ТЕМЫработ по геологии для учащихся на 2021 – 2022 уч. г.
Общие рекомендации:
· Темы работ можно взять на стыке геологических наук и школьных дисциплин (окружающий мир, география, биология, химия, физика, ОБЖ).
· Формы представления: сообщение, доклад, презентация, реферат, учебно-исследовательская работа, проект, методические пособия, игры и др. с учётом возраста и уровня подготовки учащегося.
· Возраст участников: 1 – 11 классы
· Необходимое условие: личный интерес учащегося к выбранной теме.
· Приветствуются личные наблюдения учащегося в полевых условиях со сбором фактического материала (минералов, горных пород, окаменелостей, исторических артефактов и др.), фотодокументацией, зарисовками объектов. С точной привязкой точек наблюдений и мест отбора фактического материала.
· Помощь старших учащимся – адекватная. (Только помощь, учащийся должен проявить максимум самостоятельности. Также необходим КОНТРОЛЬ).
· Составить календарный план-график выполнения работы
· После выбора темы и составления плана/графика необходимо найти максимум источников информации по данной теме (учебная и научная литература, в том числе, опубликованная в Интернете – с точной ссылкой: авторы, название статьи, год опубликования, номера страниц и пр.; устная информация от специалистов и др. знающих людей;).
Например:
1. Гумеров Л.Г. Самоцветы и облицовочные камни Среднего Урала.- Екатеринбург: Минприроды РФ, ДПР Уральского региона, ОАО УГСЭ, 2000, с. 83-84.
2. Сапальское месторождение, Нижний Тагил город, Свердловская область, Урал Средний, Россия. URL: https://webmineral.ru/deposits/item.php?id=1694 (дата обращения: 18. 02. 2020).
· Желательно собрать максимум информации по теме/объекту: топонимика, месторасположение (физико-географический очерк: география, геоморфология/рельеф, гидрология, климат), история изучения (геология, археология – при необходимости, краеведение и др.), геология участка, иллюстративный материал (топографические, геологические и пр. карты; фотографии, рисунки) с указанием авторов и ссылок.
· Информацию скопировать на Документ Microsoft Office Word и распределить по папкам согласно предыдущему разделу и прислать научному руководителю (то есть, Л.И. Марбах) для редактирования, отбора и дальнейших рекомендаций.
· Составить план (содержание) работы. Примерная структура работы:
Введение (с указанием цели и задач).
Основная часть (литературный обзор, теоретическая часть, практическая часть – методика работы, результаты исследований, выводы).
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
· Расположить собранный материал по главам. Оформит титульный лист.
· Отредактировать материал. Оформить согласно правилам.
· Образцы каменного материала должны быть пронумерованы, приложить перечень образцов с кратким их описанием.
· Сделать небольшой доклад/сообщение в сопровождении компьютерной презентации
Примечания:
· Если учащийся уже совершал походы (экспедиции) на геологические (горно-технические объекты), можно за основу взять собранный материал.
· Сложные (большие по объёму) работы можно выполнять коллективно.
ТЕМЫработ
Раздел | Тема работы | Практическая часть |
Введение в геологию | Место геологии в жизни человека. Профессии геолога. | Показать роль геологии на примере уральской геологии. Беседы с геологами, экскурсии на рабочие места геологов и пр. |
Путешествие в прошлое Земли. Историческая геология и палеонтология | Как учёные определяют возраст горных пород | Представить коллекции образцов горных пород, возраст которых установлен (есть в «Полюсе») |
В гостях у динозавров | Сделать модели динозавров, нарисовать рисунки, сделать диораму | |
В гостях у мамонтов | Сделать модели животных мамонтовой фауны, нарисовать рисунки, сделать диораму | |
История экспозиции мамонтов в Нижнетагильском краеведческом музее | Посетить Музей, побеседовать с работниками музея, сделать фотографии. | |
Силурийское море на территории Нижнего Тагила | Экскурсия на известняковые карьеры, сбор окаменелостей, сделать экспозицию: «Дно силурийского моря» | |
Путешествие по древним морям | Описать геологические объекты р. Чусовой (возраст: карбон, девон) | |
Обитатели древних морей | Систематизировать коллекцию палеонтологических остатков и сделать соответствующую экспозицию для Геологического музея ГорСЮТур | |
Различные палеонтологические объекты (на территории Р.Башкортостан, Ленинградской обл. и др.) | Представить коллекцию, каменного материала, составить описание и маршрут экскурсии на объект | |
История геологического развития Урала | Представить историю геологического развития Урала с сопровождением каменного материала | |
Общая геология | ||
История геологических знаний | Развитие геологии. Выдающиеся геологи. (М.В. Ломоносов, А. П. Карпинский, А. Е. Ферсман, Е.С. Фёдоров, Р.И. Мурчисон и др.). | Составить обзор этапов развития геологии. Можно рассказать об одном из выдающихся геологов (минералогов, кристаллографов). Сделать экспозицию. |
Геологи – исследователи Урала. | ||
Рассказ о геологе - родственнике | Биография, профессиональная деятельность. | |
Геолог Алёшин Борис Михайлович | Сделать вставку/экспозицию в музее. Рассказ о геологе | |
Земля в космическом пространстве | Что мы знаем о геологическом строении Луны (Марса, Венеры и др.)? | Разработка виртуальной экскурсии по планетам Солнечной системы |
Метеориты. Известные метеориты мира, России. Челябинский метеорит. Загадка Тунгусского метеорита. | Разработка виртуальной экскурсии. В «Полюсе» есть образцы Челябинского метеорита и Сихоте-Алинского. | |
Внешние силы, формирующие лик Земли (Экзогенные геологические процессы) | Выветривание. Геологическая деятельность ветра, рек, озёр, болот. Карстовые процессы (в т.ч. пещеры) | Рассмотреть геологические процессы на примере природных объектов. Разработать учебное пособие, игры, викторины. |
Тектонические движения и землетрясения | Следы тектонических движений на природных объектах. | Собрать каменный материал: образцы со следами скольжения, смятия, дробления. Фотодокументация природных объектов со следами разломов, складчатых нарушений, смещений и др. Разработать виртуальную экскурсию, пособие и др. |
Землетрясения на Урале | Собрать статистические данные, составить карту землетрясений. Прогноз землетрясений | |
Магматизм (в т.ч. Вулканизм) | Магматическая деятельность на Урале (или: в окрестностях г. Нижнего Тагила). | Составить каталог объектов магматического происхождения с их описанием и привязкой к этапам магматической деятельности. Составить карту объектов, виртуальную экскурсию. |
Описать один из объектов (гора Лисья, гора Соловёва, гора Медведь-Камень, гора Высокая и др.) | ||
Нижне-Тагильский диорит-сиенитовый массив (горы Высокая, Естюниха, Медведь-Камень) | Дать подробное описание, практическое значение (месторождения железных руд), составить карту, обзорную экскурсию | |
Древние вулканы Урала. (Гора Лисья) | Дать подробное описание, практическое значение (месторождения медных и железных руд), составить карту, обзорную экскурсию | |
Вулканическая деятельность на территории Нижнего Тагила. (По следам древних извержений). (Горы Лисья, Голый Камень; шихан Красного Камня; окрестности Муринского пруда). | ||
Минералогия, кристаллография, петрография | Минералы (горные породы) в моей коллекции. | Дать подробное описание образцов с местом их отбора. Составить каталог коллекции. |
Кварц (гипс и пр.) в моей коллекции | ||
В мире кристаллов | Представить коллекцию кристаллов, собранную автором с описанием образцов | |
Мои опыты по выращиванию кристаллов | Провести опыты, описать их и представить результаты | |
Применение кристаллов. Значение кристаллографии | Разработать пособие (игру, викторину) | |
«Кладовые Земли». Полезные ископаемые | Полезные ископаемые Нижнего Тагила (или: Свердловской обл., Урала). | Составить каталог полезных ископаемых с указанием и описание отдельных месторождений. Составить карту. Разработать виртуальную экскурсию |
Этапы развития человечества как этапы освоения полезных ископаемых (каменный век, медный век, железный век…) | Посетить экспозиции в музеях. Разработать виртуальную экскурсию, пособие, игру…. | |
Роль металлов в жизни человека | ||
Поделочные камни Урала | Собрать коллекцию и описать её. Составить литотеку поделочных камней (включая и отполированные образцы). Представить карту проявлений и месторождений | |
«Кладовые Земли». Полезные ископаемые | Поделочные камни окрестностей Нижнего Тагила | |
Змеевик – уральский камень | Собрать коллекцию и описать её. Составить литотеку змеевиков с различных месторождений(включая и отполированные образцы). Образцы изделий. Змеевик в облицовке зданий.Представить карту проявлений и месторождений | |
По сказам П.П. Бажова. Ювелирные и поделочные камни в сказах Бажова | Составить каталог минералов в сказах Бажова. Разработать игру или викторину | |
Железные руды Нижнего Тагила. | Собрать коллекцию и составить каталог типов руд, их месторождений. Составить обзорную карту. Разработать игру или викторину. | |
Поиск, разведка и разработка полезных ископаемых | Сверхглубокое бурение. Кольская скважина. СГ-4 – Уральская сверхглубокая скважина. | Составить карту сверхглубоких скважин. Разработать виртуальную экскурсию. |
Космическая геология | Составить обзор методов геологических исследований в космосе. Представить результаты (примеры) | |
Железный век на Урале | Эксперименты по выплавке железной руды | |
Древние рудознатцы |
Можно также взять темы о золоте, алмазах, изумрудах, асбесте, глине, фарфоре, стекле – и о многом другом.
Ищите и предлагайте свои темы!