Условия перевозок грузов насыпью и навалом




Перевозка грузов насыпью и навалом

 

Насыпью и навалом могут перевозиться грузы, предусмотренные перечнем грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом общего пользования насыпью и навалом, согласно приложению к Правилам. Всего насчитывается около 550 наименований грузов, которые могут перевозиться насыпью и навалом.

Насыпью перевозятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, обладающих подвижностью, сыпучестью. Навалом в непакетированном виде повагонными отправками перевозятся грузы, погрузка которых производится без счета мест (штук) и которые по своим физическим свойствам не могут быть отнесены к насыпным грузам.

Если количество мест груза, предъявляемого к перевозке навалом в одном вагоне, не превышает 100 штук, и грузовые места не могут быть сформированы в транспортные пакеты, эти грузы по желанию грузоотправителя предъявляются к перевозке с указанием количества мест груза. В случае погрузки на открытый подвижной состав груза в количестве менее 100 мест (штук) и при этом число мест в вагоне визуально не просчитывается, то груз к перевозке принимается навалом.

Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (например, цемент, известь, минеральные удобрения, апатит, гипс, мел), перевозятся насыпью и навалом в предназначенных для их перевозки специализированных крытых вагонах (например, в вагонах-муковозах, вагонах-зерновозах, хоппер-цементовозах, вагонах-минераловозах), специализированных контейнерах.

Для перевозки грузов навалом в упакованном виде могут использоваться крытые вагоны. Грузы, перевозимые навалом в крытых вагонах, перевозятся с установленными дверными заграждениями. Для предотвращения навала грузов на двери крытого вагона допускается в качестве заграждений дверных проемов применять щиты, доски или заграждения из других материалов.

Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков, перевозятся насыпью и навалом на открытом подвижном составе, в том числе в специализированных открытых вагонах.

Грузы, перевозимые навалом и требующие защиты от атмосферных осадков, загрязнения (например бахчевые культуры, овощи и другие) перевозятся в крытых вагонах. Грузы, перевозимые навалом, не требующие защиты от атмосферных осадков (например дрова, камни природные, металлы черные) перевозятся в открытом подвижном составе и в специализированных вагонах.

Перевозка грузов в специализированных вагонах, а также в глуходонных полувагонах разрешается при наличии у грузополучателей средств разгрузки, о чем в транспортную железнодорожную накладную грузоотправителем вносится соответствующая отметка.

При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов насыпью в специализированных вагонах и глуходонных полувагонах грузоотправитель обязан в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» сделать отметку следующего содержания: «Перевозка в специализированных вагонах (или соответственно в глуходонных полувагонах) с получателем согласована. Устройства разгрузки имеются».

Перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, перевозимых насыпью или навалом, грузоотправитель обязан заделать зазоры вагонов для исключения просыпания груза на железнодорожные пути и загрязнения окружающей среды.

При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов насыпью или навалом в транспортной железнодорожной накладной в графе "Количество мест" грузоотправителем указывается соответственно "насыпью" или "навалом".

Грузы, подверженные смерзанию при низких температурах атмосферного воздуха, перевозятся в соответствии с правилами перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утверждаемыми в соответствии с законодательством, и настоящими Правилами.

После выгрузки многих грузов, перевозимых насыпью или навалом, должна производиться промывка вагонов. Перечень этих грузов приведен в Правилах очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов. Грузы, перевозимые насыпью и навалом взвешивают, как правило, на вагонных весах без расцепки вагонов, но с остановкой их на весовой площадке. Массу тары, как правило, принимают по трафарету. Масса навалочных и насыпных грузов может определяться по обмеру.

5.5.2 Особенности перевозок отдельных насыпных и навалочных грузов

 

Насыпные и навалочные грузы являются массовыми, характеризуются постоянством потоков. Погрузка и выгрузка их в основном сосредоточена на крупных предприятиях, что создает в основном благоприятные возможности для осуществления перевозок этих грузов маршрутными или групповыми отправками. Масса таих грузов определяется взвешиванием на вагонных весах или обмером.

Большинство насыпных грузов обладает большой текучестью, повышенным абразивным воздействием на трущиеся части подвижного состава и погрузочно-разгрузочных машин и устройств.

Такие грузы, как алебастр, гипс, мел, цемент относятся к сильно пачкающим грузам; после их выгрузки вагоны обязательно промывают. Кроме того, они являются вяжущими материалами, смешиваясь с водой образуют пластические массы, которые затем затвердевают. Вяжущие материалы обладают повышенной способностью к распылению.

Перевозки каменного угля по своему объему составляют значительную часть грузооборота на железнодорожном транспорте. Каменный уголь перевозят в полувагонах. Загруженные вагоны взвешиваются и в соответствии с грузоподъемностью полувагона догружаются или отгружаются при ее превышении, т.е. производится дозировка. На многих шахтах применяются бункерные погрузочно-весовые устройства, на которых взвешивание совмещается с погрузкой.

Ископаемые угли обладают способностью поглощать кислород воздуха, что приводит к самонагреванию и самовозгоранию. По мере окисления происходит выделение и накопление тепла, что в конечном счете приводит к самовозгоранию углей. Не допускается погрузка ископаемых углей в вагоны, засоренные остатками других грузов, так как угольная пыль с другими веществами (с серным колчеданом, аммиачной селитрой, бертолетовой солью и т.д.) образует взрывчатые смеси.

Так как объемная масса торфа колеблется в широких пределах от 0,2 т/м3 (для воздушно-сухого продукта) до 0,65 т/м3 (для влажного), его перевозят в специализированных цельнометаллических полувагонах-хопперах с объемом кузова 120 м3 и грузоподъемностью 58 т или в универсальны полувагонах с наращенными бортами. При длительном хранении торф подвержен самонагреванию и самовозгоранию.

Цемент относится к вяжущим строительным материалам. В перевозочных документах указываются вид и марка цемента. Вследствие легкой распыляемости и вредного воздействия на организм человека обслуживающий персонал при работе с цементом должен пользоваться защитными марлевыми повязками или респираторами. Перевозят цемент насыпью в универсальных крытых вагонах, в специализированных саморазгружающихся крытых вагонах, в специализированных цистернах для цемента и в специальных контейнерах грузоотправителя. В специализированных вагонах цемент следует в адрес грузополучателей, имеющих устройства для выгрузки, другим грузополучателям такие вагоны направляют при их согласии. Цемент также перевозится в таре; в качестве тары для цемента применяются крафт-бумажные мешки вместимостью 50—70 кг.

Минеральные удобрения перевозят и хранят в основном в затаренном виде или насыпью. Затаривают удобрения в полиэтиленовые и бумажные мешки массой до 50 кг. Затаренные удобрения перевозят в универсальных крытых вагонах. Для перевозки удобрений насыпью применяют специализированные крытые цельнометаллические вагоны бункерного типа (хопперы-минералловозы) объемом кузова 73,0 и 81,0 м3.

При разгрузке минералловоза нельзя допускать образование вакуума внутри кузова. С этой целью перед разгрузкой открывают один из загрузочных люков на крыше. Выгружают минеральные удобрения из минераловозов на обе стороны повышенного пути или в специальные приемные устройства.

Порошкообразные удобрения обладают негативными свойствами: повышенной способностью к слеживанию, гигроскопичностью, пылением, абразивностью. Это вызывает необходимость защиты трущихся частей машин и подвижного состава, использование респираторов для защиты органов дыхания обслуживающего персонала и принятия мер для предотвращения качественных и количественных потерь удобрений. Гранулирование позволяет изменить или значительно ослабить отрицательные физико-химические свойства удобрений.

 

 


5.5.3 Профилактические меры против смерзаемости грузов

 

К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 °С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам кузова вагона. Перечень перевозимых насыпью грузов, относящихся к смерзающимся грузам, а также сроки проведения профилактических мер против смерзания в холодный период года в зависимости от местонахождения подразделений перевозчика приведен в Приложениях 1 и 2 Правил перевозок смерзающихся грузов.

До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных пределов. Если это невозможно, грузоотправитель применяет профилактические средства. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными, грузополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести груза в пункте выгрузки.

Для предотвращения смерзания груза могут применяться следующие профилактические меры:

– предварительная сушка насыпных грузов до безопасной влажности;

– промораживание увлажненных грузов до погрузки путем многократного механизированного их пересыпания с обветриванием частиц груза атмосферным воздухом (перелопачивание);

– равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями – ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли;

– пересыпка груза негашеной известью, сухими древесными опилками. Негашеная известь и древесные опилки засыпаются слоем на пол вагона, а потом выполняется послойная пересыпка груза по высоте погрузки таким образом, чтобы отдельные слои груза не соприкасались.

Внесение в массу груза необходимых профилактических средств, в том числе покрытие жидкостями и растворами стен и пола полувагонов и платформ, должно производиться способом (преимущественно механизированным), обеспечивающим равномерное перемешивание этих средств с насыпным грузом, равномерную послойную пересыпку, тщательное обрызгивание маслами, ниогрином, северином.

Выбор профилактических средств грузоотправителем зависит от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. Выбранные средства профилактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, предусмотренные соответствующими ГОСТ или техническими условиями на продукцию. Выбранные грузоотправителем средства профилактики согласовываются с грузополучателем.

При дальних перевозках грузов в условиях низких температур окружающего воздуха, меняющихся климатических и метеорологических условий (особенно в переходные периоды года) грузополучатели оснащают свои пункты выгрузки смерзающихся грузов средствами разогрева или механического рыхления для восстановления сыпучести эти грузов. Для разогрева смерзшихся грузов используются тепляки и другие обогревательные устройства (например, инфракрасные излучатели).

Для механического рыхления таких грузов применяются бурофрезерные установки, самоходные виброударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа.

Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающего груза указывает в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания. Например, «Груз проморожен», «Пересыпано известью в количестве …%», «Обмаслено в количестве …%» и др. Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель «Смерзающийся».

Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно. Перевозчик может принять к перевозке смерзающиеся грузы без применения профилактических мер при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своевременной выгрузки. При этом в накладной грузоотправитель делает отметку «С согласия получателя — без профилактики».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: