Есть три вида «страдания», и каждый следующий из них глубже раскрывает природу этого явления.




Четыре благородные истины (основа Буддизма).

Вся суть буддизма может уложиться в несколько строк, которые содержались в первой проповеди Будды Шакьямуни, которую он прочитал пяти своим бывшим ученикам. Это так называемые Четыре Благородные Истины. Итак, первая истина (Истина о Страдании) гласит о том, что в наша жизнь обусловлена страданиями. Вторая истина (Истина о Причине Страдания) говорит о том, что у этих страданий есть причина, которая кроется в несоответствии наших взглядов реальности, в омраченности нашего сознания такими состояниями как страсть, гнев и невежество. Третья истина (Истина о Пресечении Страдания) говорит, что можно избавиться от страданий, устранив их причину, т.е. избавив себя от негативного поведения и причин его возникновения. Четвертая истина (Истина о Пути) гласит, что есть путь, ведущий к избавлению от страданий, это Восьмеричный Благородный Путь.

Будда говорил, что он не учил ничему, кроме Четырех Благородных Истин. Все его лекции и поучения можно рассматривать лишь, как разъяснения и комментарии к ним. Своими последователями и учениками Будда называл не тех, кто верит в Будду, его учение (Дхарму) и в собрание всех просветленных (Сангху), а тех, кто независимо от того слышали ли они о Будде и его учении или нет следуют Четырем Благородным Истинам.

Иногда я сталкивался с таким мнением людей, утверждавших, что они верующие христиане, что не надо избавляться от страданий, ибо это наказание Господне, за грехи наши, и что это верх эгоизма заниматься таким действом. По этому поводу хотелось бы отметить, что на самом деле тут нет никаких противоречий по поводу того, что страдания — это последствия наших не благих поступков. Об этом вполне ясно сказано во второй Благородной истине. Единственное отличие в том, что Будда не указывал на «божественную» природу происхождения страданий, что принципиально не меняет суть дела, ибо страдания в следствие не благих деяний испытывают все не зависимо от того верят они в бога или нет. На счет же второй части — то искупление грехов совершается посредством совершения благих деяний и я не видел ни одного места в Библии, где говорилось бы о том, что надо делать нечто противоположное, либо просто ничего не делать с этим. Именно этому и учит Будда. И в этом нет ни какого эгоизма. Просто помимо заповедей, которые зачастую весьма сложно соблюдать, Будда дает дополнительное знание о том, что надо делать, для того, чтоб вы действительно могли соблюдать заповеди и жить в любви, а не в страхе их нарушить.

Первая Благородная Истина.

Первая благородная истина говорит о том, что наша жизнь обусловлена страданиями. Сейчас многие учителя, да и буддологи пытаются заменить слово «страдание» на «тягостность», «неудовлетворительность», «фрустрацию». Во всяком случае, так более правильно, но еще легче будет просто объяснить, что в данном случае имеется в виду под этим словом.

Есть три вида «страдания», и каждый следующий из них глубже раскрывает природу этого явления.

1. Физическое страдание (страдание страдания) — мучительность рождения, страдания от болезней, страдания старости и смерти. Еще сюда же иногда добавляют тревогу, боль, печаль, отчаяние — все, что встречается в жизни каждому, и что мы в обыденной речи называем страданием.

2. Психическое страдание (страдание рабства привязанности к желаниям). Основной принцип работы нашей психики состоит в том, что

— мы стремимся к тому, что считаем приятным,
— стараемся избегать неприятного,
— и удерживать баланс присутствия приятного и отсутствия неприятного.

Но в мире все постоянно меняется, и невозможно вечно сохранять такое состояние. Привязавшись к чему-то, человек в конце концов не может не утратить этого: ничто не длится вечно. Посмотрите, ведь есть множество таких привязанностей, которые не могут не привести к ощущению потери; есть множество вещей, которые мы отвергаем, и соприкосновение с ними доставляет страдание. Кроме того, в основном воспринимая других людей постоянными, неизменяющимися, вечно «хорошими» или «плохими» по отношению к нам, мы, с одной стороны, создаем причины для разочарований, а с другой — зачастую не можем принять хоршие поступки тех, кого считаем «плохими». В этом — страдание рабства привязанности к желаниям.

3. Страдание обусловленности. Есть такое сравнение: наше состояние похоже на состояние человека, на теле которого есть язва, и на нее то льется холодная вода, и человеку это кажется удовольствием, то язва посыпается солью, что усиливает страдания. Страдание обусловленности говорит о существовании самой язвы — причины этих состояний. Наше видение мира обусловлено предыдущим опытом, и многие реакции, которые когда-то давно были впечатаны в наше сознание, заставляют нас вновь и вновь повторять свои ошибки, создавая себе страдания. Нет, сам по себе опыт вовсе не плох, однако плохо неумение действовать свободно из-за засевших в сознании привязок, через призму которых мы смотрим на мир. По спектру, охватываемому ими, их делят на пять групп (пять скандх):

1. Первая скандха — совокупность ощущений (рупа-скандха), где выделятются физические, материальные характеристики (для осязания — твердость и мягкость, температура, для зрения — образ, цвет, интенсивность видимого, для слуха — громкость, резкость или мягкость звука и т.д.)

2. Вторая скандха — совокупность чувствований (ведана-скандха). На этом уровне восприятия мы перерабатываем данные предыдущей скандхи и определяем, приятно ли нам это ощущение или неприятно, или же мы относимся к нему нейтрально.

3. Третья скандха — это совокупность восприятий (самаджня-скандха), где мы распознаем форму и выделяем какой-либо предмет, к которому у нас появляется эмоциональное отношение.

4. Четвертая скандха — совокупность характеристик (самскара-скандха). Здесь появляется намерение что-либо делать (или не делать) с этим предметом.

5. Пятая скандха — совокупность сознания (виджняна-скандха), в которой уже присутствует шкала ценностей (что лучше с предметом сделать, или стоит что-либо сделать с другим предметом...)

Есть такой пример: летнее утро, мы выходим на улицу.

1. Замечаем, что светло и тепло — рупа-скандха.
2. Понимаем, что нам это приятно — ведана-скандха.
3. О! Это Солнце, хорошо, что оно светит — самаджня-скандха.
4. Можно так полежать, погреться на солнышке… — самскара-скандха.
5. Какое там греться, когда я на работу опаздываю! — виджняна-скандха.

Либо так: средина того же дня, в обеденный перерыв мы выходим перекусить в ближайшее кафе.

1. Замечаем, что светло и жарко — рупа-скандха.
2. Понимаем, что жара доставляет некоторые неудобства — ведана-скандха.
3. Да, это Солнце — и чего оно так печет… — самаджня-скандха.
4. Надо бы отойти в тень — самскара-скандха.
5. Да ладно, дойду до кафе: ничего страшного не случится — виджняна-скандха.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: