НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ




Как и следовало ожидать, этот опыт оказывает глубокоевлияние на отношение переживших его людей к физической смерти,особенно тех из них, которые не думали, что есть что-либо послесмерти. В той или иной форме все эти люди высказывали одну и туже мысль, - что они больше не боятся смерти. Это, однако,требует пояснения. Во-первых, определенные виды смерти очевиднопредставляются нежелательными и, во-вторых, никто из опрошенныхмной людей не ищет смерти, не желает ее. Все они чувствуют, чтоу них есть определенные задачи в этой физической жизни и всеони, вероятно, согласились бы со словами одного человека,который говорил мне: "Я должен еще довольно много сделать вэтой жизни, прежде чем уйти из нее". Например, все онибезусловно отвергают самоубийство, как средство возвращения вту реальность, в которой они побывали во время своего опыта.Просто теперь состояние смерти не представляется чем-тострашным, угрожающим. Давайте посмотрим несколько отрывков, вкоторых объясняется такое отношение к смерти: 1. "Я полагаю, что этот опыт что-то определил в моейжизни. Я был ребенком, мне было всего десять лет, когда этопроизошло, но и сейчас, то есть на протяжении всей моей жизни,я сохранил абсолютное убеждение в том, что есть жизнь и послесмерти. У меня нет и тени сомнения в этом. Я не боюсь умереть.Некоторые люди, которых я знаю, так боятся этого, так запуганы.Я всегда улыбаюсь про себя, когда слышу людей сомневающихся впосмертном существовании или говорю им: "Когда умрете -увидите". Про себя думаю: "Они действительно не знают этого". Вмоей жизни мне пришлось пережить много всевозможныхприключений. Однажды я был под угрозой револьвера,приставленного к моему виску. Но это не очень испугало меня,потому что я думал: "Ну что ж, если я действительно умру, еслиони убьют меня, я знаю, что я все равно буду жить где-то вдругом месте". 2. "Когда я был маленьким мальчиком, я бывало боялсясмерти. Я просыпался по ночам, плакал и устраивал истерики. Моимать и отец вбегали в мою комнату, чтобы узнать, что произошло.Я говорил им, что не хочу умирать, но я знаю, что это случитьсясо мной и просил их, чтобы они, если это возможно, спаслименя.. Моя мать успокаивала меня, говоря: "Нет, просто это путьпо которому мы все пойдем, все с этим встретимся". Онаговорила, что все мы должны идти туда в одиночку, и когдапридет время все мы должны сделать это хорошо. Спустя много лет после того, какмоя мать умерла, я говорил о смерти с моей женой. Я по-прежнему боялсяэтого, я не хотел, чтобы она приходила. Но после зтого опыта я не боюсь смерти. Это ощущениеисчезло. Я больше не чувствую себя ужасно на похоронах. Я дажев каком-то смысле рад за умерших, потому что знаю, гденаходятся те, которые умерли. Я верю в то, что Господь послал мне этот опыт, чтобы ятаким образом узнал о смерти. Конечно, мои родители успокаивалименя, но Господь показал мне это, чего они конечно сделать немогли. Теперь я не обсуждаю эту проблему, но я знаю об этом исовершенно спокоен". 3. "Теперь я не боюсь умереть. Это не значит, что смертьдля меня желанна или что я хочу умереть прямо сейчас. Я не хочуэтого, потому что я полагаю, что должен жить здесь. Но я небоюсь смерти, потому что я знаю куда пойти после того какоставлю этот мир, так как я уже был там раньше". 4. "Последнее, что скказал мне свет перед тем, как явернулся в свое тело обратно к жизни, - было, если выразить этократко, - "я вернусь к тебе". Он говорил мне, что сейчас я будувозвращен обратно к жизни и буду жить, но будет время, когда мыс ним снова встретимся, и что тогда я действительно умру. Такчто я знаю, что снова встречусь с этим светом и с этим голосом,но я не могу сказать, когда это произойдет. Я думаю, что этобудет очень похоже на то, что я пережил, но все будет лучше,так как я теперь знаю, что меня ожидает и я не буду так смущенкак тогда. И все же я не думаю, что мне захочется вернутьсятуда в ближайшее время. Я хочу еще многое сделать в этом мире". Как видно из приведенных примеров, основная причина из-закоторой смерть перестает быть чем-то устрашающим, заключается втом, что человек, переживший подобный опыт, уже не сомневаетсяв том, что жизнь не прекращается со смертью тела. Причем, длятакого человека это уже не абстрактная возможность, а факт изего собственного опыта. Давайте рассмотрим концепцию "аннигиляции", которую мыобсуждали в самом начале книги. Согласно этой концепции смертьпредставляется в виде "засыпания" либо "забывания". Людипережившие "смерть "решительно отвергают такое сравнение. Онипредлагают аналогии, согласно которым смерть есть переход изодного состояния в другое, или выход сознания на более высокийуровень бытия. Одна женщина, которая видела своих родных,явившихся встретить ее во время ее "смерти", сравнивает смертьс "возвращением домой". Другие говорят, что смерть подобнакакому-то приятному событию, например, пробуждению, окончаниюшколы или освобождению из тюрьмы. 1. "Некоторые говорят, что мы не употребляем слова"смерть" потому, что мы всегда стремимся избежать ее. Чтокасается меня, то это совершенно неверно. Я думаю, что если бывы пережили то же самое, что и я, то вы бы сердцем знали, чтонет другой такой же прекрасной вещи как смерть. Вы простопереходите из одного состояния в другое, как, скажем, из школыв колледж". 2. "Жизнь подобна тюремному заключению. Но в этомсостоянии мы просто не понимаем, какой тюрьмой является для наснаше тело. Смерть подобна освобождению, выходу из тюрьмы. Этопожалуй самое лучшее с чем я мог бы ее сравнить". Даже те люди, которые придерживались до этого тех или иныхтрадиционных взглядов на природу посмертного существования,после своего столкновения со смертью в каком-то смысле начинаютк этому относиться по-другому. Я не встретил ни одногочеловека, который в своем рассказе описывал распространеннуюмифологическую картину посмертного бытия. Ни один не упоминал о небесах, изображаемых на карикатурах, с жемчужнымивратами, улицами, вымощенными золотом, и крылатыми ангелами, играющимина арфах. Так же ничего не говорилось об адском пламени и чертях свилами. Так что в большинстве случаев модель посмертной награды -наказания отсутствовала или отвергалась даже теми, кто до этогообычно думал в рамках таких понятий. К своему великомуизумлению они обнаруживали, что даже тогда, когда в присутствиисветящегося существа демонстрировались их несомненно ужасные игрешные поступки, они не чувствовали с его стороны никакойярости или гнева, а только одно понимание и даже юмор. Одна женщина рассказывает, что во время этого "фильма" оее жизни в присутствии светящегося существа, она виделанесколько сцен, во время которых она не проявила любви, а одинлишь эгоизм. Тем не менее, она говорит: "Его (т. е. света)отношение к этим эпизодам, когда мы дошли до них, простосводилось к тому, что те события были для меня уроком". Вместо упомянутой нами старой модели многие как-будтоприходят к новой модели, к новому пониманию существапотустороннего мира. Согласно этому новому взгляду, тот миресть не односторонний суд, а, скорее, совместное развитие внаправлении максимального самораскрытия, самореализации.Развитие души, особенно в отношении духовных способностей клюбви и познанию, не прекращается со смертью тела. Напротив,оно продолжается и по другую сторону нашего бытия, возможновечно или, во всяком случае, в течение какого-то периода,причем с такой углубленностью, о которой мы можем толькодогадываться, "как бы сквозь тусклое стекло". (1 Кор. 13, 12).

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Естественно возникает вопрос, - имеются ли какие-либодругие свидетельства, независимые от описаний, даваемых людьми,пережившими смерть, которые подтверждали бы реальность того,что мы называем опытом смерти. Многие люди сообщают о том, чтокогда они были вне своего тела, они видели события,совершающиеся в физическом мире. Подтверждаются ли какие-нибудь из этих сообщений другимисвидетелями, в отношении которых известно, что ониприсутствовали рядом. В отношении довольно большого числаслучае на этот вопрос можно ответить абсолютно утвердительно -"да!" Более того, описания событий, которые содержатся всвидетельствах людей, переживших внетелесный опыт, отличаютсявесьма большой точностью. Несколько докторов говорили мне, чтоони просто не в состоянии понять, каким образом пациенты неимеющие никаких медицинских знаний, могли так детально иправильно описать процедуру реанимации, тогда как врачипроводившие реанимацию точно знали, что пациенты мертвы. В нескольких случаях пациенты рассказывали мне о том, скаким изумлением встречали врачи и другие люди их рассказы отом, что происходило вокруг, пока они были "мертвы". Так,например, одна девушка рассказывала, что пока она была мертва инаходилась вне своего тела, она прошла в другую комнату, гдеона увидела свою старшую сестру, которая плакала и шептала: "О,Кэтти, пожалуйста, не умирай!" Позже, ее сестра была крайнеудивлена, когда Кэтти рассказала ей, где она ее видела и что та(сестра) говорила в это время. В двух следующих отрывкахописываются сходные события. 1. "После того, как все уже было позади, доктор сказалмне, что мое положение в самом деле было безнадежным. Я сказалаему: "Да, я знаю об этом". Он сказал: "Ну откуда ты можешь знать?" На это я отвечала: "Ямогу рассказать вам все, что происходило". Он не поверил мне и я сталарассказывать все как было с того момента, когда я перестала дышать и дотого времени, когда я как бы ходила вокруг по палате. Он был буквальношокирован, когда узнал, что я знаю обо всем, что случилось. Онсовершенно не знал, что сказать, но после он еще несколько раз приходилко мне и распрашивал меня об этом". 2. "Когда я пришел в себя после несчастного случая, рядомсо мной был мой отец. Я уже даже не стремился узнать, какую яполучил травму или что случилось, или что думают врачи о моемсостоянии. Все, что я хотел, это рассказать о пережитом мнойопыте. Я рассказывал моему отцу, кто вытаскивал мое тело издома, и даже о том какого цвета была одежда этого человека, отом, как они меня понесли и обо всем, что в это время говорилинаходившиеся там люди. Отец сказал мне: "Да, все это было насамом деле". Однако мое тело в то время уже унесли, и я никакне мог ничего ни видеть ни слышать, если бы не находился внесвоего тела". Наконец, в нескольких случаях я смог получить независимыесвидетельства, подтверждающие те или иные имевшие место событияот других лиц. Однако, при оценке этих независимых сообщенийвозникают некоторые сложности. Во-первых, в большинстве случаевподтверждающие события удостоверялись только самими людьми,пережившими умирание или, в лучшем случае, одним-двумя близкимидрузьями или родственниками. Во-вторых, даже в самыхпоразительных, хорошо подтвержденных случаях, которые мнеудалось собрать, я давал обещание не открывать действительныхимен. Но даже если бы я мог это сделать, я не думаю, что такиеподтверждающие рассказы, собранные уже после самого случая,могли бы представлять собой доказательство, в силу причин, окоторых будет сказано в заключительной главе. Мы подошли к концу завершающго обзора тех стадий исобытий, которые переживаются умирающими во время их опытасмерти. Я хочу в заключении этой главы привести отрывок изодного свидетельства, которое содержит большую часть техэпизодов, которые обсуждались выше. Кроме того, в данномповествовании имеется один уникальный момент, о котором ранееничего не говорилось: светящееся существо заранее говоритчеловеку о неминуемой смерти, но впоследствии решает сохранитьему жизнь. "В то время, когда оно призошло, я страдал жестокимиприступами бронхиальной астмы и энфиземы; такие приступы у менябывают сейчас. Однажды, во время сильного приступа кашля, яочевидано повредил позвонок в нижней части позвоночника. Черезнесколько месяцев я был на консультации у группы докторов всвязи с мучительными болями, начавшимися у меня. Наконец, одиниз них направил меня к нейрохирургу, д-ру Уатту. Он осмотрелменя и сказал, что мне немедленно надо ложиться в больницу. Ясогласился, и меня поместили в машину для перевозки. Д-р Уатт знал, что у меня больные легкие, поэтому онпригласил специалиста по легочным заболеваниям, который сказал,что анастезиолог, д-р Колеман, будет присутствовать в качествеконсультанта на случай, если придется давать наркоз. Такимобразом, специалист-легочник готовил меня в течении двухнедель, после чего передал меня в ведение д-ра Колемана. Впонедельник д-р Колеман, наконец, согласился на операцию, хотяон был очень обеспокоен моим состоянием. Они назначили операциюна следующую пятницу. В понедельник вечером я заснул и спокойнопроспал всю ночь. Но рано утром, во вторник, я проснулся отстрашной боли. Я поворачивался с боку на бок, чтобы занятьболее удобное положение. Как раз в этот момент появился свет вуглу комнаты, под потолком. Это был просто светящийся шарпохожий на мяч, не слишком большой, не более 12-15 дюймов в диаметре, и как только он появился мной овладело странноечувство. Я не могу назвать его ощущением ужаса, нет, это было не так.Это было ощущение полного мира и невероятного облегчения. Я увидел руку,которую свет протянул мне. Как только он сделал это, я почувствовал, какменя что-то вытягивает и что я оставляю свое тело. Я оглянулся и увиделсебя лежащим на кровати, в то время как я продолжал двигаться по потолкукомнаты. Теперь, когда я оставил свое тело, я принял ту же самуюформу, что и свет. У меня было ощущение, - я буду употреблятьсвои собственные слова для описания всего этого, так как яникогда не слышал чтобы кто-нибудь говорил о чем-либо подобном,- что эта форма была, определенно, духовной природы. Это небыло телом, скорее просто клуб дыма или пара. Это выгляделопочти как облачко сигаретного дыма, каким мы его видим в тотмомент, когда они плывут около лампы. Впрочем, эта форма былаокрашена. Я различал оранжевый, желтый и еще не оченьотчетливо, индиго и голубой. Эта духовная сущность не имела формы, подобной форме тела.Она была более или менее округлой, но у нее имелось то, что ябуду называть руками. Я помню это, потому что когда светспустился ко мне, я мог взять его протянутую руку своей рукой.В то же время ладонь и рука, принадлежащие моему телу,оставались неподвижными, - я мог видеть их, когда поднимался ксвету. Но тогда, когда я не пользовался этими духовными руками,мой дух опять принимал шарообразную форму. Итак, я был привлечен в то же место, в котором находилсясвет и мы начали двигаться сквозь потолок и стену палаты вкоридор, потом через коридор вниз, по этажам и так до нижнегоэтажа больницы. Мы безо всякого труда проходили двери и стены.Они как бы просто расступались перед нами, когда мы к нимприближались. Все выглядело так, как будто мы путешествовали. Я знаю,что мы двигались, однако скорость была не слишком большой. Вкакой-то момент я вдруг понял, почти мгновенно, что мы достиглипослеоперационной палаты. До этого я даже не знал, гденаходится эта палата в этой больнице, но мы были там и я опятьнаходился под потолком комнаты, в углу. Я видел врачей исестер, которые ходили в своих зеленых халатах, видел стоявшиетам кровати. Это существо сказало, вернее, показало мне: "Вот где тыбудешь, когда тебя привезут после операции. Тебя положат вон нату кровать, но ты не проснешься. Ты не будешь ничего знать, чтоприсходит с тобой с того момента, когда тебя поместят воперационную и до тех пор, пока я не приду за тобой некотороевремя спустя". Я не хочу сказать, что все это было сказанословами. Это не был слышимый голос, потому что в таком случаенаходившиеся в комнате слышали бы его, но этого не было. Этобыло нечто большее, чем просто мое собственное представление.Все это было так живо, что я не могу сказать, что не слышалэтого или не чувствовал. Это было нечто совершенноопределенное, переданное мне. В то время, когда я был в этойдуховной форме, я гораздо быстрее воспринимал все, что я видел,по сравнению с обычным состоянием. Я был весьма удивлен: "Вотто, что он хочет показать мне". Я мгновенно понимал все, что онимел ввиду. Это несомненно было именно так. Я видел кровать,которая была сразу справа, как войдешь в палату, я понимал, чтоэто именно та кровать, на которой я буду лежать и что онпоказывает мне все это с определенной целью. Потом он сказалмне зачем. Он показал мне все это потому, что не хотел, чтобы ябоялся того момента, когда мой дух выйдет из тела, но он хочет,чтобы я знал, что ждет меня. Он хотел убедить меня, чтобы я небоялся, потому что он придет ко мне не сразу, что вначале я должен буду пройти через другие ощущения, но что он будетохранять меня и в конце концов будет со мной. Сразу же после того, как яприсоединился к нему для этого путешествия в послеоперационную и самстал духом, мы, в некотором смысле, слились в одно целое, но в то жевремя мы были и отдельны. Но, насколько я мог судить, он полностьюглавенствовал. Даже тогда, когда мы проходили сквозь стены и потолки,казалось, что мы так едины, что никакая сила не могла бы отделить меняот него. В то же время сохранилось ощущение мира, спокойствия и ясности,которого я никогда не испытывал раньше. Итак, после того как он сказалмне все это, он вернул меня обратно в мою палату. Я увидел мое тело, всееще лежавшее в том положении, в каком я его оставил, и то же мгновениевошел в него. Я полагаю, что был вне моего тела минут пять или десять,но обычное протекание времени не имеет ничего общего с тем состоянием. Ядаже не помню, - думал ли я об этом в то время. Сейчас все это для менятак удивительно. Все это было так живо и реально, более реально, чем вобычной жизни. На следующее утро я уже совсем не болел. Когда я брился,я заметил, что мои руки не дрожат, как это было на протяжении шести иливосьми недель до этого. Я знал, что умру, но это не огорчало меня и непугало. Я не думал, скажем, "что бы мне такого сделать, чтобы избежатьэтого?" Я был готов. В четверг днем, то есть за день до операции, я был в своейпалате, когда мной овладело беспокойство. У нас с женой былсын, и мы еще взяли на воспитание племянника, с которым у насбыло довольно много хлопот. Так что я решил написать однописьмо жене и другое племяннику и изложить в них то, что менябеспокоило и спрятать письма так, чтобы они могли быть найденытолько после операции. После того, как я исписал две страницыписьма к жене, получилось так, как будто у меня открылось...................... залился слезами. Впервые я рыдал таксильно. Я боялся, что своими рыданиями я привлеку вниманиесестер и они прибегут узнать, что случилось. Но я не слышал,чтобы открывалась дверь. В этот раз я снова ощутил егоприсутствие, но на этот раз я не видел никакого света. До менятолько доходили мысли или слова, как раньше. Он говорил мне:"Джек, почему ты плачешь? Я думаю, что тебе будет хорошо сомной". Я ответил: "Да, я плачу. Я очень хочу идти к тебе".Голос спросил: "Тогда почему же ты плачешь?" Я ответил: "У насдовольно сложные отношения с племянником, вы знаете, и я боюсь,что моя жена не будет знать, как его воспитывать". Я старалсяпередать словами то, что я чувствовал, и как мне хотелосьпомочь жене воспитывать его. Я также говорил о том, что моеприсутствие могло бы все поставить на место. После этого ко мне пришли мысли от этого существа:"Поскольку ты просишь за другого и думаешь о других, Джек, япомогу тебе в этом. Ты будешь жить до тех пор, пока твойплемянник не станет взрослым мужчиной". Я перестал плакать и порвал написанное письмо, чтобы женаслучайно не нашла его. В тот вечер ко мне приходил д-р Колемани говорил мне, что предстоит немало трудностей с наркотизацией,чтобы я не удивлялся, если во время операции я проснусь и увижусебя в окружении шлангов, труб, машин и т. п. Я не говорил емуничего о моем опыте, поэтому я просто кивнул и сказал, чтоприму к сведению все сказанное им. На следующее утро меняоперировали. Операция заняла много времени, но прошла успешно.Когда я очнулся, возле меня был д-р Колеман. Я сказал ему: "Яточно знаю, где я сейчас нахожусь". Он спросил: "На какой выкровати?" Я сказал: "На той, которая первая справа, как выйтииз хола." Он рассмеялся, но, конечно, подумал, что яразговариваю, будучи в состоянии наркоза. Я хотел рассказать ему о том, что со мной произошло, нокак раз в этот момент вошел д-р Уатт и спросил: "Он проснулся.Что вы хотите сделать?" Д-р Колеман ответил: "Это было запределом моих возможностей. Я никогда в жизни не был такпотрясен, как сейчас. Я был здесь со всем своим оборудованием,но ему все это было не нужно." Когда я смог подняться с кроватии оглядеть комнату, я увидел, что я был на той самой кровати,которую мне показывал свет несколько дней назад. Это произошло три года назад, но я все помню так же живо,как и тогда. Это самая фантастическая вещь в моей жизни и яочень изменился после этого. Я рассказывал об этом только моейжене, моему брату, моему пастору и вот теперь вам. Я нестремлюсь к тому, чтобы произвести какой-то радикальный сдвиг ввашей жизни и я не хочу хвастать. Просто после этого случая уменя больше нет никаких сомнений. Я знаю, - есть жизнь послесмерти."

ПАРАЛЛЕЛИ

События различных стадий умирания, чтобы сказать самоескромное, несколько необычны. Отсюда мое удивление, когда втечения ряда лет я наталкивался на большое количествопараллельных свидетельств. Эти параллельные свидетельствавстречаются в древних или высоко эзотерических писанияхсовершенно различных цивилизаций, культур, районов.

