Третья Благородная Истина.




Третья благородная истина говорит о том, что страдания можно пресечь, убрав их причину — неведение. Такое пресечение и называется освобождением, просветлением, пробуждением (бодхи) или нирваной. Часто говорят, что сансара (круговорот существования, цикл перерождений) и нирвана — просто разные состояния сознания. Наше нынешнее «сансарическое» состояние — это состояние заигравшегося ребенка, который забыл, что сам же и придумал и принял правила игры. Он уже не помнит, что это только игра, не может отменить или изменить ее правила, и бьется, пытаясь решить кажущиеся ему угрожающими игровые проблемы, каждый раз запутываясь еще больше. Единственный путь к счастью, который ему виден — это выигрывать и выигрывать, но, как видите, в таком состоянии это очень часто не представляется реальным. Так мы играем уже не первый квадриллион лет, загрузая все глубже, и начало игры увидеть очень сложно.


Игры призваны служить развлечению, и проиграши в них не доставляют страданий до тех пор, пока ты помнишь, что сам же все это и затеял. Вот, нирвана — это и есть такая свобода играть или не играть в любую игру, а если и и играть — то без урона (страданий); свобода перерождаться или нет, а если и перерождаться — то быть абсолютно свободным. Такое свободное состояние естественно для нас, но лежит под толстым слоем омрачений. Многие небуддийские источники говорят о нирване, как о прекращении существования, но это не совсем верно. Кому же прекращать существование? Разве что одной идее о постоянном и самосущем «я».


Важно не путать просветление (бодхи) с наивысшим истинным всепросветлением (аннутара-самьяк-самбодхи). Человека, достигшего просветления, называют архатом (святым); он обладает осознанием отсутствия постоянного «я» и пустотности всех явлений, он отсек корни страданий. Наивысшее истинное всепросветление — это достижение состояния Будды (пробужденного). Существо, идущее по пути от просветления до состояния Будды называют бодхисаттвой.


Еще хочется рассказать о «десяти оковах» на пути к просветлению (архатству), и «четырех благородных личностях», по очереди сбрасывающих оковы.


1. Вера в существование постоянного «я». Убежденность в этом никак не дает продвинуться дальше: если есть какое-то постоянное истинное «я», неизменяемая душа, то не может идти речи и о ее прогрессе, развитии.

2. Сомнение в четырех благородных истинах. Не обязательно четыре благородные истины должны быть представлены в стандартной для буддизма форме, но понимание должно быть примерно таково: есть страдания; и их причина в омраченности сознания; есть состояние, свободное от страданий; и его можно достичь, работая с сознанием. Осознание этого порождает твердую устремленность не создавать больше причины страдания и создавать причины счастья. Таково избавление от второй оковы.

3. Неверное понимание сути практики. Это приверженность к ритуалам, формальному соблюдению правил, обетов. Любая религиозная практика, пусть это будет молитва, направлена на очищение сознания, и пользу дает именно пребывание в соответствующем состоянии. Слова молитвы сами по себе не могут принести ни положительных, ни отрицательных результатов. Освобождение от третьей оковы происходит, когда к устремленности к правильным действиям добавляется полное знание того, что является причинами счастья, а что — нет.

 


Человек, который избавился от трех первых оков, желает улучшения и ясно видит, что для этого надо делать. Не создавая причины страдания, он создает причины счастья. Так, он вошел в поток, несущий к просветлению. Это первая благородная личность — вошедший в поток.


4. Привязанность.


5. Гнев.


Практикуя, он полностью отсекает грубые омрачения — привязанность и гнев, и у него остаются только тонкие омрачения. Возвращающийся один раз еще раз переродится в мире людей, и в том перерождении достигнет состояния невозвращающегося либо просветления. Но и на протяжении этой жизни, продолжая практику, он может достичь этих плодов (в буддийской традиции принято называть достигнутые состояния плодами, говорят: «плод архатства», «плод вхождения в поток» и так далее.)


6. Привязанность к состояниям первых четырех дхьян.


7. Привязанность к состояниям четырех высших дхьян.


Устранив грубые омрачения, он переходит к тонким — к привязанности к дхьянам (досл. созерцание) — здесь: определенная степень медитативного сосредоточения (подробно о них — далее). Дхьяны являются более свободными состояниями сознания по сравнению с обычным человеческим. Но все равно это сансарические состояния сознания; если не отбросить привязанность к ним, то есть большая вероятность, что сознание зависнет в дхьяне на невероятно долгое время (миллиарды лет), а потом опять перевоплотится в одной из грубых форм жизни (человеком, животным и т.д.). Того, кто сбросил семь первых оков, отсекши привязанность к дхьянам, называют невозвращающимся. Считается, что он перерождается еще только один раз в одном из высших миров, где достигает просветления.


8. Гордыня. Устранив и грубые, и тонкие омрачения, человек переходит к устранению их причин. Если продолжать аналогии с игрой, то гордыня — это привязанность к выиграшам и необходимость в них.


9. Суетность — привязанность к играм вообще, необходимость играть в них.


10. Последним устраняется первоначальное неведение, разрушается причина страдания.


Преодолевший все десять оков является архатом (или Архетипом).


Итак, четыре благородные личности — это:

— вошедший в поток,
— возвращающийся однажды,
— невозвращающийся,
— архат.

Весь этот путь вполне реально пройти за одну жизнь, как это подтверждает опыт многих людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: