должными показателями, необходимо учитывать тип телосложения (табл. 2.1.1).
Таблица 2.1.1
Рекомендуемая масса тела для мужчин и женщин
в возрасте 25–30 лет (no A. A. Покровскому)
Рост, см | Формы грудной клетки | ||
Узкая | Нормальная | Широкая | |
Масса, кг | |||
Женщины | |||
49,2 | 55,2 | 61,6 | |
52,1 | 58,5 | 64,8 | |
55,3 | 61,8 | 67,8 | |
57,8 | 64,0 | 70,0 | |
60,3 | 66,5 | 72,5 | |
62,7 | 68,9 | 74,9 | |
Мужчины | |||
53,5 | 60,0 | 1 66,0 | |
57,1 | 63,5 | 69,5 | |
60,5 | 67,8 | 73,8 | |
65,3 | 71,7 | 77,8 | |
68,9 | 75,2 | 81,2 | |
182,5 | 70,9 | 77,2 | 85,2 |
Набрать массу тела помогут регулярные занятия тяжелой атлетикой, атлетической гимнастикой, гиревым спортом и др. Занятия видами спорта, развивающими выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, аэробика и др.), способствуют снижению массы тела.
Говоря о пропорциях тела, росте и массе тела, многих юношей и девушек, имеющих нормальный рост и массу, часто не удовлетворяют формы отдельных частей их тела. Коррекция телосложения возможна как при занятиях определенным видом спорта, так и при избирательном применении специальных упражнений, развивающих отдельные мышечные группы. В настоящее время тщательно разработаны методики и накоплен большой опыт такой работы в атлетической гимнастике, тяжелой атлетике, спортивной гимнастике. С помощью тренера, преподавателя можно выбрать специальную систему подготовки, позволяющую развить ту или иную мышцу, избавиться от лишнего жира или от худобы. Здесь важна индивидуальная дозировка и оптимальное чередование отделъных упражнений в цикле тренировочных занятий.
|
2.1.5. Организация и содержание методико-практического занятия
Цель: ознакомиться с методикой оценки осанки и ее коррекции.
Оборудование: плакаты, рисунки, таблицы, протокол занятия, протокол исследования осанки.
Ход занятия:
1. Преподаватель кратко сообщает цель, задачи и структуру занятия, знакомит с основными признаками правильной осанки, причинами и признаками нарушений осанки, методикой оценки.
2. Исследование признаков осанки на примере подготовленного студента. Занесение результатов исследования в протокол занятия, отметив знаком «+» или «v» соответственно исследуемых признаков.
3. Определение типа осанки по результатам исследуемых признаков.
4. Составление комплекса корригирующей гимнастики для типа осанки, выявленной в процессе исследования на занятии. Для выбора упражнений и составления комплекса используется рисунки примерных комплексов для всех типов осанок.
5. Просмотр и обсуждение техники выполнения упражнений, соответствующих типу исследуемой осанки. Упражнения демонстрирует подготовленный студент. Преподаватель контролирует последовательность и правильность выполнения упражнений.
Домашнее задание
Исследовать свою осанку, придерживаясь освоенной на учебном занятии методики. Результаты занести в протокол. Проанализировать результаты исследуемых признаков, определить тип осанки, составить комплекс корригирующей гимнастики. При необходимости проконсультироваться с преподавателем.
|
В результате этого методико-практического занятия студенты должны:
знать а) основные признаки правильной осанки; б) наиболее часто встречающиеся нарушения осанки; в) простейшие методы коррекции осанки; г) типы телосложения и способы коррекции его;
уметь а) оценить свою осанку и телосложение; б) исправлять деформации осанки; в) применить специальные упражнения для стимуляции роста, снижения или наращивания массы тела.
Протокол занятия
Тема: методика оценки осанки
Студент __________________________________________________________
Спортивная специализация __________________________________________
Тип осанки _______________________________________________________
Вид осмотра | Состояние отдельных частей тела | Признаки осанки | Результаты исследования |
Спереди | 1. положение головы 2. расположение ключиц 3. состояние грудной клетки 4. состояние живота | — строго вертикально; — слегка опущена; — слегка приподнята. — на одном уровне; — асимметричное. — симметрична относительно средней линии; — асимметрична. — симметрично относительно средней линии. | |
Сзади | 1. состояние линий надплечий 2. расположение лопаток 3. состояние треугольников талии 4. расположение ягодичных складок | — на одном уровне; — ниже (выше) правое надплечье; — ниже (выше) левое надплечье. — углы лопаток на одном уровне; — правый (левый) угол опущен; — правый (левый) угол приподнят. — равномерный; — правый выраженнее; — левый выраженнее. — на одном уровне; — правая выше (ниже); — левая выше (ниже). — на одном уровне; — правая выше (ниже); — левая выше (ниже). | |
Сбоку | 1. состояние живота 2. выраженность физиологических изгибов: поясничного, шейного | — втянут (норма); — выпячен; — западает. — умеренно выражен (до 5°); — увеличен; — уменьшен — умеренно выражен (до 2°); — увеличен; — уменьшен. |
|
Контрольные вопросы
1. Раскройте правила сохранения правильной осанки сидя, стоя, при ходьбе, поднятии тяжестей.
2. Продемонстрируйте основное упражнение, используемое как для оценки правильности осанки, так и для ее коррекции.
3. Продемонстрируйте 2–3 упражнения для оздоровления позвоночника из системы П. С. Брэгга.
4. Раскройте содержание и значение корригирующей гимнастики.
5. Каким образом можно корригировать телосложение?