БИБЛИЯ

В нашем обществе Библия наиболее читаемая и обсуждаемаякнига, касающаяся вопросов о духовной сущности человека и жизнипосле смерти. Но в целом Библия очень мало говорит о событиях,наступающих после смерти и о природе потустороннего мира. Этоотносится, главным образом, к Ветхому Завету. Согласно мнениюнекоторых специалистов по Ветхому Завету, только два текста вовсем Ветхом Завете говорят о жизни после смерти. Исайя, 26, 19: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвыетела! Воспряньте, торжествуйте поверженные во прахе: ибо росаТвоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов". Деян, 12, 2: "И многие из спящих во прахе землипробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание ипосрамление". Обратите внимание на то, что в обоих текстах говорится овоскресении физического тела и физическая смерть в обоихслучаях сравнивается со сном. Из предыдущей главы явствует, что очень мало людейпробовали описать со специфической библейской точки зрения то,что случилось с ними после смерти. Надо помнить, например, чтоодин человек отождествлял темный проход, через который онпроходил в момент смерти, с библейской долиной тени смертной.Двое упомянули слова Иисуса: "Я есть свет миру". Видимо, наосновании этих слов они определили свет, который встретили, каквстречу с Иисусом. Один из них сказал мне: "Я никого не видел вэтом свете, но для меня этот свет был Христом, Его сознанием,Его единством со всеми вещами, Его всеобьемлющей любовью. Ядумаю, что Иисус буквально говорил об этом, когда говорил, чтоОн свет миру". Вдобавок я наткнулся на явные параллели, которых никто изопрошенных еще не цитировал. Самая замечательная параллельимеется в писаниях апостола Павла. Он преследовал христиан досвоего знаменитого видения и откровения по дороге в Дамаск. Деян, 26, 13-26: "Среди дня на дороге я увидел, государь,с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня ишедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос,говоривший на еврейском языке: Павел, Павел! Что ты гонишьменя? Трудно тебе идти против рожна. Я сказал: "Кто Ты, Господи?" Он сказал: "Я Иисус котороготы гонишь; но встань и стань на ноги твои, ибо я для того иявился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелемтого, что ты видел и что Я открою тебе... Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесномувидению... Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал:"Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя досумасшествия." "Нет, достопочтенный Фест, - сказал он, - я небезумствую, но говорю слова истины и здравого смысла". Этот эпизод напоминает некоторые встречи со СвеятщимсяСуществом людей, прошедших через клиническую смерть. Во-первых,существо наделено личностью, хотя физическая форма не видна, иголосом, который задает вопросы и от которого исходятнаставления. Когда Павел пробует рассказать о своем видении,над ним смеются и издеваются, называя его безумцем. Тем неменее видение изменило течение всей его жизни. Он с тех порстал ведущим проповедником христианства и вел жизнь,исполненную любви к людям. Надо отметить и различия. Во время своего видения Павел небыл близок к смерти. Следует отметить, что Павел был настолькоослеплен светом, что не мог видеть в течение трех дней. Этопротивоположно нашим свидетельствам, согласно которым свет,встречавший умирающих, хотя и был невероятно ярким, но ни вкакой мере не ослеплял их и не мешал им видеть то, чтопроисходило вокруг. В обсуждении посмертной жизни апостол Павел отвечает, чтоза тело будут иметь мертвые. 1. Кор. 15, 35-52: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснутмертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешьне оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не телобудущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другоекакое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени своетело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении,восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает во славе;сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное,восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело духовное.... Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимсявдруг во мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит имертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся..." Интересно отметить короткое замечание Павла о природедуховного тела, которое прекрасно согласуется с сообщениямитех, кто оказался вне своего физического тела. Во всех случаяхподчеркивается нематериальность духовного тела, отсутствиефизической субстанции. Павел, например, говорит, что в товремя, как физическое тело было искалеченным, духовное телобыло цело. Имеется и другой пример, в котором духовное тело необладало возрастом, то есть не было подвластно времени.

ПЛАТОН

Философ Платон, который был одним из величайшихмыслителей, жил в Афинах с 428 по 348 г. г. до н. э. Он оставилнам 22 филосовских диалога, большинство из которых включаетучение его учителя Сократа, и несколько писем. Платон твердо верил в необходимость разума и логическогомышления для достижения истины и мудрости. Кроме того, он былвеликим ясновидцем, который говорил, что полная истина приходиткак мистическое откровение и внутреннее озарение. Он считал,что имеются планы и разрезы реальности, в которых физическиймир может быть понят только по отношению к другим, высшимпланам реальности. Соответственно он был заинтересован главнымобразом сознательной частью человека, его душой, и рассматривалфизическое тело лишь как временную оболочку души. Понятно, чтоон размышлял и о судьбе души после физической смерти, и чтомногие из его диалогов, особенно Федон, Конгресс и Республикаобсуждают именно эту проблему. Сочинения Платона полны описаний смерти, которыенапоминают те, о которых говорилось в предыдущей главе. Платонопределяет смерть как отделение внутренней части живогосущества, т. е. души, от его физической части, т. е. тела.Больше того, эта внутренняя часть человека менее ограничена,чем его физическое тело. Платон указывает на то, что времяявляется элементом лишь физического, чувственного мира. Другиеявления вечны, и замечательная фраза Платона о том, что то, чтомы называем временем, есть лишь "подвижный, нереальный отсветвечности". Во многих отрывках Платон обсуждает, как душа отделеннаяот тела, может встречаться и разговаривать с душами других икак она переходит от физической смерти к следующему этапусуществования, и о том, как на новом этапе ее опекают"берегущие" духи. Он упоминает о том, что люди могут бытьвстречены в час смерти лодкой, которая перевезет их "на другойберег" их посмертного существования. В Федоне в драматической интерпретации выражена мысль, чтотело есть тюрьма души, и что смерть является освобождением изэтой тюрьмы. В первой главе Платон определяет (устами Сократа)древнюю точку зрения на смерть как на сон и забытье, но делаетон это только для того, чтобы окончательно отказаться иизменить ход рассуждений на 180 градусов. Согласно Платону,душа приходит в человеческое тело из высшего и более священногомира; рождение есть сон и забытье, поскольку душа, родившись втеле, переходит из глубокого познания к низшему и забываетистину, которую знала в преджизни. Смерть, напротив, являетсяпробуждением и воспоминанием. Платон замечает, что душа,отделившаяся от тела, может думать и рассуждать более ясно, чемраньше, и различать вещи гораздо яснее. Более того, послесмерти душа предстает перед судьей, который показывает человекудела, как хорошие, так и плохие и заставляет душу смотреть наних. В книге 10-й "Республики" мы встречаемся с наиболееинтересными фактами. Здесь Платон рассказывает миф про Эра,греческого солдата. Эр сражался в битве, в которой множествогреков было убито, и когда соотечественники пришли убратьтрупы, тело Эра было среди трупов. Оно было положено с другимина жертвенник для сожжения. Через некоторое время его телоожило и Эр описывает то, что он увидел во время своегопутешествия под землю. Эр сообщает, что когда его душа вышла из тела, онприсоединился к другим душам и что там были тропинки, ведущиеот земли в царство будущей жизни. Здесь Эр и другие души былиостановлены и судимы какими-то священными существами, которыемогли сразу увидеть все, что душа совершила за время своегоземного существования. Эра, однако, не судили. Другие душисказали ему, что он должен идти обратно к людям, чтобы сообщитьим, каков другой мир. Увидев многое, Эр был послан назад, онсказал, что он не знает, как он вернулся в свое тело. Он простопроснулся на погребальном костре. Нужно помнить, что Платон предупреждает, что точноеописание деталей мира после смерти является, в лучшем случае,вероятностью. Платон не сомневается в том, что мы переживаемфизическую смерть, но он настаевает на том, что объяснитьбудущую жизнь нельзя, потому что мы ограничены своим физическимопытом. Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние могут запутатьнас. Наши глаза могут воспринять огромный предмет маленьким,если он расположен далеко, мы можем неправильно расслышать то,что кто-нибудь скажет нам и т. д. В результате мы можем получить неправильное представлениео природе вещей. Наши души не могут видеть реальность, пока онине освобождены от обманов и неточностей физических чувств. Во-вторых, Платон считает, что человеческий язык неспособен прямо выразить подлинные реальности. Слово скореескрывает, чем раскрывает подлинную природу вещей. Это значит,что нет человеческих слов, которые могли бы прямо обозначитьдействительность. Это можно сделать только при помощи аналогии,в мифе и другими косвенными способами.

ТИБЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ

Эта замечательная книга составлялась в течение многихвеков из учений мудрецов предисторического Тибета, передаваемыхв устной форме. Она была, наконец, записана в VIII веке нашейэры, но даже и тогда ее тщательно скрывали, чтобы она не попалак случайным людям. Форма, в которой составлена эта книга, определилась всоответствии с целями, для которых ее употребляли. Во-вторых,мудрецы, которые ее составляли, рассматривали умирание какискусство. Умирание могло принять должный или недолжный вид, взависимости от того, был ли подготовлен человек, чтобы хорошоумереть. Чтение этой книги было частью похоронной церемонии,или ее читали умирающему в последние секунды его жизни. Онаосуществляла две функции. Первая - помочь умирающему пережитьнеобычайное явление в момент самого умирания. Вторая - помочьтем, кто живет, правильно думать о смерти и не задерживатьумирающего своей любовью и эмоциями, чтобы он мог уйти вправильном духовном состоянии, освобожденный от всех физическихтревог. Для достижения этих целей, книга содержит пространныеописания стадий, которые душа переживает после физическойсмерти. Соотношения между различными стадиями смертипоразительно похожи на то, о чем мне рассказывали люди,испытавшие клиническую смерть. Во-первых, тибетская книга описывает мгновения, когда душаотделяется от тела. На какое-то время душа погружается взабвение и находится как-бы в пустоте, но не физическойпустоте, хотя и сохраняет сознание. Умирающий может слышатьтревожные и пугающие звуки, похожие на ветер и чувствовать себяокруженным серой, мутной атмосферой. Он очень удивлен тем, что находится вне своего физическоготела. Он видит своих родственников и друзей, рыдающих над еготелом, которое они приготовляют к погребению. Но, когда онпробует отозваться, никто не видит и не слышит его. Он еще неосознает, что он мертв, и он смущен. Он спрашивает себя, - живон или мертв, и когда он, наконец, осознает, что он умер, оннедоумевает куда идти и что делать. Ненадолго он остается натом месте, где он жил. Он замечает, что у него по-прежнему есть тело,называющееся сияющим телом, которое состоит из нематериальнойсубстанции. Он может подниматься на скалы, проходить сквозьстены, не встречая ни малейшего препятствия. Его движениясовершенно свободны. Где бы он не захотел быть, он в тот жемомент является туда. Его мысли и движения не ограничены. Егочувства близки к чудесному. Если он в физической жизни былслепым, глухим или искалеченным, он с удивлением чувствует, чтоего сверкающее тело усилилось и восстановилось. Он можетвстретить другие существа, находящиеся в таком же состоянии.Тибетская книга мертвых описывает чистый и ясный свет, откоторого исходят только любовь и сочувствие. Книга описывает также чувство безмерной радости и покоя, атакже нечто вроде "зеркала", в котором отражается вся жизньчеловека и все его дела, - дурные и хорошие. Существа, которыебудят его, видят его жизнь в этом зеркале. Никаких ухищренийздесь не может быть: лгать о своей жизни становитсяневозможным. Короче говоря, хотя тибетская книга мертвыхвключает много более поздних стадий смерти, о которых мне неговорили мои соотечественники, живущие в XX веке, между ихотчетами и этой древней рукописью очень много общего.

ЭММАНУЭЛЬ СВЕДЕНБОРГ

Сведенборг, который жил с 1688 до 1772 г. г. родился вСтокгольме. Он был известен благодаря многим статьям поестествознанию. Его сочинения по анатомии, физиологии,психологии пользовались признанием современников. В конце жизнион пережил духовный кризис и стал рассказывать о том, как онвошел в контакт с духовными явлениями потустороннего мира. Его последние работы дают описания того, что представляетсобой жизнь после смерти. Удивительно необычайное совпадениемежду тем, что он пишет и тем о чем свидетельствуют другиелица, перенесшие клиническую смерть. Сведенборг описывает какон ощущал себя, когда останавливается дыхание и циркуляциякрови. "Человек не умирает, он просто освобождается отфизического тела, которое ему нужно, когда он был в этоммире... Человек, когда он умирает, лишь переходит из одногосостояния в другое". Сведенборг утверждает, что он сам проходил эти ранниестадии смерти и ощущал себя вне тела. "Я был в состояниибесчувственности по отношению к ощущениям тела, т. е. почтимертвым, но внутренняя жизнь и сознание оставались нетронутыми,так что я запомнил все, что со мной происходило и чтопроисходит с теми, кто возвращается к жизни. Особенно ясно язапомнил ощущение выхода моего сознания, т. е. духа, из тела". Сведенборг рассказывает о том, что он встретил существа,которых он называет ангелами. Они спрашивали его, - готов ли онумереть? "Эти ангелы спросили меня, чем была моя мысль ипоходила ли она на мысль тех умирающих, которые обычно думают овечной жизни. Они хотели, чтобы я сосредоточился на мысли овечной жизни". Однако, общение Сведеборга с этими духами не было похожена обычное земное общение между людьми. Это была почтинепосредственная передача мыслей. Таким образом, здесьисключалась возможность неправильного понимания. "Духи общалисьсо мной на универсальном языке... Каждый человек после смертинемедленно приобретает способность к общению на этомуниверсальном языке... который представляет собой


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: