Тема: КИНЕМАТИКА и ДИНАМИКА КШМ ДВС.
План
1. Кинематика кривошипно-шатунного механизма ДВС.
2. Динамика КШМ.
3. Уравновешивание двигателей.
4. Крутильные колебания коленчатого вала.
Содержание лекции
Кинематика КШМ двигателей внутреннего сгорания.
Кинематика механизмов – раздел теории механизмов, который изучает движение звеньев механизма
Кривошипно-шатунный механизм поршневого двигателя служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня, воспринимающего давление газов, во вращательное движение коленвала.
Рассмотрим схему центрального КШМ двигателя рис. 1.
Основными геометрическими размерами КШМ являются радиус R кривошипа коленвала и длина шатуна L.
Поршень перемещается от верхней мертвой точки (ВМТ.) до нижней мертвой точки (НМТ.) совершая полный ход S.
Шатун совершает переносное движение вместе с поршневым пальцем и качательное вокруг поршневого пальца, отклоняясь от оси цилиндра на угол β.
Коленчатый вал совершает вращательное движение, при этом φ – угол поворота кривошипа коленчатого вала;
При повороте кривошипа на угол φ, перемещение поршня составит Sφ
Рисунок 1 |
будет при φ, равным 90 и 270о.
Задачами кинематики кривошипно-шатунного механизма является определение угловой скорости и ускорения кривошипа коленчатого вала и перемещения, скорости и ускорения поршня.
Угловая скорость ω вращения коленчатого вала определяется как первая производная углового перемещения кривошипа по времени. При условии постоянства угловой скорости она может быть выражена через заданное число оборотов коленчатого вала в минуту
|
ω = dφ/dt = 2πп/60 ≈ 0,1047 п рад/сек.
Угловое перемещение кривошипа φ при ω = const определяется по формуле равномерного движения
φ = ωt или φ = 6nt°
где – ω угловая скорость вращения коленчатого вала, с- 1;
n – частота вращения коленчатого вала, мин.- 1
Перемещение поршня Sφ (рис.1).
На рисунке 2 представлены кривые перемещения поршня в зависимости от угла поворота кривошипа.
Рис. 2. Кривые перемещений поршня.
При φ = 0° Sп = 0;
При φ = 90° Sп = R (1 + λ/2);
При φ = 180° Sп = 2 R
При повороте кривошипа от положения ВМТ на первые 90° (φ = 90°) перемещение поршня значительно больше, чем при повороте кривошипа на следующие 90° (φ = 180°). Это объясняется тем, что движение поршня происходит под влиянием двух причин: перемещения шатуна вдоль оси цилиндра, и отклонения оси шатуна от оси цилиндра, с которой он совпадает при положении поршня в ВМТ. Оба эти фактора вызывают перемещение поршня в одном направлении, вследствие чего поршень при повороте кривошипа на первые 90° от ВМТ проходит больше половины своего хода.
Скорость поршня.
На рисунке 3 приведены кривая зависимости скорости поршня от угла поворота кривошипа. Скорость поршня считается положительной, когда её вектор направлен от ВМТ к НМТ, и отрицательной при обратном направлении вектора.
В ВМТ и НМТ скорость поршня равна нулю вследствие изменения в этих точках направления движения поршня. При φ = 90° vп = Rω, т.е.скорость поршня равна окружной скорости оси шатунной шейки.
Для современных автомобильных двигателей vп = 10…16 м/с.
|
Рис. 3. Кривые скорости поршня.
Ускорение поршня.
Зависимость ускорения поршня jп в зависимости от угла поворота криво-
шипа коленчатого вала показано на рис. 11.4.
Рис. 4. Кривые ускорений поршня.
Из графиков ускорения поршня видно,
При φ = 0° ωптах = Rω 2(1 + λ);
При φ = 180° ωптin = - Rω 2(1 - λ);
Ускорение поршня положительно, если его вектор направлен к оси коленчатого вала. У ВМТ ускорение всегда положительно, а у НМТ – отрцательно, независимо от направления движения поршня. В тот момент, когда шатун и кривошип образуют прямой угол, ускорение поршня равно нулю.
Динамика кривошипно-шатунного механизма